Творческий путь А.К. Толстого.

Литературой Толстой начал заниматься уже в раннем возрасте. Это был рассказ «Упырь», написанный в фантастическом жанре. После длительного перерыва, в 1854 году, в журнале «Современник» были опубликованы его стихотворения, которые сразу обратили на себя внимание публики. Толстой продолжил заниматься поэзией и написал цикл юмористических стихотворений под псевдонимом Козьма Прутков. Этот псевдоним объединял целый ряд писателей, однако перу Толстого принадлежит немалое количество стихотворений. Юмор Алексея Константиновича отличался необыкновенной тонкостью; в то же время он был весьма добродушным, беззлобным. Все эти произведения написаны Толстым в пору его сотрудничества с редакцией «Современника». «Очерк русской истории...» представляет собой достаточно интересный образец творчества Толстого, причем как в литературном, так и в историческом плане: в нем с большой долей юмора описываются многие события российской жизни и некоторые исторические личности.

В дальнейшем писатель сотрудничал с журналом «Русский вестник». Здесь была опубликована его драматическая поэма «Дон Жуан» и известный исторический роман «Князь Серебряный», а также стихотворения, написанные в архаическо-сатирическом жанре. Затем он начал писать первую часть драматической трилогии — «Смерть Иоанна Грозного». Это произведение шло на театральной сцене и пользовалось необычайным успехом. Толстой активно сотрудничал с «Вестником Европы». Здесь были опубликованы стихотворения, былины, автобиографическая повесть, а также две заключительные части драматической трилогии — «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Характерной особенностью этоих произведений является глубокий психологизм главных героев, строгая последовательность изложения материала, прекрасный стиль. Впрочем, эти достоинства присущи большинству литературных произведений Алексея Константиновича, которые получили признание во многих странах и стали образцами мировой классической литературы.

По отзывам современников, Алексей Константинович был человеком благородной и чистой души, начисто лишенным каких бы то ни было тщеславных устремлений. Предназначением своей жизни он считал искусство.

Идейные и творческие искания Островского в 40-50-е годы XIX века («Свои люди - сочтёмся», Бедность – не порок», «Доходное место»). Их значение для развития русской драматургии и оценка революционно-демократической критики.

В начале 40-х годов литература развивалась под знаком натуральной школы; один из ведущих её жанров, «физиологический очерк», оказал влияние и на поэзию, и на беллетристику, и на драматургию. Литература развивалась в спорах между славянофилами и западниками, в дисскусиях о путях развития России и русской культуры. Одним из ключевых в этих спорах был вопрос о ценности петровских преобразований, о коренных свойствах народа, в том числе и о патриархальности. И понятен интерес к народному быту, к национальному сознанию, проявленный Островским в самом начале его творческого пути.

«Свои люди – сочтёмся» представляет собой законченное произведение комедийного типа с чётким конфликтом и выпукло очерченными персонажами. Для своих первых пьес Островский выбрал очень благодатный материал, который буквально просился на сцену. В комедии драматург пошёл по пути укрупнения мотивов и характеров, придав им колоритность и законченность.

Островский, в соответствии с тогдашним его критическим взглядом на жизнь, определил и убедительно передал специфику значительной части русского купечества, состоящую в дикости и необузданности, в невежественности и неуважении к закону, в стремлении к быстрой и лёгкой наживе путём мошенничества вплоть до злостного ложного банкротства, которое стало распространённым и почти бытовым явлением в России. В 1832 году специально был утверждён «Устав о торговой несостоятельности», привлекавший купцов за ложное банкротство к уголовной ответственности. Тема ложного банкротства получила освещение и в литературе, в том числе драматургии. В комедии «Свои люди - сочтёмся» обличительный пафос соединяется с драматизмом положения. Комическое в «Своих людях…» основано на неожиданных поворотах, на тонких сплетениях, на виртуозно разработанной интриге. Некоторая утрированность, движение в сторону гротеска не помешали жизненной достоверности произведения, ибо Островский выделил крупным планом черты, определяющие интеллектуальный и нравственно-психологический уровень каждого персонажа. Автор использует говорящие имена, усиливая тем самым комический эффект. Уже в первых пьесах Островский делает главным компонентом произведения диалог. Диалоги – это мастерски разработанные, законченные, сюжетно организованные миниатюры, точно передающие склад ума и психологию говорящего. Несомненным достижением драматурга стал язык пьесы. Каждый персонаж – это совершенно особая речевая стихия. Язык произведений стал свидетельством ярчайшего дарования Островского, создавшего культурно-бытовой уровень социально-психологической среды середины XIX века.

Опытный в издательских делах М.П.Погодин всё же сумел добиться разрешения для публикации комедии, на что последовала реакция Особого цензурного комитета. Его Заключение содержало упрёк драматургу в том, что он тендециозно изобразил русское купечество, не показав ни одного положительного лица. Сам же Погодин писал о комедии: «Она дополнение к уголовному кодексу. Липочка – лицо превосходное, типическов, как Простаков, Скалозуб, по сочинению. Автора надо бы одобрить, а он подвергается почти гонению».

Наши рекомендации