Типы человеческого мышления в их соотношении к языку.

Формы мышления и их соотношение с формами языка.

Проблема отношения мышления к языку – «вечная» проблема науки, причем не только лингвистики, но и философии, логики, психологии.

Положение этой проблемы на стыке наук, с одной стороны, обуславливает возможность разных подходов к ее решению, а с другой – делает очень непростым сам разговор о ней, особенно во вступительном лингвистическом курсе.

Термин «мышление» употребляется в широком и в узком значениях. В широком понимании мышлением называют любую форму отражения действительности высшей нервной системой. В этом значении термин применим не только к человеку: известно, что на вопрос «думают ли животные?» наука сегодня отвечает положительно. Но это вовсе не означает стирания той глубочайшей качественной грани между животными и человеком, которая была создана длительной эволюцией Homo sapiens’a, так как формы мышления животных принципиально отличны от человеческих.

Чаще этот термин употребляется в узком смысле, называя им лишь собственно человеческий и неотделимый от языка тип мышления – способность человека мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки. Для лингвистики, естественно, главным предметом изучения является человеческое мышление в его отношении к языку.

Типы человеческого мышления в их соотношении к языку.

Вопрос о типах мышления человека решается неоднозначно, но чаще всего выделяют три типа, по-разному относящихся к языку: практическое, наглядно-чувственное и абстрактно-логическое мышление.

Практическое мышление – простейший тип мышления, который осуществляется непосредственно при совершении трудовых операций, когда мы манипулируем какими-либо орудиями и предметами.

Поэтому его называют также опредмеченным мышлением, а иногда – «ручным» мышлением, или «памятью рук». Например, научившись правильно работать на клавиатуре компьютера, мы в дальнейшем делаем это уже автоматически, не думая, каким пальцем какую букву нажимать.

Практический тип мышления есть и у животных, но в элементарной форме инстинкта и подражания, поддерживаемого генетической памятью, например, умение строить гнезда, норы, использовать определенные типы охоты и т.п. Но у человека в основе навыков лежит не инстинкт, а сознательное обучение, общественный и личный трудовой опыт. Обучаясь какой-либо трудовой операции, человек опирается не только на показ « как это делать» и последующее подражание, но и на словесное объяснение и понимание. Достаточно вспомнить, как мы обычно выражаем свое удовлетворение усвоением какого-либо практического навыка, допустим, вязания на спицах: «наконец-то поняла, теперь поняла». Однако важно отметить, что само опредмеченное мышление протекает не в языковой форме.

Доказательством этому служит хорошо всем известный факт: стоит специально сосредоточить мысль на каком-либо хорошо устроенном механическом действии, т.е стоит начать рассуждать про себя, мы почувствуем затруднение, а, возможно, собьемся, сделаем ошибку.

Наглядно-чувственное мышление – осуществляется в форме представлений, т.е остаточных образов некогда воспринимавшихся предметов или ситуаций, поэтому его еще называют образным мышлением.

Известно, что большую часть информации о внешнем мире мы получаем через зрение, соответственно, зрительные образы прочнее закрепляются в памяти и составляют основу образного мышления, хотя возможны и звуковые представления(мелодия), обонятельные, реже осязательные. Представления почти всегда сопровождаются эмоциями. Допустим, слыша слово котенок, мы не только представляем детеныша кошки зрительно и осязательно, но и переживаем в этот момент определенные положительные эмоции (нежность, умиление).

Этот тип мышления присущ любому человеку, но уровень его развития у так называемых «правополушарников» ( с доминирующим образным мышлением) выше, чем у «левополушарников», у которых доминирует логическое мышление. Это определенным образом влияет на способности и профессиональные предпочтения человека.

Образное мышление есть и у животного (к примеру, образ «своего» по стаду), но у человека оно на порядок выше. Во-первых, только человеку свойственно творческое образное мышление. Именно креативный вариант образного мышления, реализующийся в форме живописного полотна, скульптуры убеждает в отсутствии его обязательной связи с языком. Во-вторых, образное мышление человека часто неотделимо от рассуждения, т.е испытывает на себе сильнейшее влияние мышления абстрактно-логического.

Абстрактно-логическое мышление – это специфически человеческая высшая форма мышления, осуществляемая в понятиях, суждениях и умозаключениях и протекающая только в языковой форме. Его также называют вербальным мышлением.

Поскольку психо - физиологический основой абстрактного мышления является деятельность центральной нервной системы, то законы и формы этого мышления едины для человека разумного как биологического вида, хотя мыслительное содержание – по понятной причине – существенно варьируется от народа к народу, от человека к человеку. Универсальны и языковые формы абстрактного мышления, что позволяет выделить в любом языке (а значит, в человеческом языке вообще) одни и те же базовые языковые структуры.

Формы абстрактного мышления и их языковые соответствия.Основные формы абстрактно-логического мышления: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма абстрактного мышления, которая отражает совокупность общих существенных свойств класса однородных предметов.

Поэтому логическое суждение имеет двучленную структуру, которая включает предмет суждения и предикат суждения – то, что приписывают субъекту суждения. В логически строгом суждении эта связь подчеркивается связкой, в роли которой выступают формы глагола быть(есть, реже суть). Например, в суждении «Язык есть система знаков» язык-субъект суждения, система знаков - предикат.

Нетрудно понять, что в языке суждению соответствует простое предложение, причем двусоставное, хотя в обиходном мышлении жесткость логической схемы всячески нарушается. Это находит отражение в существовании различных типов простого предложения, в том числе односоставных и неполных.

Умозаключение – форма абстрактно-логического мышления, в котором устанавливается зависимость между двумя или несколькими суждениями, что и позволяет делать вывод.

В формальной логике умозаключение имеет структуру трехчленного силлогизма. В языке умозаключениям соответствует сложноподчиненное предложение с причинно-следственным, условным или уступительным отношением между главной и придаточной частями. Прочие типы сложноподчиненных предложений, а также сложноподчиненные предложения не соотносятся прямо с умозаключениями. Таким образом, и в этом случае мы видим соотношение, но не тождество формы мысли и форм языка: последние несравненно богаче в пределах одного языка и разнообразны по языкам. Например, такая яркая структурная примета немецкого синтаксиса, как позиция глагола-сказуемого в конце придаточного предложения, к логике не имеет никакого отношения.

Наконец, чрезвычайно важно то обстоятельство, что предложение, и простое, и сложное, является языковой формой мысли, включенной в коммуникацию, а потому и на его структуру, и на его содержание оказывают влияние не только логические, но и психологические и коммуникативные факторы. Так, предложения с обратным порядком слов по сути своей нарушают требования логики во имя лучшей коммуникативной организации высказывания.

Вывод.

Проведенная сравнительная характеристика форм мышления и соотносительных с ними языковых форм позволяет сделать общий вывод, что соответствие между любой формой абстрактного мышления и языковым способом ее выражения не является тождеством: языковые формы разнообразнее, свободнее, чем структуры формальной логики – логики теоретического мышления и выводного знания, в сравнении с которыми на протяжении многих веков изучали язык, прежде всего грамматику.

Наши рекомендации