Наглядно-образного мышления
В диагностической работе с детьми с ЗПР чрезвычайно важно изучить наглядные формы мышления. Стадии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления - это ступени становления познавательной сферы, которые в онтогенезе предшествуют и подготавливают развитие словесно-логического мышления. Оценка уровня развития наглядных форм мышления необходима, так как он определяет возможность освоения программы начальной школы. Кроме того, показатели наглядно-образного мышления могут служить критериями отграничения детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников, детей с умственной отсталостью и общим недоразвитием речи. Известно, что дифференциально-диагностическая ценность методик изучения наглядных форм мышления повышается при наличии различных видов помощи ребенку.
Название методики:«Цветные прогрессивные матрицы».
Автор:Дж.Равен. Модификация Т. В. Розановой.
Источники:1) Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М.: Когито-Центр, 1996. 2) Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педагогика, 1978.
Возрастобследуемых: младший школьный (6.5 - 10 лет).
Цель:оценка уровня развития наглядно-образного мышления, особенностей произвольного внимания, восприимчивости к помощи, выявление симптомов нарушения умственной работоспособности.
Стимульный материал.36 заданий, составляющих три серии оригинального теста Дж. Равена: А, АЬ и В (по 12 проб в каждой серии). 28 матриц направлены на выявление сформированное™ операций дополнения до целого (задания на установление тождества, выявление принципа центральной и осевой симметрии). Остальные 8 (А11, А12; АЫ2; В8 - В12) оценивают уровень сформированное™ операции установления связи по аналогии. В качестве примера приведены матрицы А4 (рис. 7) и В10 (рис. 8).
■ " ' ! :
'■■-.. . f *" ■-■■'; "■ ^ '
8 „оь,Я
Процедура проведения.Ребенку последовательно показывают все 36 заданий, собранных в альбом. В инструкции указывают на отсутствие «кусочка» в «коврике», изображенном в верхней части каждой матрицы. Ребенку предлагается подыскать подходящий «кусочек» среди шести, расположенных в нижней части той же страницы альбома.
Традиционная процедура исследования по методике Дж. Равена позволяет выявить лишь уровень актуального развития ребенка. Модификация Т. В. Розановой дает возможность определить зону ближайшего развития. Предполагается, что первое задание в серии А (матрица А1) используется как обучающее. При этом, если ребенок совершает ошибку, психолог рассматривает с ним возможные решения и объясняет правильное. При подсчете итогового результата в баллах ответ по матрице А1 не учитывается. Остальные 35 заданий применяются для тестирования. По каждому из них ребенок должен найти ответ самостоятельно. В случае ошибки, используется стимулирующая помощь. Это такое воздействие психолога, которое направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей. Психолог указывает на допущенную ошибку: «Неправильно. Подумай еще». То же самое говорится ребенку, если вторая попытка также оказалась неуспешной. Если третья попытка не дает правильного решения, внимание ребенка может быть привлечено к наглядным условиям задачи (к фигурам, частям, их взаимному расположению, к направлению линий и т.п.).
Оценка результатов.Оценка проводится следующим образом: за правильный ответ с первой попытки испытуемый получает 1 балл, со второй попытки - 0,5 балла, с третьей - 0,25 балла. Неправильный ответ после третьей попытки оценивается как 0 баллов. Итоговой показатель выполнения матричных задач равен сумме баллов, полученных за решение заданий всех трех серий. Показатель успешности (ПУ) выражается в процентах. Он подсчитывается по формуле:
ПУ = (Х* 100%) /35,
где X - сумма баллов, полученных ребенком при решении 35-ти заданий с 1 - 3 попытки.
В исследовании Т. В. Егоровой (1984) были определены четыре уровня успешности решения матричных задач (табл. 8).
t t \ "■'* ■.-'.■ , (
s, i * ы\У' '• ■..' ■■■ ■ ■ '
■"■ .'■■■'•■■ : ' t , i •
У нормально развивающихся учащихся 1 - 2-х классов в 90% случаев отмечается IV и III уровни успешности. Второй, и особенно первый уровень успешности решения матричных задач, встречается у детей с ЗПР различного генеза. Суммарное количество баллов, равное 13 и менее, было обнаружено лишь у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью (Т. В. Розанова, 1978; Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, 1989).
Отдельно можно подсчитать сумму «дополнительных» баллов, полученных за решение проб со второй и третьей попыток, что может рассматриваться как отражение особенностей произвольного внимания, характеристику импульсивности ребенка.
Если задания на тождество и симметрию больше отвечают за зрительное восприятие и пространственное мышление ребенка, его работоспособность, то задания на аналогии характеризуют собственно мыслительную деятельность. Как правило, умственно отсталые дети плохо справляются именно с заданиями на установление закономерностей по аналогии. Дети с ЗПР здесь более успешны, но в отличие от нормально развивающихся сверстников, они чаще нуждаются в стимулирующей помощи, во второй и третьей попытке. Таким образом, количество решенных аналогий может служить показателем при дифференциации детей с ЗПР и умственной отсталостью.
Если в заданиях без аналогий нарастают ошибки к концу исследования, то это указывает на симптомы утомляемости. В случае преобладания ошибок в начале задания в таких пробах и их уменьшении к концу исследования можно говорить о медленной врабаты-ваемости.
■■■ 92
■А Название методики:«Разрезные картинки». - ,л'($ми..-
Автор:Л. И. Переслени, О. И. Шуранова.
Источник:Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. - М.: Когито-Центр, 1996.
Возраст обследуемых: младший школьный (6.5 - 10 лет).
Цель:оценка уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, особенностей пространственного конструирования.
Стимульный материал.Три черно-белых предметных картинки, вырезанные по контуру и разрезанные на части. (Приложение 1). Перечислим картинки в порядке возрастания трудности:
1. «Мальчик». Картинка заимствована из VI субтеста
детского варианта интеллектуального теста Дж. Векслера. В на
стоящей методике это легкое задание предлагается использовать
главным образом для ознакомления с процедурой обследования.
Результаты его выполнения не влияют на количественную оценку
уровня развития наглядных форм мышления. Но возникновение
трудностей при складывании этой картинки может иметь дополни
тельное диагностическое значение.
2. «Бабочка». В этом задании, как и в первом, имеется
признак симметрии, облегчающий ребенку ориентировку в задании.
Изображение бабочки разрезано на пять частей. Левое переднее и
правое заднее крылья разрезаны так, чтобы при неправильном при
кладывании частей почти совпадала длина срезов, но не узоры
крыльев.
3. «Петух». Трудности складывания этой картинки обу
словлены нестандартностью линий ее разреза на части, то есть во
преки привычному делению: голова, туловище, ноги и др.
Процедура проведения.На выполнение каждого из трех заданий ребенку дается максимум три попытки по две минуты на каждую. Попытки различаются между собой последовательно увеличивающимися дозами помощи.
Перед началом каждой попытки психолог раскладывает перед ребенком части изображения стандартным образом (см. Приложение 1) и предлагает ему собрать объект. При первой попытке никакой помощи кроме стимулирующей (если в ней возникла необходимость) не оказывается. Если при первой попытке складывания картинки без образца ребенок исчерпал время, предлагается вторая попытка. При этом ему говорят: «Не получается - ничего, это довольно трудно. Я покажу тебе картинку (перед ребенком кладется целый, «нерасчлененный» образец). Вот что должно получиться. Посмотри внимательно и сложи такую же». Если ребенок собрал объект неправильно и сказал: «Все», психолог говорит: «Посмотри
': 93
внимательно - все так?» При отрицательном ответе ребенку дают возможность использовать оставшееся (если оно осталось) до 2 минут время. Если обследуемый не замечает ошибки, ему предлагается третья попытка.
При третьей попытке показывается «расчлененный» образец со словами: «На этой картинке показано, из каких частей она состоит. Прерывистые линии — это линии разреза. Узнаешь эти части? Посмотри, здесь видно, как они друг к другу прикладываются - сделай так же».
При второй и третьей попытке образец остается перед глазами ребенка. Если и после предъявления расчлененного образца ребенок не может правильно сложить предлагаемое задание, используется четвертая попытка. В этом случае его просят наложить части картинки на образец и запомнить результат, предупредив, что затем он будет собирать объект самостоятельно. После этого части картинки вновь раскладываются стандартным способом, образец убирается и предлагается собрать картинку вновь.
Следует добавить, что после правильного выполнения задания 1 необходимо обратить внимание ребенка на хорошую, точную «подгонку» частей друг к другу, на плавность контура. Кроме того, перед первой попыткой в каждом задании ребенка опрашивают, какой именно объект разрезан.
В протоколе фиксируется время выполнения каждой попытки. Целесообразно схематично отмечать способ составления изображения бабочки, и особенно, петуха.
Начисление баллов проводится по следующей схеме. Успешное решение задания: i с первой попытки - 10 баллов; со второй попытки - 8 баллов; ;*■• в третьей попытки - 5 баллов; «: , с четвертой попытки - 2 балла;
■т не уложил самостоятельно части картинок на образец, но смог, несмотря на это, собрать картинку - 1 балл; не выполнил задание - 0 баллов.
В тех случаях, когда ребенок не замечает тонких различий при складывании картинки (например, неправильное расположение детали 4 при складывании петуха), из оценки для соответствующей попытки вычитается 1 балл. Так, если петух складывается, в основном, правильно со второй попытки, с перевернутой четвертой деталью, то начисляется не 8, а 7 баллов.
Авторами методики на основе анализа массива экспериментальных данных (более 200 первоклассников) были выделены четыре уровня успешности решения задач (табл. 9).
■' 94
Правильное складывание любой картинки с первой попытки дает основание считать, что у ребенка хорошо сформированы соответствующие образы-представления, перцептивные навыки анализа элементов изображений, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Выполнение задания не с первой, а со второй попытки может быть связано со слабой сформированностью образов-представлений при достаточном уровне развития перцептивных и мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза.
Потребность в использовании третьего и, особенно, четвертого вида помощи с применением расчлененного образца указывает на недостаточное развитие перцептивных и мыслительных операций.
У большинства младших школьников с нормальным развитием
наблюдается IV и III уровни развития наглядных форм мышления.
При ЗПР чаще встречается II и I уровни. w,
, Г1
■, л Заданиедля самостоятельной работы■-чи *«;.■'.
Подготовка стимульного материала. р,ж-э
■ |Ф out «сда.>1
: Занятие 16 (практикум)