Классическая теория управления
-Теория научного управления Ф.У. Тейлор (1856–1915) в которой заложены основы научной организации труда.
А. Файоль (1841–1925), целью которого было создание универсальных принципов управления.
Точкой отсчета развития современного менеджмента считают 1886 г., когда бизнесмен Г. Таун (1844–1924) выступил с докладом “Инженер как экономист” на собрании Американского общества инженеров-механиков, в котором говорил о необходимости менеджмента как профессиональной специализации и научной дисциплины. Именно он впервые провозгласил, что «управление фабрикой является не менее важным, чем техника». На собрании присутствовал инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор, работник компании «Мидвейлстил» в американском городе Филадельфия. Именно он в конце 80-х годов XIX в. начал научную разработку проблем управления. Более или менее четкие очертания теория Тейлора приобрела в 1903 г., когда он опубликовал доклад под названием «Управление циклом». Она получила дальнейшее развитие в книге «Принципы и методы научного управления», которая была опубликована в 1911 г. Этот труд заложил основы классической теории организации.
Идеи и концепции, охватываемые классической теорией организации, представляют собой результат работы многих людей, которые на основе своей практической деятельности, работая в качестве инженеров и администраторов на промышленных предприятиях, эмпирическим путем апробировали свои принципы и подошли к созданию теории.
Теории, утверждающие, что существует "единственно лучший способ" построения организации, называются универсальными, а теории, согласно которым оптимальная структура может различаться от ситуации к ситуации в зависимости от различий окружающих условий (внешней среды) и технологии, называются ситуационными.
Суть: – каждый элемент работы необходимо основывать на научном обосновании а не на волевом решении;
- с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать рабочую силу, и развивать;
- тесно сотрудничать с персоналом, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными принципами науки;
- обеспечивать разделение труда и ответственность между руководителями и работниками.
Принципы научного управления по Тейлору:
- принцип разделения, планирования и выполнения работ;
- принцип функционального руководства группой;
- принцип исследования содержания работы
- принцип премирования
- принцип отбора и обучения
Бюрократическая теория
Бюрократическая теория М. Вебер (1864–1920), в которой рассмотрены проблемы лидерства и структуры власти в организации.
Основные принципы:
- все задания, необходимые для достижения цели, должны быть разделены на специализированные виды работы
- с целью гарантированности скоординирования работы каждое задание должно выполняться с вполне определенной, постоянной системой правил
- каждый сотрудник и подразделение организации должны отвечать за свои действияперед своим руководителем, руководители за действия подчиненнных
- каждое официальное лицо организации должно поддерживать социальную дистанцию между собой и подчиненными
- наем на работу должен основываться на деловых качествах и технической квалификации работника и предусматривать защиту от произвольного увольнения
- продвижение по службе должно быть основано на трудовом стаже и личных достижениях работника
Теория Глассиер
Теория Гласиер — универсальная теория формирования организаций, вошедшая в научную литературу под названием места своего создания - компании «GlacierMetal»,Великобритания.
4 подсистемы, частично пересекающиеся и взаимодействующие друг с другом:
- исполнительная (структура, формируемая в результате труда и образующая цепь команд)
- апелляционная (подсистема реагирования на жалобы персонала)
- представительская (структура, формируемая путем избрания представителей в рабочий совет вместе с руководителями)
- законодательная (структура, решающая задачи выработкиполитики организации с участием избранных представителей рабочего совета.)
Несомненными плюсами применения теории Гласиер являются:
- повышение результативности за счёт внедрения принципов подотчётности (чёткого понимания каждым сотрудником своих целей, зон подотчётности, подчинения и полномочий), ускорение процесса принятия решений;
- повышение эффективности функционирования компании за счёт оптимизации организационной структуры и приведение в соответствие уровней способности сотрудников и решаемых ими задач;
- создание комфортной рабочей атмосферы - повышение уровня доверия между сотрудниками организации за счёт прояснения и согласования рабочих отношений и полномочий.
Теория Гласиер была взята «на вооружение» в Советском Союзе. В частности, идея представительской подсистемы была использована при организации профсоюзов.