Глава IV. Проблемы одиночества
Пожилых людей
В XX веке проблема одиночества получила небывалый по значению философско-этический статус: в ней увидели один из вечных, роковых источников не только трагической безнадежности существования человека, но и хода всей истории.
Одиночество с научной точки зрения — одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и других) одинокие люди составляют около 30% населения. В США, по данным на 1986 год, было 21,2 миллиона одиноких людей. По сравнению с 1960 годом этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 году к ним, по прогнозам, "присоединятся" еще 7,4 миллиона человек.
В России, согласно переписи 1989 года, 10 126 тысяч составляют одинокие люди, из них 6805 тысяч — женщины. В этом заключается специфика российского одиночества и объясняется в первую очередь высоким уровнем смертности мужского населения и смертности от неестественных причин (подсчитано, что каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одиноким или рискующим остаться одинокими людям превращает одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.
Лучшие умы человечества пытались понять или хотя бы приблизиться к пониманию этой проблемы. Каждый из них в той или иной мере пытался дать ответы на волнующие всех вопросы Что это — человеческое чувство или его состояние, дается ли оно от рождения человеку или приобретается, определяется жизненными обстоятельствами? Что это — благо или зло для человека и окружающих? Как можно преодолеть это состояние, и всегда ли это нужно делать?
В теоретическом наследии глубокого осмысления проблемы одиночества существует несколько подходов, однако подавляющее число моделей одиночества не представляют собой полного и систематического объяснения. Большинство теоретических рассуждений об одиночестве было связано с клинической практикой или вытекало из уже существующих теорий, поэтому попытаемся систематизировать имеющиеся модели.
Итак, теоретические подходы к одиночеству классифицируют на следующие группы:
· психодинамические;
· феноменологические;
· экзистенциально-гуманистические; Ф социологические;
· интеракционистские;
· когнитивные;
· интимные;
· теоретико-системные.
Психодинамические модели.
Первый психологический анализ одиночества опубликовал Зилбург (1938 г.). Он различал одиночество и уединенность. Уединенность — "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то". Одиночество — это непреодолимое, постоянное ощущение. Неважно, чем человек занят, но одиночество, как "червь", разъедает его сердце. Согласно Зилбургу, одиночество становится отражением характерных черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он — маленькое слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Зилбургу, зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого.
Салливан (1953 г.) также усматривал корни одиночества взрослого в детстве. Именно в подростковом возрасте потребности в человеческой близости принимает форму потребность в приятеле, с которым можно обменяться сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству.
Ф. Фромм-Рейхман (1959 г.) признает влияние Салли-вана на ее понимание данной проблемы, акцентируя внимание на вредных последствиях "преждевременного отлучения от материнской ласки".
Таким образом, в своем анализе одиночества сторонники психодинамических теорий исходят главным образом из их клинической практики и, вероятно, склонны считать одиночество результатом ранних детских влияний на личностное развитие.
Феноменологическая теория.
Карл Роджерс (1961 г.), разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Его анализ основан на "Я-теории" личности. Роджерс полагал, что общество вынуждает индивида действовать в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним (истинным) "Я" индивида и проявлениями "Я" в отношениях с другими людьми. Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное "Я" индивида отвергнуто другими, "держит людей замкнутыми в своем одиночестве". Как и у психодинамически ориентированных теоретиков, анализ одиночества, представленный Роджерсом, вытекает из его клинической практики, то есть работы с пациентами. Роджерс рассматривает одиночество как проявление слабой приспособляемости личности. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в феноменологических несоответствиях представлений индивида о собственном "Я". В отличие от сторонников психодинамических теорий Роджерс не очень доверяет ранним детским влияниям на формирование личности. Согласно его концепции, содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность.
Экзистенциальный подход.
Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот "факт", что люди изначально одиноки: "Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли; разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний". Сторонники данной точки зрения зачастую сосредотачиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими.
Ярким представителем этого направления стал Мустакас (1961 г.) — автор нескольких популярных книг. Он подчеркивает значение различия между "суетой одиночества" и истинным одиночеством. "Суета одиночества — это система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения существенных жизненных вопросов и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми". Истинное одиночество же проистекает из конкретной реальности одинокого существования и из столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), переживаемыми в одиночку. Муста-кас полагал, что истинное одиночество может быть и творческой силой.
Таким образом, экзистенциалисты призывают людей преодолеть их страх одиночества и научиться позитивно его использовать.
Как и другие выше упомянутые теоретики, Мустакас работал с клиническими пациентами. Другие сторонники этой ориентации формулируют свои взгляды, исходя в основном из философских рассуждений. В отличие от большинства теоретиков Мустакас оценивает одиночество положительно. И, хотя Мустакас не отрицает, что одиночество может иметь болезненный эффект, он рассматривает его как продуктивное, творческое состояние человека, что, по-моему, соответствует действительности.
Экзистенциалисты не прослеживают причинных корней одиночества в привычном смысле слова. Их особенно не интересуют факторы, увеличивавшие или уменьшающие вероятность одиночества; для них оно изначально имманентно человеческому существованию.
Социологический подход.
К. Боумен (1955 г.), Д. Рисмен (1961 г.) и Ф. Слейтер (1976 г.) — видные представители социологического подхода к одиночеству. В своей работе Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе:
1) ослабление связей в первичной группе;
2) увеличение семейной мобильности;
3) увеличение социальной мобильности.
И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов.
Можно сказать, что Рисмен и Слейтер не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько считают одиночество нормативным — общим статистическим показателем, характеризующим общество.
Когда они рассматривают одиночество в качестве черты американского характера, они объясняют это модальное качество личности как продукт социальных сил. Таким образом, причину одиночества Рисмен и Слейтер изначально помещают вне индивида.
Эти теории в соотнесенности со временем подчеркивают значение социализации (причина исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие социализации, оказывают негативное постоянное воздействие на личность.
В определении причин одиночества делается акцент на значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Формулируя свою точку зрения, Рисмен и Слейтер использовали в качестве источников рассуждений прежде всего художественную литературу, статистические данные и данные средств массовой информации.
Интеракционистский подход.
Р. С. Вейс (1973 г.) — главный выразитель интеракцио-нистского подхода к проблеме одиночества. Его объяснение одиночества может быть расценено как интеракционистс-кое по двум причинам. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество — это не только функция фактора личности или фактора ситуации. Одиночество — продукт их комбинированного (или интерактивного) влияния. Во-вторых, Вейс описывал одиночество, имея в виду социальные отношения, такие, как привязанность, руководство и оценка. Такая точка зрения подразумевает, что одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.
Вейс также установил два типа одиночества, которые, по его мнению, имеют различные предпосылки и различные аффективные реакции. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой, например, как любовная или супружеская. Эмоционально одинокий человек должен испытывать нечто вроде беспокойства покинутого ребенка: неспокойствие, тревогу и пустоту. Социальное одиночество становится ответом на отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности. Социально одинокий человек переживает тоску и чувство социальной маргинальности.
Вейса интересует "обычное" одиночество — состояние, переживаемое большинством людей на протяжении всей их жизни. Он рассматривает одиночество как нормальную реакцию. Очевидно, что Вейс имел в виду как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные) причины одиночества. Тем не менее он ясно дает понять, что "из двух подходов ситуативный представляется наиболее привлекательным в этом случае". Поэтому Вейс особо подчеркивает текущие события в жизни личности как ключевой фактор формирования одиночества. Что касается причин возникновения подобного состояния, то здесь интересно, по-моему, отметить, что Вейс допускает возможность участия в формировании одиночества даже инстинкта.
Когнитивный подход.
Энн Пепло и ее коллеги стали главными пропагандистами когнитивного подхода. Наиболее характерный аспект этого подхода состоит в том, что он акцентирует роль познания как фактора, опосредующего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Определяя указанную роль познания, Пепло обращает внимание на теорию атрибуции (объяснения). Когнитивный подход предполагает, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами — желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. В этом смысле точка зрения Пепло близка взглядам Серма (1978 г.). Такая постановка вопроса способствовала классификации опубликованной литературы по одиночеству и интерпретации тех гипотез, какие в противном случае оказались бы парадоксальными. Как и Вейс, Пепло интересовалась явлением одиночества среди "нормального" населения. Важную роль в ее теоретических формулировках играли эмпирические данные обследований и экспериментов. К поискам причин одиночества Пепло подходит, на мой взгляд, достаточно широко: она исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование личности. Когнитивные факторы — отличительный аспект ее теоретизирования — это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.
Интимный подход.
Дерлега и Маргулис (1982 г.) употребляют понятие "интимность" и "самораскрытие" для истолкования одиночества. Подобно Вейсу, они полагают, что социальные отношения, бесспорно, способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Одиночество же обусловлено отсутствием соответствующего социального партнерства, которое могло бы способствовать достижению этих целей. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения.
В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремится к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Дерлега и Маргулис исследуют, как в этих условиях совокупность социальных связей индивида, его социальных
ожиданий и его личностные качества могут повлиять на такой важный в данном отношении баланс.
Думаю, главным источником теоретических идей Дер-леги и Маргулиса стала, по всей видимости, когнитивная теория, но не клиническая практика или эмпирические исследования. Очевидно, что они расценивают одиночество как нормальный опыт в условиях современного общества. Их внимание к непрерывному процессу балансировки желаемого и достигнутого уровня социальных контактов акцентирует текущие детерминанты одиночества личности. Тем не менее их позиция оставляет место и для воздействия на него прошлого развития. Эти исследователи считают, что и внутрииндивидуальные факторы, и факторы среды способны привести к одиночеству.
Системный подход.
Общесистемный подход к проблеме одиночества сформулировал Дж. Фландерс (1982 г.). Он основывается на понимании системы как совокупности элементов, взаимодействующих между собой, обусловливающих друг друга и образующих единое целое. Поведение живых организмов отражает переплетение влияний нескольких уровней, действующих одновременно как система. Уровни располагаются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество представляет собой механизм обратной связи, помогающий индивиду или обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов.
Фландерс расценивает одиночество как потенциально патологическое состояние, но считает его также и полезным механизмом обратной связи, который в конечном результате может способствовать благополучию индивида или общества.
Таким образом, системная теория подчиняет оба мотива поведения — индивидуальный и ситуативный. Отрезок времени, необходимый для того, чтобы оказали свое воздействие определенные переменные, может быть довольно длинным. Однако системная теория по существу представляет собой модель, в которой мотивы поведения включены в развивающуюся динамику общей структуры.
Существуют различные типы и степени одиночества. Некоторые формы могут стимулировать развитие одиночества и углублять его; в других же формах прежде всего ярко выражен разрушительный и истощающий эффект этого явления.
Проведение различия между типами одиночества требует, на мой взгляд, тщательного анализа и особого внимания к любым разновидностям его проявлений. Различия же между типологиями проводятся по трем основным измерениям, касающихмся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством.
Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких, как страх и неуверенность.
Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Для данного измерения возможна и дальнейшая дифференциация на три подкатегории: чувство ущербности, вызванное отсутствием интимной привязанности, чувство опустошенности и чувство покинутости.
Временная перспектива — третье измерение одиночества. Его также подразделяют на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное; и степень, до которой индивид примиряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в других (своем окружении).
Говоря о типах одиночества, вначале необходимо сказать о том, что как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен и даже нередко сознательно использовалось людьми. Но при этом, конечно же, на протяжении веков менялись его субъективная оценка и отношение людей к факту отрыва (уединения).
В древние времена, когда само существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, мы находим три основные формы одиночества.
Это, во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые имели место практически у всех племен и народов. Подобные обряды имели громадное психологическое значение. В условиях полной жизненной растворенности индивида в своем племени или роде обряды изоляции были тем средством, которое позволяло человеку, пусть даже в самой примитивной форме, осмыслить и осознать себя, психологически обособиться. Значение таких обрядов сохранилось на многие века и в существенно измененном виде дошло до наших дней.
Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшееся в изгнании из рода и обрекавшее наказанного почти на верную смерть. Эта форма одиночества имеет также давнюю историю. В наше время такая форма одиночества может быть вызвана вследствие нарушения закона. Причем помимо прямого лишения свободы государство часто использует такие способы отчуждения индивида от общества, как высылка (ссылка) или лишение права проживать в определенной местности, хотя эти формы наказания внешне предстают как более мягкие. Однако психологически они являются наказанием тем же одиночеством, так как означают полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры и так далее. И только огромная сила воли и высокий уровень позволяют индивиду, на мой взгляд, в этих условиях сохранить свою личность и преодолеть социальную отчужденность.
И, в-третъих, это добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия. Отшельничество как социальный институт просуществовало не менее 2,5 тыс. лет и только в XX веке, по сути, утратило свое значение.
В теоретическом наследии философского осмысления проблемы одиночества существуют несколько подходов, один из которых касается оценки индивидом его социального положения.
Оценочная патология.
Многие философы часто проводили черту различия между позитивными и негативными аспектами уединенности и одиночества. Также традиционно обсуждались различия такого характера в немецкой философии. Авторы более ранних работ (Парперт, Циммерман) подчеркивали позитивные аспекты уединения, когда уединенность обеспечивает возможность общения с Богом и с самим собой. Уединение рассматривалось как средство реализации силы характера, выбирающего одиночество на определенный период времени.
В этом смысле наиболее показательна, на наш взгляд, типология Кельбеля, который различал четыре типа одиночества.
1. Позитивный внутренний тип, так называемое "гордое одиночество", переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм свободы или новых форм общения с другими людьми.
2. Негативный внутренний мир, переживаемый как отчуждение от своего "Я" и от других людей; чувство отчужденности, даже в окружении других людей.
3. Позитивный внешний тип, наличествующий в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта.
4. Негативный внешний тип, наличествующий лишь в том случае, когда внешние обстоятельства (смерть близкого человека, потеря контакта) ведут к весьма негативным ощущениям одиночества.