Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами социальной перцепции являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому человеку. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, человек принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить совсем по-иному.

Рефлексия - это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Эффекты межличностного восприятия

В процессе знакомства, построения коммуникативных связей складываются отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. При этом, помимо умения конструктивно воспринимать и оценивать партнера по общению, большое влияние оказывают сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека. Выявление этих аспектов необходимо для прогнозирования ситуации межличностного восприятия. К этим факторам восприятия другого человека относят ряд типичных искажений представления о другом человеке. Это, так называемые, - «эффект ореола» («гало-эффект»), «эффект последовательности», «эффект авансирования» «эффект проецирования на других людей собственных свойств», явление «стереотипизации» и т.д.

«Эффект ореола» –влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Суть этого эффекта проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект последовательности» –касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нем в первую очередь.

«Эффект авансирования» –человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

«Эффект проецирования» - заключается, в том, что человек ожидает от окружающих поведения по его собственной модели. Этот эффект часто встречается и проявляется при неумении людей встать на точку зрения другого человека.

Явление стереотипизации – одна из основ формирования первого впечатления. Социальные стереотип – это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.

Выделяют:

 физиогномические стереотипы (например, многие люди считают, что если у человека большой лоб, – умный, квадратный подбородок – сильная воля),

 стереотипы внешности (полные люди – добродушные, худые – сердитые и замкнутые),

 социальные (профессиональные, национальные и пр.). Например, эталон образа врача большинство людей описали так: «врач должен быть в белом халате, чистом колпаке, всегда иметь при себе инструменты и уметь успокоить больного», так же считается, что все англичане худощавы и надменны, а французы только и думают о любви и т.д. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.

Каузальная атрибуция

Одним из механизмов интерпретации поведения и личностных особенностей служит каузальная атрибуция. Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция – система интерпретации причин поведения окружающих.

Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, которая может основываться на знании причин этого поведения. Если причины неизвестны, тогда в условиях дефицита информации, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и сами образцы поведения или какие-то, более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то образцом, имевшимся в прошлом опыте, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но, так или иначе, возникает целая система способов такого приписывания – каузальная атрибуция. Приписывание причин поведения и характеристик осуществляется крайне субъективно.

Фундаментальная ошибка атрибуции - тенденция переоценивать значение личностных черт и недооценивать роль ситуации. Кроме того, индивид совершает основную ошибку атрибуции, интерпретируя поведение других людей. Отмечается, что люди склонны объяснять чаще свое собственное поведение с точки зрения сложившихся обстоятельств, но в отношении других склонны считать, что те сами виноваты и несут ответственность за свое поведение.

Наши рекомендации