Прагматико – прикладное знание

Этот тип включает знание о правилах “перевода” постановок прикладных задач на язык психологии. Общественная практика выдвигает перед психологией разнообразные задачи. Как правило, эти задачи исходно сформулированы на языке той предметной области, от которой идет запрос (смежных наук, идеологии, спорта, организаторов производства, военных и т. п.). Чтобы работать с такими запросами, психология должна перевести их на свой язык. В общем виде структуру прагматико-прикладных знаний можно определить как соответствие требований практики психологическим условиям их удовлетворения.

Знание о методах

Это один из центральных типов психологических знаний о структуре, функциях и качестве применяемых в научной и прикладной психологии методов решения стоящих перед психологией задач. Можно выделить три разновидности такого знания.

Структурное знание о методе.

Знание о структуре (способах временной и логической взаимосвязи) действий, образующих метод. По-другому этот тип можно назвать знаниями, описывающими метод. В простейшем случае такое описание содержит просто последовательность шагов (этапов), выполнение которых необходимо при реализации метода. Каждый из шагов может называться или, если для этого есть необходимые знания, описываться. Таким образом, в идеале знание о структуре метода представляет собой иерархическую структуру описания его элементов, усложненную наличием связей между элементами одного (горизонтальные связи), а иногда и разных (диагональные связи) уровней.

Функциональное знание.

Это знание о том, какие задачи позволяет решать данный метод. В общем виде структура данного типа знаний включает, кроме названия метода, объекты и условия применения метода, а также характер получаемого результата.

Знание о качестве метода.

Это знание о том, что с точки зрения такого-то критерия результат такого-то метода, применяемого к таким-то объектам в таких-то условиях, характеризуется таким-то качеством. Конкретизация категории объектов и условий применения метода может варьироваться в широких пределах. В качестве примера знания о качестве метода можно привести знание психометрических характеристик (например, валидности или надежности) психодиагностических тестов.

Морфологическое знание

Это знание о составе объектов психологического знания. Возможны две формы данного знания с условной границей между ними: а) один объект есть часть другого объекта; б) один объект есть элемент другого объекта. Термином “элемент” здесь подчеркивается не столько дальнейшая неразложимость первого объекта, сколько дискретная природа второго (или, точнее, наших представлений о нем). Морфологическое знание отражает аналитическую тенденцию изучать объект, расчленяя его. Специфика объектов психологического знания определяет, по крайней мере, три возможных способа членения: выделение динамических единиц (действий, операций, процессов и т. п.); временное членение, то есть выделение временных срезов — состояний объекта в конкретный момент или, точнее, в фиксированный временной интервал; пространственное (квазипространственное) членение, когда в объекте выделяются его составные части, присутствующие в нем одновременно, причем исследователь абстрагируется от их динамики (образы, представления, ценности, установки дают примеры квазипространственных “частей психики”).

Структурное знание

Является обобщением морфологического знания. Структурное знание отражает попытки использовать в психологии системный подход, конкретно — структурно-функциональный метод анализа систем (психических). Структурное знание содержит в себе морфологическое, но дополняет его знанием взаимосвязей (отношений) между частями или элементами исследуемого объекта.

Функциональное знание

Этот тип знания отражает другую сторону стремления использовать в качестве общеметодологического принципа системный подход. В общем виде функциональное знание может быть представлено как знание о том, что одна система выполняет по отношению к другой определенную функцию. При этом сами системы могут быть как одной природы, так и разной (например, одна психическая, другая социокультурная или одна психическая, другая физиологическая и т. д.). Если обе системы имеют одинаковую природу, то одна из них может входить в другую (быть ее подсистемой), например, психика и восприятие, но такого вхождения может и не быть (например, интеллект и воля). В случае, когда одна система входит в другую, можно говорить о том, что функциональное знание содержит в себе фрагменты структурного. Необходимо отметить одну особенность определения систем, входящих в формулировки функционального знания, которая не всегда эксплицируется, но часто делает функциональное знание во многом тафтологичным. Имеется в виду случай, когда единственным определением одной из систем, входящих в формулировку, является “это то, что выполняет для другой системы такую-то функцию”. Такие тавтологии, часто незаметные на первый взгляд, но проявляющиеся при последовательном раскрытии содержания знания, оказываются очень распространенными для функционального знания.

Наши рекомендации