Составляющие стратегического управления
Стратегическое управление предприятием включает пять основных компонентов:
1. Видение – это образ возможного и желаемого будущего состояния организации.
2. Сфера деятельности– вид деятельности, связанный с конкретной, хозяйственной единицей, программой и т.д. Определение бизнеса предполагает оценку его перспектив и уяснения в нем своего конкретного места и возможностей.
3. Миссия, или общественно значимая роль, организации представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.
4. Стратегия – модель действий, предназначенных для достижения целей организации. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
5. Программы и планы – это система мер по реализации принятой организацией стратегии, призванная решать задачи распределения ресурсов, полномочий и ответственности среди подразделений (сотрудников), участвующих в реализации стратегии; разработки оперативных планов и программ.
Стратегическое управление предполагает реализацию следующих этапов: анализ среды; определение миссии и целей организации; формирование и выбор стратегии; реализация стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.
Менеджеру при реализации стратегического управления необходимо ориентироваться на следующие принципы:
1. Научность;
2. Целенаправленность стратегического управления;
3. Гибкость стратегического управления;
4. Единство стратегических планов и программ;
5. Создание необходимых условий для реализации стратегии.
Миссия и цели организации
Важными базисными элементами стратегического менеджмента являются миссия и цели организации.
В широком смысле слова миссия – это сформулированная философия, предназначение и смысл существования организации. В узком понимании миссия – это сформулированная причина создания и деятельности организации.
Основные компоненты миссии:
1. Продукты или услуги, которые производит организация, т.е. круг удовлетворяемых потребностей.
2. Категории целевых групп потребителей.
3. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей.
4. Конкурентные преимущества.
5. Философия бизнеса.
Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг.)Например,миссия Wallmart: «Мы помогаем нашим покупателям сэкономить деньги, чтобы сделать их жизнь лучше», миссия Facebook: «Предоставить людям возможность поделиться своей жизнью с другими и сделать мир более открытым и объединенным», миссия Pepsi: «Быть лучшей в мире компанией-производителем продуктов питания, сфокусированной на готовых продуктах и напитках. Во всем, что мы делаем, руководствоваться тремя принципами – честность, последовательность и справедливость».
Миссия детализирует статус организации и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях
Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация.
Возможны два подхода к установлению целей предприятия.
Суть первого подхода достаточно проста и хорошо известна специалистам по управлению: установить цели, исходя из достигнутого уровня, добавляя, 2–3% к цифрам прошлого года. Это так называемый метод «планирования от достигнутого».
Второй подход к установлению целей значительно сложнее, он предполагает разделение процесса определения целей на ряд последовательных шагов:
1. Определение миссии (философии) бизнеса.
2. Установление долгосрочных общих целей на плановый период.
3. Определение конкретных целей (задач).
Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели:
1. Положение на рынке. Рыночными целями могут быть: завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка организации, выход на международный рынок и т.д..
2. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: выпуск инновационных товаров, применением новых технологий или способов организации производства.
3. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов.
4. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение высокой производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами.
5. Финансы. Общая цель – сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.
6. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда.
7. Менеджмент. Ключевая цель в этой области – определение сфер управленческого воздействия, методов и способов управления.
Цели предприятия должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей:
а) Конкретность и измеримость.Выражая цели в четких измеряемых формах, руководство создает базу для принятия решений и оценки хода работ.
б) Горизонт планирования. Выделяют долгосрочные (горизонт планирования более 5 лет), среднесрочные (плановый период от 1 года до 5 лет) и краткосрочные (обычно в пределах года) цели. Чем уже горизонт планирования, тем конкретнее должна быть выражена цель.
в) Достижимость.Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации. Установление недостижимых целей блокирует стремление работников к успеху и снижает мотивацию труда.
г) Непротиворечивость.Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.
Виды целей организации
Цели разделяют на общие (главные) и специфические.
Общие цели отражают концепцию организации, ее миссию и разрабатываются на длительную перспективу, например, для обеспечения устойчивости организации на рынке, разработки новых направлений развития.
Специфические цели разрабатываются в контурах общих целей по основным направлениям деятельности организации и по ее подразделениям или дочерним организациям. Они носят характер подцелей и формируют системную взаимосвязь общей цели и внутренних элементов организации:
Цели также разделяются по времени их достижения на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочные цели — это цели, которые могут быть достигнуты в течение года; среднесрочные цели — от одного до пяти лет; долгосрочные цели — свыше пяти лет.
Процесс установления целей в различных организациях проходит по разному. В одних организациях установление целей полностью централизованно, в других же организациях может быть полная децентрализация.
При полной централизации при установлении целей все цели устанавливаются самым верхним уровнем руководства организации.
В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной – процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит таким образом: каждый из нижестоящих ровней определяет свои цели, исходя из целей более высокого порядка. Вторая схема предполагает, что установление целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, процесс целеполагания состоит из трех последовательных стадий:
1. Осмысление результатов среды (внутренней и внешней).
2. Выработка соответствующей миссии.
3. Выработка целей организации.
Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождения четырех этапов:
1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
2) установление целей для организации в целом;
3) построение иерархии целей;
4) установление индивидуальных целей.
В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей (рисунок 11)
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
1. общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
2. при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
3. при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
4. подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
5. фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Рис 11. Дерево целей организации
Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от организационной структуры.
Важным моментом целеполагания является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики в аспекте развития за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.