Основные проблемы психологии труда
Предмет и задачи психологии труда
Цели:
Знать:
- историю возникновения и развития психологических представлений о труде;
- понятие, предмет и методы психологии труда;
- основные психологические признаки труда и профессии;
Уметь:
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
Психология и труд
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.
Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология труда».
Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труда и от психологических качеств личности трудящегося.
Психология труда — это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
Основными задачами психологии труда являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:
1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.
Психология труда занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).
Взаимоотношение психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных положений о сущности психологии труда:
- она направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;
- она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);
- она отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.
Предметом психологии труда является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (как ее профессиональные способности) и ее взаимодействие с производственной средой.
Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к трудящемуся его профессия. Различные виды производственной деятельности (профессии и специальности) требуют для ее успешного осуществления различные особенности личности рабочего: его направленности, опыта, характера, способностей, психических состояний, внимательности, восприятий, памяти, мышления, эмоциональности, волевых усилий и психомоторики,— которые и определяют способности к этой деятельности.
Основные проблемы психологии труда.
Психические свойства, состояния и особенности психических процессов у трудящихся различны, а их производственная деятельность требует определенных качеств. Возникает противоречие между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения. Отсюда появляется необходимость отбора лиц, у которых либо уже есть природные, либо могут быть развиты в процессе профессионального обучения и практической деятельности требующиеся для осваиваемого вида труда личные качества работника, и вместе с этим приспособления процесса труда, технологии и технических средств производства к общим психическим свойствам человека. Снятие противоречий между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения — первая основная проблема психологии труда, над решением которой работают не только специалисты-психологи, но и инженеры, техники, рабочие-новаторы и педагоги профессионально-технического образования.
Решение этой проблемы усложняется тем, что требования зависят от технических средств и технологии производства, которые не остаются постоянными, а претерпевают существенные преобразования, изменяя вместе с тем и требования к психике рабочих, которая тоже меняется по мере повышения образования, опыта и в результате изменений отношений личности.
Производственная среда, с которой взаимодействует рабочий, это прежде всего совместно с ним работающие люди, находящиеся в одном с ним производственном звене, бригаде и общем производственном коллективе. Коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные требования, которые должны постоянно удовлетворяться каждой личностью. Из взаимоотношений коллектива и личности возникает вторая важная проблема психологии труда, проблема оптимальных межличностных отношений в процессе производства и создания благоприятного социального психологического климата на предприятии.
Внешняя среда — это материальные и эстетические условия труда и технические средства производства, с которыми рабочий постоянно взаимодействует. Температурные условия работы, освещенность и окраска материальных предметов непосредственно воздействуют на его психическое состояние и течение психических процессов, положительно или отрицательно влияя на его дееспособность, а следовательно, и на производительность труда. Технические средства производства, которыми он управляет, влияют на его психику своей сложностью, трудоемкостью, подвижностью, исправностью или неисправностью, удобствами или неудобствами управления ими и даже внешним видом. Но это взаимодействие влияний технических средств зависит и от того, в каком состоянии рабочий их содержит и как управляет ими. Приведение внешней среды в оптимальное состояние, обеспечивающее наиболее высокую дееспособность рабочего, — третья из главнейших проблем психологии труда.
Дееспособность труженика зависит также от физической, умственной и нервной нагрузки на него, обусловленной характером его работы: темпом, ритмом, чередованием труда и отдыха и взаимодействием с совместно выполняющими технологические процессы членами трудового коллектива. Все это обеспечивается системой организации производственного труда. Психологическое обоснование организации трудовых процессов с целью обеспечения высокой дееспособности тружеников и повышения их производительности труда — четвертая из важнейших проблем психологии труда.
В решении своих проблем психология труда использует закономерности общей психологии для повышения качества и облегчения трудовой деятельности и для успешного профессионального обучения и воспитания трудящихся, лучшего обеспечения выбора и освоения ими профессии. Вместе с тем психология труда открывает свои специфические закономерности и разрабатывает принципы изучения и использования психических явлений в труде и формирования личности рабочего, обогащая тем самым общую психологическую науку. Тесно связана психология труда и с социальной психологией, самостоятельной отраслью которой она является.
За время своего развития психология труда накопила много психологических знаний о труде, приведя их в стройную систему. Продуманное их использование в трудовых процессах дает большой эффект в повышении дееспособности тружеников и производительности их труда, поэтому в современных условиях психология труда стала не только наукой, накапливающей и систематизирующей психологические знания о труде, но и одной из производительных сил.
Задачи психологи труда
1. Рассмотренные в предыдущем параграфе предмет и основные проблемы психологии труда предопределяют стоящие сейчас перед ней задачи. Если ее первоочередная проблема — снятие противоречий между требованиями профессии к психике трудящегося и его психологическими возможностями, то совершенно очевидно, что прежде всего надо изучать эти требования путем психологического анализа трудовых процессов той или иной профессии, а затем — в чем соответствуют, а в чем не соответствуют требованиям производства психологические качества тех, кто должен работать или уже работает по этой профессии.
Из этого следует, что первоочередная задача психологии труда — психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентации, консультации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащихся профтехучилищ профессиональных способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда — психологической профессиографией, разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и являющейся частью синтетической науки — профессиологии.
2. Вторая задача — изучение способностей людей, которые намереваются работать по той или иной профессии или уже работают, но еще не вполне овладели ею, или же мастеров своего дела, обладающих высокоразвитыми профессиональными способностями, для изучения сущности последних. Не овладевшие профессией изучаются для того, чтобы определить соответствие их способностей требованиям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых для данного вида деятельности способностей или переключения того или иного человека на другую профессию, к которой он более способен. Эта вторая задача решается трудовой экспертизой (в частности, профессиональной консультацией) на основании педагогических, психологических и производственных характеристик, а при необходимости и обследованиями специалистами — психологами и врачами.
3. Профессиональные способности формируются в процессе профессионального обучения и практической производственной деятельности по осваиваемой профессии. Освоение профессии и развитие профессиональных способностей невозможно без успешного формирования необходимых знаний, навыков и умений. Значит, третья задача психологии труда — психологическое изучение процесса формирования профессиональных знаний, навыков, умений с целью выявления психологических закономерностей этих процессов, использование которых может помочь в усовершенствовании методики учебной и воспитательной работы по подготовке квалифицированных рабочих осваиваемой профессии. Эта задача психологии труда решается главным образом преподавателями и мастерами профессионально-технического обучения при консультации и руководстве со стороны методистов и психологов.
4. Недостаточные способности к той или иной профессии и степень развития других, выявляемых в процессе учебной или практической деятельности по этой профессии, путем анализа взаимодействия оператора и машины, правильности и ошибочности его действий, а также профилактики брака и аварий, требуют устранения последних и развития способностей. Отсюда вытекает четвертая задача психологии труда — обеспечение безопасности труда посредством изучения ошибочных действий и поиска путей их профилактики и устранения. Профилактика и устранение ошибочных действий имеет большое значение в усовершенствовании методики профессионального обучения, а также в предупреждении брака, травм и аварий в производственной деятельности. Анализ ошибочных действий осуществляется инженерами-производственниками, рабочими-наставниками, преподавателями технических предметов и мастерами производственного обучения под руководством психологов.
5. Успешность формирования профессиональных способностей, а следовательно, и повышение качества производственных действий во многом зависят от психических состояний учащихся профессиональных учебных заведений и молодых, еще недостаточно опытных рабочих. Поэтому пятая задача психологии труда — изучение их психических состояний и настроений в процессе учебной и производственной деятельности с целью разработки наиболее рациональных методов управления психическим состоянием. В решении этой задачи основная роль принадлежит тем, кто непосредственно руководит учебной и производственной работой изучаемых.
6. Психические состояния и общее настроение совместно обучающихся или работающих на производстве в значительной мере определяются их межличностными отношениями и социально-психологическим климатом в коллективе или группе. Отсюда возникает шестая задача психологии труда — изучение межличностных отношений и социально-психологического климата в процессе учебной и производственной деятельности с целью выработки мероприятий по усилению благотворного его влияния на повышение дееспособности и производительности труда.
7. Дееспособность трудящихся также зависит от режима труда, обусловленного его организацией, обеспечивающей темп и ритм работы, чередование труда и отдыха, физической, умственной и нервной нагрузки. Поэтому седьмая задача психологии труда — изыскание мер профилактики и снятия усталости и утомления с целью сохранения дееспособности на достаточно высоком уровне и повышения производительности труда. Эта задача также решается не только психологами и врачами, но и организаторами производственной деятельности трудящихся, а также руководителями и педагогами профессиональных учебных заведений.
В современных условиях производительность труда зависит главным образом от технических средств производства, от их мощности, быстродействия, надежности, безопасности, от удобств управления ими в эксплуатации. Современные технические средства производства уже настолько сложны и продолжают еще более усложняться, что управляющему ими оператору становится все труднее и дольше овладевать ими. Поэтому появилась настоятельная необходимость приспосабливать технические средства производства к общим психическим свойствам оператора. Из этих обстоятельств возникла восьмая задача психологии труда — гуманизация технических средств производства, решаемая недавно возникшим, но уже быстро развивающимся разделом психологии труда — инженерной психологией. Свои специфические задачи инженерная психология решает силами инженеров-конструкторов и производственников совместно с психологами.
Разумеется, это лишь общие задачи, относящиеся ко всем профессиям сфер материального производства и обслуживания. Применительно к отдельным профессиям они, конечно, решаются своеобразно, с учетом их специфики и, кроме того, более конкретно и детализированно. А поскольку различных профессий большое количество и они недолговечны, одни отмирают, другие возникают совершенно иными, постольку решение общих и частных задач психологии труда чрезвычайно усложняется. Одним лишь психологам своевременно решать их уже невозможно. Поэтому важнейшей, девятой задачей психологии труда стало распространение накопленных ею знаний среди инженерно-технических и инженерно-педагогических работников, наставников и мастеров -производства, а также преподавателей технических предметов и мастеров производственного обучения, с тем чтобы они, в совершенстве зная сущность своих профессий и вооружившись знаниями психологии труда, конкретизировали бы эти общие задачи применительно к своим профессиям и специальностям, подчиняя их задачам своей педагогической работы.
4. Система отраслей психологии труда
Проблемы, стоящие перед психологией труда, решаемые ею общие и частные вопросы и уже накопленный научный материал систематизирован в несколько ее отраслей. Более того, есть все основания считать, что эта система необходима и достаточна, чтобы в нее укладывались все отдельные вопросы, которые будут решаться психологией труда в будущее, обозримое время:
I. Методология психологии труда.
II. Психологическая профессиография.
III. История психологии труда (опыт ее прошлого, когда психология труда была подменена некритически заимствованной из-за рубежа психотехникой, к тому же претендовавшей на роль самостоятельной науки, содержит не только много ценного, но и много ошибок, имеющих тенденцию повторения).
А. Подсистема форм приспособления личности к видам труда:
IV. Психологическая рационализация подбора кадров:
1. Профессиональная ориентация:
а) профессиональное просвещение (профессиональное обучение, воспитание и пропаганда);
б) профессиональная консультация;
в) профессиональная адаптация.
2. Психологический профессиональный отбор.
3. Психологический профессиональный подбор.
4. Изучение роли личного фактора в несчастных случаях и браке (ретроспективная трудовая экспертиза).
V. Психологическая рационализация профессионального образования:
1. Психология трудового воспитания.
2. Психология трудового обучения.
3. Психология тренировок и тренажеров.
4. Психологическая подготовка и мобилизация к различным видам труда.
Б. Подсистема форм приспособления труда к требованиям личности:
VI. Психология организации труда:
1. Рационализация рабочего места и производственных межфункциональных связей.
2. Режим труда и отдыха.
3. Профилактика усталости.
4 Борьба с монотонией.
5. Управление межличностными отношениями и социально-психологическим климатом.
VII Инженерная психология (психологическая гуманизация техники):
1 Приспособление орудий труда и техники к личности.
2. Психологические проблемы технической эстетики (психология эстетизации техники и производственной среды).
5. Методы психологии труда
Психология труда пользуется основными методами общей психологии (см. выше тему «Методы психологии»), но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.
Методы психологии труда в зависмости от того, для каких целей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов:
1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов;
2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися;
3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда;
4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений.
Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда. Прежде всего они должны соответствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлений и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.
Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабочего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко ранимым компонентам их структуры.
Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность рабочего и трудовую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, то оно должно рассматриваться только в качестве «среза».
Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований:
1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков;
2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем;
3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов.
Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.