Профессиональная успешность и способности

Само понятие «успешность»- неоднозначно. Оно включает, прежде всего, продуктивность, производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, без­ошибочность действий. В некоторых случаях, при невозможности количественной оценки и высоком уровне надежности (безошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решае­мой задачи. Наряду с указанными показателями успешности, как подчеркивает М.А.Дмитриева [5, С.14], «следует учитывать и нервно-психические затраты,необходимые для достижения результата, а также степень удовлетворенности работника своим трудом».

По степени успешности группа работающих делится на несколько категорий, например "сильные", "средние", "слабые". Нижний уровень профессио­нальной успешности обычно обозначается как номинальный, далее идет потенциальный (или перспективный) и, наконец, высший - оптимальный.

Наряду с указанными показателями успешности следует учитывать и нервно-психические затраты, необходимые для достижения результата, а также степень удовлетворенности работника своим трудом. (С учетом затратной стороны мы переходим от понятия «успешность» к понятию «эффективность = отношение результата к затратам»).

Соответствие степени выраженности какого-либо индивидуального психического свойства высокому уровню профессио­нальной успешности позволяет считать это свойство профессио­нально значимым, т. е. относить его к способностям.

Еще несколько лет назад при приеме на работу обращалось внимание в основном на фор­мальные, анкетные данные, в настоящее время при приеме на работу интересует прогноз успешности профессиональной деятельности кандидата, его потенциальные и реальные (актуальные) способности и мотивы.

В характеристике способностей различают две стороны: количественную (уровень способностей) и качественную (своеобразие индивидуальных приемов).

В качестве способностей могут выступать и свойства инди­видуума (особенности его познавательной, эмоциональной, воле­вой деятельности), и отношения личности. «Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или безответственное отношение — это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормо­зит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успеш­ности»,— отмечал еще В. Н. Мясищев.

«Каждое свойство личности выступает как способности, если мы рассматриваем его в связи с успешностью выполнения какой-либо деятельности»,— подчеркивает В. С. Мерлин. Он считает, что от свойств индивидуума зависит только степень успешности результатов деятельности. А от свойств личности зависит не только степень успешности результатов, но и индивидуальные приемы и способы выполне­ния, благодаря которым достигается успешный результат, а также степень преодоления неблагоприятных и противодей­ствующих условий при достижении успешного результата. В связи с этим В. С. Мерлин предлагает различать в характери­стике способностей две стороны: количественную (уровень спо­собностей) и качественную (своеобразие индивидуальных прие­мов).

Б. Г. Анань­ев рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей, их «функциональный» состав, различное сочетание сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развиваю­щихся в различных видах деятельности. Он предлагает при изучении этой структуры исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым идущее от психо­техники поэлементное сопоставление профессионально значи­мых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур.

В дальнейшем, рассматривая то или иное профессионально значимое свойство психики, мы всегда будем иметь в виду, что это свойство является компонентом целостной структуры, извле­ченным из нее в дидактических целях.

Психологические факторы эффективности труда: (М.А.Дмитриевой (1989), может (задатки, способности), хочет (мотивация), знает (знания, умения, навыки) и успевает (рабочее состояние)

Специальные способностиобразованы сочетанием специфи­ческих свойств человека, необходимых для данной конкретной дея­тельности (например, специальные способности к математике, техни­ке, искусству, организаторской работе и т.д.). Специальные способ­ности неотделимы от серьезного интереса к какому-либо предмету.

Общие способностихарактеризуются уровнем развития основ­ных психических функций и проявляются в любой деятельности. Осо­бенно важны общие способности в ситуациях, требующих от личности проявления различных, даже противоположных, взаимоисключающих качеств.

Некоторые виды деятельности требуют повседневного совмеще­ния разнородного проявления способностей, поэтому их эффективность определяется общими способностями личности. К таким видам деятельности, по мнению М.К.Тутупгкиной, относятся: управленческая, преподавательская, ис­следовательская (исследователь, конструктор) [21].

Интеллект, - как характеристика общих способ­ностей, - особенно важен в нестандартных ситуациях, когда необходи­мо быстрое обучение человека всему новому и использование получен­ного знания в социальной практике.

Как по­казатель успешности (исследования сотрудников лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии Российской акаде­мии наук). существуют определенные закономерности вза­имодействия темперамента и общих способностей. Было установлено, что темперамеитальные свойства (тип темперамента) оказывают влия­ние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей человека. Экспериментально подтверждено, что темперамент может рассматриваться как важнейшая природная предпосылка развития творческих способно­стей.

Установлено, что "беглость", - как компонент творческих спо­собностей, - обусловлена в основном темпераментальной пластич­ностью и темпом (в предметной и социальной сферах). А "гибкость", - как компонент творческих способностей, - зависит, преж­де всего, от эмоциональности (социальной) и общей темперамен­тальной активности.

Об успешности человека чаще всего судят по его продуктив­ности. Но продуктивность зависит не только от природных задат­ков, но и от других факторов, прежде всего развития соответствующих операций и умений, способов действия. Уровень же разви­тия операций, умений и навыков зависит от воспитания и обучения.

Поэтому нередко мы сталкиваемся с тем, что люди, изначально более даровитые, достигают меньших результатов и продук­тивность их мала. А менее одаренные природой люди, но хорошо обученные, у которых, кроме того, сформированы необходимые личностные качества эмоционально - волевого характера, оказы­ваются существенно более успешными в профессиональной дея­тельности.

Выделяют следующие факторы развития успешности:

• расширение и углубление знаний и интересов;

• формирование направленности личности, ее характера, эмо­ционально - волевых качеств;

• обогащение деятельности профессиональными знаниями и умениями;

• развитие критического (продуктивного критического!) отноше­ния к себе и к своей деятельности.

Рассматривая критерии профессиональной успешности, нельзя не остановиться на вопросах прогноза профессиональной карьеры спе­циалиста, а в общем, случае, на психологических факторах, способ­ствующих развитию профессиональной карьеры.

Это прежде всего:

• Упорное утверждение своей личности.Эта способность человека прояв­ляется очень рано, в том числе в стремлении «не подлаживаться» под окру­жающих и идти к своей цели, не «пасуя» перед преградами. (Не случайно американский психолог Э.Эриксон говорил о смелости быть индивиду­альностью).

• Способность контактировать с окружающими.Основа этой способности -в умении понять психологические особенности других людей (как союзников, так и соперников) и правильно использовать эту «козырную карту» в боль­шой игре жизни.

• Физическая выносливость.Необходимая для успешной карьеры психиче­ская гармония уже обеспечивает завидное здоровье, которое тоже является важным элементом успеха. С другой стороны, как гласит народная мудрость, «В здоровом теле - здоровый дух».

• Способность предвидеть (прогнозировать),как будут развиваться собы­тия.

• Особая гибкость.Человек, «рожденный для удачи», всегда точно понимает, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс. Он имеет необходимость быть и очень упорным, но не делать личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в своем конечном успехе.

• Способность убеждатьдругих людей {быть убедительным):

Аспекты психологического обеспечения профессиональной успешности:

• формирование профессиональной мотивации;

• формирование высокой (адекватновысокой) самооценки,устойчивой, и в то же время гибкой;

• высокий профессионализм;

• овладение навыками самоконтроляи саморегуляции;

• всестороннее развитие интеллекта;

• расширение сферы интересовза рамки профессиональной области

• становление и развитие индивидуальности человека.

Наши рекомендации