Профессиональная успешность и способности
Само понятие «успешность»- неоднозначно. Оно включает, прежде всего, продуктивность, производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, безошибочность действий. В некоторых случаях, при невозможности количественной оценки и высоком уровне надежности (безошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решаемой задачи. Наряду с указанными показателями успешности, как подчеркивает М.А.Дмитриева [5, С.14], «следует учитывать и нервно-психические затраты,необходимые для достижения результата, а также степень удовлетворенности работника своим трудом».
По степени успешности группа работающих делится на несколько категорий, например "сильные", "средние", "слабые". Нижний уровень профессиональной успешности обычно обозначается как номинальный, далее идет потенциальный (или перспективный) и, наконец, высший - оптимальный.
Наряду с указанными показателями успешности следует учитывать и нервно-психические затраты, необходимые для достижения результата, а также степень удовлетворенности работника своим трудом. (С учетом затратной стороны мы переходим от понятия «успешность» к понятию «эффективность = отношение результата к затратам»).
Соответствие степени выраженности какого-либо индивидуального психического свойства высокому уровню профессиональной успешности позволяет считать это свойство профессионально значимым, т. е. относить его к способностям.
Еще несколько лет назад при приеме на работу обращалось внимание в основном на формальные, анкетные данные, в настоящее время при приеме на работу интересует прогноз успешности профессиональной деятельности кандидата, его потенциальные и реальные (актуальные) способности и мотивы.
В характеристике способностей различают две стороны: количественную (уровень способностей) и качественную (своеобразие индивидуальных приемов).
В качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума (особенности его познавательной, эмоциональной, волевой деятельности), и отношения личности. «Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или безответственное отношение — это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормозит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успешности»,— отмечал еще В. Н. Мясищев.
«Каждое свойство личности выступает как способности, если мы рассматриваем его в связи с успешностью выполнения какой-либо деятельности»,— подчеркивает В. С. Мерлин. Он считает, что от свойств индивидуума зависит только степень успешности результатов деятельности. А от свойств личности зависит не только степень успешности результатов, но и индивидуальные приемы и способы выполнения, благодаря которым достигается успешный результат, а также степень преодоления неблагоприятных и противодействующих условий при достижении успешного результата. В связи с этим В. С. Мерлин предлагает различать в характеристике способностей две стороны: количественную (уровень способностей) и качественную (своеобразие индивидуальных приемов).
Б. Г. Ананьев рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей, их «функциональный» состав, различное сочетание сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности. Он предлагает при изучении этой структуры исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально значимых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур.
В дальнейшем, рассматривая то или иное профессионально значимое свойство психики, мы всегда будем иметь в виду, что это свойство является компонентом целостной структуры, извлеченным из нее в дидактических целях.
Психологические факторы эффективности труда: (М.А.Дмитриевой (1989), может (задатки, способности), хочет (мотивация), знает (знания, умения, навыки) и успевает (рабочее состояние)
Специальные способностиобразованы сочетанием специфических свойств человека, необходимых для данной конкретной деятельности (например, специальные способности к математике, технике, искусству, организаторской работе и т.д.). Специальные способности неотделимы от серьезного интереса к какому-либо предмету.
Общие способностихарактеризуются уровнем развития основных психических функций и проявляются в любой деятельности. Особенно важны общие способности в ситуациях, требующих от личности проявления различных, даже противоположных, взаимоисключающих качеств.
Некоторые виды деятельности требуют повседневного совмещения разнородного проявления способностей, поэтому их эффективность определяется общими способностями личности. К таким видам деятельности, по мнению М.К.Тутупгкиной, относятся: управленческая, преподавательская, исследовательская (исследователь, конструктор) [21].
Интеллект, - как характеристика общих способностей, - особенно важен в нестандартных ситуациях, когда необходимо быстрое обучение человека всему новому и использование полученного знания в социальной практике.
Как показатель успешности (исследования сотрудников лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии Российской академии наук). существуют определенные закономерности взаимодействия темперамента и общих способностей. Было установлено, что темперамеитальные свойства (тип темперамента) оказывают влияние на процесс формирования общеинтеллектуальных способностей человека. Экспериментально подтверждено, что темперамент может рассматриваться как важнейшая природная предпосылка развития творческих способностей.
Установлено, что "беглость", - как компонент творческих способностей, - обусловлена в основном темпераментальной пластичностью и темпом (в предметной и социальной сферах). А "гибкость", - как компонент творческих способностей, - зависит, прежде всего, от эмоциональности (социальной) и общей темпераментальной активности.
Об успешности человека чаще всего судят по его продуктивности. Но продуктивность зависит не только от природных задатков, но и от других факторов, прежде всего развития соответствующих операций и умений, способов действия. Уровень же развития операций, умений и навыков зависит от воспитания и обучения.
Поэтому нередко мы сталкиваемся с тем, что люди, изначально более даровитые, достигают меньших результатов и продуктивность их мала. А менее одаренные природой люди, но хорошо обученные, у которых, кроме того, сформированы необходимые личностные качества эмоционально - волевого характера, оказываются существенно более успешными в профессиональной деятельности.
Выделяют следующие факторы развития успешности:
• расширение и углубление знаний и интересов;
• формирование направленности личности, ее характера, эмоционально - волевых качеств;
• обогащение деятельности профессиональными знаниями и умениями;
• развитие критического (продуктивного критического!) отношения к себе и к своей деятельности.
Рассматривая критерии профессиональной успешности, нельзя не остановиться на вопросах прогноза профессиональной карьеры специалиста, а в общем, случае, на психологических факторах, способствующих развитию профессиональной карьеры.
Это прежде всего:
• Упорное утверждение своей личности.Эта способность человека проявляется очень рано, в том числе в стремлении «не подлаживаться» под окружающих и идти к своей цели, не «пасуя» перед преградами. (Не случайно американский психолог Э.Эриксон говорил о смелости быть индивидуальностью).
• Способность контактировать с окружающими.Основа этой способности -в умении понять психологические особенности других людей (как союзников, так и соперников) и правильно использовать эту «козырную карту» в большой игре жизни.
• Физическая выносливость.Необходимая для успешной карьеры психическая гармония уже обеспечивает завидное здоровье, которое тоже является важным элементом успеха. С другой стороны, как гласит народная мудрость, «В здоровом теле - здоровый дух».
• Способность предвидеть (прогнозировать),как будут развиваться события.
• Особая гибкость.Человек, «рожденный для удачи», всегда точно понимает, когда надо признать свое поражение или пойти на разумный компромисс. Он имеет необходимость быть и очень упорным, но не делать личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в своем конечном успехе.
• Способность убеждатьдругих людей {быть убедительным):
Аспекты психологического обеспечения профессиональной успешности:
• формирование профессиональной мотивации;
• формирование высокой (адекватновысокой) самооценки,устойчивой, и в то же время гибкой;
• высокий профессионализм;
• овладение навыками самоконтроляи саморегуляции;
• всестороннее развитие интеллекта;
• расширение сферы интересовза рамки профессиональной области
• становление и развитие индивидуальности человека.