Тема 2. Теоретическая база имиджелогии

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Включает

Конспект лекций по дисциплине «Имиджмейкерство» разработан для специальности «Сервис» специализации «Сервис в индустрии моды и красоты»

Содержание учебной дисциплины

Блок 1. Особенности функционирования имиджа в системе общественных отношений...........................................................................3

Тема 1. Введение в имиджелогию...............................................................3

Тема 2. Теоретическая база имиджелогии...............................................................5

Тема 3. Социальная база имиджелогии...................................................................8

Тема 4. Социально-психологическая база имиджелогии.....................................11

Блок 2. Индивидуальный имидж.............................................................................14

Тема 1. Невербальный имидж....................................................................................14

Тема 2. Кинетический имидж....................................................................................16

Тема 3. Вербальный имидж........................................................................................17

Тема 4. Паравербальный имидж................................................................................20

Тема 5. Габитарный имидж........................................................................................22

Тема 6. Техники составление костюма.....................................................................24

Блок 3. Корпоративный имидж...................................................................................26

Тема 1. Сущность корпоративного имиджа..........................................................26

Тема 2. Корпоративная стратегия............................................................................30

Тема 3. Внутренний корпоративный имидж...........................................................32

Тема 4. Корпоративная культура.............................................................................34

Тема 5. Внешний корпоративный имидж...............................................................38

Тема 6. Методы создания образа организации......................................................44

Тема 7. Фирменный стиль организации..................................................................46

Список литературы.....................................................................................................48

Приложение.................................................................................................................50

Блок 1. Особенности функционирования имиджа в системе общественных отношений

Тема 1. Введение в имиджелогию

Имиджелогия – это комплексная практическая дисциплина, использующая отдельные результаты ряда наук, целью которой является создание методологического и методического оснащения для профессиональной деятельности по созданию и преобразованию имиджа.

Имиджмейкерство (имиджмейкинг) практическая деятельность по формированию и корректировке имиджа. В последнее время в мире и в нашей стране значительно возрос интерес к феномену имиджа. Понятие имиджа стали связывать с понятием успешности в индивидуальной, профессиональной и коллективной деятельности. В связи с этим увеличилась востребованность разработок, связанных с формирование имиджа, имиджмейкерских разработок. Такие разработки представляют большой интерес не только для человека, но и для современного бизнеса, коммерческих, государственных, общественных организаций. Так как от умения строить эффективный имидж часто зависит успешность бизнеса, то и компетентность в этой области специалистов различных направлений является их перспективной служебной необходимостью.

Имиджмейкер специалист, осуществляющий деятельность по формированию и корректировке имиджа. Соответственно профессиональная деятельность таких специалистов требует компетентности в перечисленных областях знаний. Востребованность специалистов, умеющих создавать имидж, владеющих технологическими знаниями и умениями в области создания имиджа сегодня очень высока. Это связано с расширением рынка услуг, методов деловой активности, развитием информационых коммуникаций, систем поддержки решений, увеличение информационных потоков.

Имидж – модель поведения человека, включающая включает в себя речевое поведение, неречевое поведение и поведение в области оформления человеком своей внешности. В контексте ситуативно-деятельностного подхода имидж можно рассматривать как модель поведения человека, создаваемую для каждой отдельной коммуникативной ситуации и работающую на достижение коммуникативной цели.

Имидж как модель имеет неограниченное количество вариантов поведения и может считаться эффективным, если достигает цель коммуникативной ситуации (психологическую или прагматическую).

Существуют следующие виды имиджа:

Индивидуальный имидж: человека, специалиста, лидера, бизнесмена, политика и т.д.

Корпоративный имидж: фирмы, организации, политической партии, общественного движения.

Предметный имидж: товара, товарной марки, периодического издания, города, страны.

Субъекта представленного в имидже мы будем называть прообразом имиджа.

Субъекта для которого создается образ и в представлении которого он существует - реципиентом имиджа.

Социальную группу, для которой создается имидж - аудиторией имиджа. Ее состав определяется видом и содержанием деятельности прообраза имиджа. Это могут быть покупатели, клиенты, коллеги, начальство, друзья, СМИ и т.д.

Имидж должен носить целостный, согласованный характер, отдельные черты его не должны противоречить одно другой. Три составляющие индивидуального имиджа: внешность (одежда, аксессуары, прическа, макияж), поведение (походка, мимика, жесты) и речь человека (лексика, интонированность, дикция) должны быть согласованны и сбалансированы между собой. Только тогда имидж человека будет убедительным и правдивым.

Работы по построению и преобразованию имиджа зависят от:

1.вида аудитории;

2.характера деятельности клиента.

Важным элементом работы имиджмейкера являются практические исследования в ходе работы над имиджем. Такие исследования подразделяются на количественные и качественные.

Литература

Основная

1. Кошлякова М.О. Технологии формирования имиджа: монография. ФГОУВПО «РГУТиС». – М., 2008. – 128 с.

2. Кошлякова М.О. Социальное пространство имидж. – 197 с. (в печати, изд-во ИНФРА-М).

3. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.

4. Почепцов Г. Имиджелогия . – М.: «Рефл-бук», 2006.

Дополнительная

1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.

2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Серия: Высшее образование. Издательство: Феникс , 2010 г.

Тема 2. Теоретическая база имиджелогии

Имидж существует в сознании человека как взаимосвязанный последовательный поток информации, программирующий образную и эмоциональную реакцию. Работа по созданию имиджа ведется различными средствами по каждому из каналов восприятия:

Визуальный - формирует внешний образ: соответствие нормам деловой и официальной одежды, прическа, манера поведения, мимика, жесты.

Вербальный – это культура общения, публичные выступления, доклады интервью, статьи, деловая переписка, умение вести беседу по телефону.

Событийный измерение – это нормативно-этическая сторона поступков, поведения, деятельности в целом, т.е. репутации человека.

Контекстный - рассматривают как присоединение имиджей других людей, что оказывает влияние на репутацию человека и имидж в целом.

Соответственно существуют три подхода к имиджу

Функциональный - выделяет разные типы имиджа, исходя из его различного функционирования.

Контекстный – выделяет разные контексты реализации функциональных типов.

Сопоставительный – осуществляет сравнение близких имиджей.[1]

Имидж выполняет следующие функции:

1. Функция социального тренинга помогает человеку приспособить собственное поведение к выполнению групповых ролей.

2. Функция социально-символического опознавания, когда через имидж человек демонстрирует другим членам группы готовность к выполнению определенных социальных ролей.

3. Иллюзорно-компенсаторная функция проявляется в том, что имиджи позволяют разнообразить повседневность, создавая различные иллюзии

Отдельно необходимо выделить функции позиционирование и создание мотивации.

Позиционирование является основой для создания у аудитории мотивации оценивать субъект имиджа определенным образом и соответственно этому действовать. Позиционирование – это в числе прочего вопрос самоидентификации, процесс отбора и трансляции таких имиджформирующих качеств, которые будут выгодно выделять его в коммуникативной среде и являться его конкурентными преимуществами.

Разграничивают функциональные и психологические преимущества субъекта имиджа. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ преимущества раскрывают: ради чего существует данный объект, например, одежда дает тепло, дом – кров, машина – средство передвижения и т.д. К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ преимуществам относится удовлетворение иных нужд: одежда дорогих брендов демонстрирует статусность, большой дом приверженность к роскошной жизни. Позиционирование состоит в передвижении интересующего объекта к позитивному или негативному полюсу, в зависимости от поставленной задачи.

Поэтому при определенных условиях потребности человека могут служить источником для создания имиджа. Потребности по Маслоу в порядке их очередности таковы:

1. Физиологические потребности (потребности существенные для физического выживания индивида.

2. Потребности в безопасности и защите (потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от угрозы болезни, страха, хаоса.

3. Потребности принадлежности и любви (потребность любить и быть любимыми.

4. Потребности самоуважения, делиться на два типа:

- самоуважение;

- уважение другими;

Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, чувство достоинства, осознание своей пользы и необходимости этому миру. Неудовлетворение – приводит к чувству бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости.)

5. Потребности самоактуализации, или потребности высшего совершенства характеризуется потребностью человека стать тем, кем он может стать. Человек достигший этого уровня добивается полного использования своих талантов, способностей потенциала личности.).

В основе этой схемы лежит допущение, что потребности расположенные вначале должны быть более-менее удовлетворены до того, как человек может быть мотивирован потребностями, расположенными далее. Удовлетворение потребности расположенной внизу иерархии, делает возможным осознание потребности более высокого уровня и делает возможным их участие в мотивации.

Имиджи связанные с тремя верхними этажами «пирамиды» - это имиджи ориентированные на удовлетворение высших потребностей служат удовлетворению психологических целей.

Для таких имиджей:

- внешняя оценка имеет небольшое значение;

- для их образования используются групповые нормы и ценности;

- при создании таких имиджей предпочтение отдается поощряемым в рамках данной группы моделям поведения, копированию поведения и внешнего вида других членов группы.

Литература

Основная

1. Кошлякова М.О. Технологии формирования имиджа: монография. ФГОУВПО «РГУТиС». – М., 2008. – 128 с.

2. Кошлякова М.О. Социальное пространство имидж. – 197 с. (в печати, изд-во ИНФРА-М).

3. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.: «Омега-Л», 2009.

4. Почепцов Г. Имиджелогия . – М.: «Рефл-бук», 2006.

Дополнительная

1. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. Серия: Бизнес-образование; Издательство: Феникс, 2008 г.

2. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Серия: Высшее образование. Издательство: Феникс , 2010 г.

Наши рекомендации