Компоненты исследовательских действий

Исследовательская деятельность уже на этапе школьного обучения может быть разного уровня. Различают теоретическое и эмпирическое исследование. Независимо от уровня, в любом исследовании выделяются одни и те же составляющие, которые, с одной стороны, представляют собой отражение этапов осуществления исследования, с другой – описание средств и операций, используемых при проведении исследования. Так А.И.Савенков выделяет следующие составляющие исследовательской деятельности:

- умение видеть проблемы;

- умение ставить вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

- умение классифицировать;

- умение наблюдать;

- умения и навыки проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение структурировать материал;

- умение объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Рассмотрим кратко каждый из перечисленных компонентов.

Умение видеть проблему в литературе приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Отмечается, что эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему – часто труднее, чем ее решить.

Умение ставить вопросы – можно рассматривать как вариант, составляющую умения ставить проблемы. Обучение решению задач, учебные тексты позволяют формировать это умение, начиная с первого класса, постепенно усложняя проблемные ситуации и направленность вопросов от анализа простых текстов к вопросам, направленным на анализ способов решения проблем. Эрика Ландау выделила уровни креативной постановки вопросов.

Вопросы Направленность вопроса

1.Куда дальше? Вопрос, ориентированный на будущее.

2.Что правильно, а что нет? Оценочный вопрос

3.Что было бы, если бы? Воображаемый вопрос

4.Что я чувствую, что я знаю? Субъективный вопрос

5.Почему, кто, как, что делает? Каузальный вопрос

6.Кто, как, что, где, когда? Описательный вопрос

В литературе эта последовательность вопросов обсуждается. При полном принятии самой системы вопросов, предлагаются разные оптимальные последовательности введения различных по содержанию вопросов. Важно, что привлечено внимание к самому содержанию вопроса и их оценке с точки зрения уровня креативности, заключенного в каждом.

Умение выдвигать гипотезы– это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы проверки гипотезы.

Умение давать определение понятиям– это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия, либо установление значения термина. Различают виды определений: остенсивное ( с помощью указания на объекты, входящие в объем термина, например - «школьно-письменные принадлежности» - это ручка, карандаш, пенал и др.), вербальное или логическое – определение через другие термины, смысл и значение которых известны. Существуют правила определения.

А.И.Савенков выделяет приемы, сходные с определением понятий. К их числу он относит описание (как перечисление внешних признаков предметов), характеристику( включающую не только указание внешних признаков, но и некоторые существенные свойства объектов), разъяснение посредством примера, сравнение, различение(установление отличий данного предмета от сходных с ним предметов), ограничение и обобщение понятий. Ограничение понятия – логическая операция перехода от родового понятия к видовым признакам. Обобщение понятия– логическая операция перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Умение классифицировать– как распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Выделены правила классификации, к основным из которых отнесены следующие:

- члены деления должны быть непересекающимися;

- деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

- деление должно быть соразмерным (объемы должны совпадать);

- в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.

Выделяют особый вид классификации – дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» - « не красные»).

Умение наблюдать– вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства ( включающие как программу, параметры наблюдения, так и различного рода инструменты, приборы и др.)

Умение и навыки проведения экспериментов–метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования.

Умение делать выводы и умозаключения – форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделено три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки.

Умение работать с метафорами- предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами. Тексты могут быть представлены и графическими средствами, в качестве которых рассматриваются схемы и пиктограммы, как наиболее важные и распространенные как в когнитивной, так и в социальной практике. Умение их создавать и считывать относится к средствам интеллектуальной деятельности и способствует ее развитию.

Умение структурировать материал –является частью общего умения работать с текстами, который включает достаточно большой набор операций, основными из которых чаще всего выделяют – умение выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение структурировать тексты, выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты. В литературе выделяется определенная последовательность работы с текстом при его чтении с использованием различных схематических средств (таблицы, «дерево» и др.), выполняющие функцию логических опор текста.

Умение объяснять, доказывать, защищать свои идеи –подготовка, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите является не менее значимой частью исследовательской работы. Подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты.

Организация обучения в составе перечисленных составляющих ведет с точки зрения А.И.Савенкова к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей, приобретению учащимися специальных знаний, необходимых для проведения исследования. Как указывает А.И.Савенков, по ним «можно оценивать весь комплекс составляющих исследовательского поведения. На эти критерии следует ориентироваться и при решении задачи развития исследовательских способностей» (А.И.Савинков, 2005, с.16).

Н.Б.Шумакова в работе с одаренными исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения и предполагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность. Принимая в своей работе практически ту же последовательность этапов исследовательской деятельности, особое значение она придает самому первому этапу (возникновению вопроса и формулированию проблемы - «самый тонкий и творческий компонент») и завершающему этапу – доказательству (или обоснованию) найденного решения.

Приведем полный список исследовательских умений, выстроенных ею в порядке организации и проведения исследования:

- Постановка исследовательских вопросов;

- Формулирование проблемы;

- Выдвижение гипотезы;

- Составление плана работы;

- Организация наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;

- Планирование и проведение небольших интервью;

- Использование разных источников информации для сбора фактов ( книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, рисунки, схемы и др.)

- Организовать ( систематизировать) информацию.

Н.Б.Шумакова отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности, дети приобретают наряду с исследовательскими умениями – мыслительные, такие как умение анализировать; классифицировать; сравнивать; выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:

1. Создание условий для порождения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса);

2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения;

3. Обеспечение эмоционального благополучия детей;

4. Удовлетворение познавательной потребности;

5. Удовлетворение потребности в межличностном общении;

6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью - рефлексивной саморегуляции;

7. Обеспечение высокого уровня насыщенности содержания обучения;

8. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения;

9. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

Концепция развития универсальных учебных действий в системе общего образования является основой формирования не только умения учиться, но может быть положена и в основу формирования исследовательской деятельности. Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборе средств, используемых (отрабатываемых у учащихся) в разных исследовательских развивающих программах, схема, включающая этапы построения исследовательской деятельности едина, а именно:

1) создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, гипотезы;

2)поиск решения проблемы (исследование);

3)изложение результатов исследования, его организация с целью соотнесения с гипотезой; формулирование нового знания; обсуждение.

4)оценка полученных результатов и применение к новым ситуациям.

Выделенный состав видов универсальных учебных действий обеспечивает и формирование исследовательской деятельности, которая выступает в качестве цели обучения и создания соответствующей мотивации.

Помимо личностного блока организация исследовательской деятельности требует использования, сформированности всех других блоков – регулятивного, познавательного и коммуникативного.

Наши рекомендации