История становления и развития психологии
Связь и основные отличия житейской и научной психологии
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. У каждого человека имеется запас житейских психологических знаний. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Вместе с тем житейские психологические знания существенно отличаются от научных. Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает следующие отличия житейской и научной психологии:
1. Житейские психологические знания конкретны и ситуативны. Научные психологические знания носят обобщенный характер, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной психологии оно более точное и менее контекстное, чем в житейской психологии. Контекстом в научной психологии выступает та или иная психологическая школа. Контекстом же житейских понятий является жизненный опыт конкретного человека.
2. Житейские психологические знания носят интуитивный характер, способ их получения — опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Научные психологические знания рациональны и осознанны.
3. Способы передачи знаний житейской психологии весьма ограниченны. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, мало ориентируясь на опыт предыдущих поколений, а на каких-то возрастных этапах и вовсе отрицая его (например, в подростковом возрасте). В научной же психологии знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности психолога-ученого.
4. Методы получения знаний в житейской психологии ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
5. В научной психологии накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями психологии, что позволяет системно познавать психологическую реальность, В житейской же психологии отсутствует отраслевая структура психологического знания.
Говоря о взаимосвязи житейской и научной психологии, Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает, что «научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется». Анализ развития житейского и научного психологического знания показывает, что житейская психология появилась раньше научной и явилась, по сути, первым этапом ее становления.
История становления и развития психологии
Психология, как и педагогика, берет свое начало в глубине тысячелетий. Термин «психология» (от греч.psyche - душа,logos-учение, наука) означает «учение о душе». Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ. В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний видится как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых подходов к объяснению его психики.
Историю развития психологии принято делить на два крупных этапа: донаучный и научный.
I. Донаучный этап истории психологии начинается в античные времена и заканчивается только в конце XIX века. В античности он начинается с постановки вопроса: что есть душа – самостоятельная она субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? Психология какрациональное познание души человека зародилась в античности в недрах философии на основе созданной в этот периодгеоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания. Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа.Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — этодвигатель, позволяющий организму реализовывать себя.
Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст, Августин Аврелий, Фома Аквинский и др.В эпоху Возрождения началось движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку.Произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становитсясознание.Р. Декарт ввел и понятиерефлекса, ставшее впоследствии фундаментальным для физиологии и психологии. Немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц ввел понятие«бессознательное» в психологическую мысль Нового времени, обозначив неосознаваемые восприятия «малыми перцепциями». Начиная с Гоббса , за основу познания был принят опыт. Рационализму он противопоставил эмпиризм (от греч.empeiria — опыт), от которого возниклаэмпирическая психология. Дж. Локк (1632-1704) выделил два понятия:ощущение ирефлексию, под которой понимал внутреннее восприятие деятельности нашего ума. С именем Локка связан и такой метод психологического познания, какинтроспекция, т.е. внутреннее самонаблюдение за идеями, образами, представлениями, чувствами, какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ним субъекта.
II. Научный этап развития психологии.
В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а нафизиологии, которая превратила организм в объектэкспериментального изучения. Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, позволило объяснить механизм связи нервов как«рефлекторную дугу». Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки.В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога Л. Маслоу (1908-1970), три силы:бихевиоризм(поведение), психоанализ игуманистическую психологию. Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный 3. Фрейдом (1856-1939). Он утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений – стремления к любви и жизни (либидо) и стремления к смерти и разрушению (мортидо). Основное место в исходной концепции З.Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой им либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.
И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление.Его идеи в основном получили развитие в России в ученияхИ.П. Павлова(1849-1936) иВ.М. Бехтерева (1857-1927).Советскими психологами, такими, как С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Л.C. Выготский (1896-1934), Л.Н. Леонтьев (1903-1979), ДН. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902-1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.
Психология, как любая наука, имеет свою историю становления. Для того чтобы лучше понять логику развития научного психологического знания, процесс его накопления делят на условные этапы. В истории психологии выделяют семь основных этапов.
I этап (до VII—VI вв. до н.э.). Уже в это время в культуре и ее продуктах (мифах, легендах, сказках), а также в духовной жизни человеческого общества, в религиозных верованиях есть свидетельства интереса человека не только к приспособлению и познанию внешнего мира, но и к себе, своему внутреннему миру, душе.
II этап (VII—VI вв. до н.э. — конец XVIII — начало XIX в.). Психология остается в это время в рамках философии. Этот этап развития психологии самый продолжительный, он длился более 20 веков. Появились первые теории эмоций и теории рефлекса, что вместе с развитием в то время эмпирического подхода к психике в большой мере способствовало созданию условий для отделения психологии от философии.
III этап (конец XVIII — начало XIX в. — середина XIX в.). Главным событием этого этапа является выделение психологии в самостоятельную науку.
IV этап (середина XIX — начало XX в.). Это важнейший этап в развитии психологической науки. Его главным событием, оказавшим огромное влияние на дальнейшее становление психологии, стало открытие в 1879 г. первой экспериментальной лаборатории В. Вундта. Появление экспериментального метода в психологических исследованиях завершило процесс выделения психологии в самостоятельную науку, позволило ей стать объективной и экспериментальной. Сознание было разбито на психические элементы, в качестве которых для Вундта выступали ощущение, образы и чувства.
V этап (10—30-е гг. XX в.). Этот этап вошел в историю психологии под названием «период методологического кризиса». Он характеризовался тем, что предлагалось много вариантов предмета психологии. В это время разрабатывались тестовые методики для определения интеллектуального развития, профессиональной направленности и др. Психология наряду с теоретическими исследованиями стала решать конкретные практические задачи.
VI этап (40—60-е гг. XX в.). На этом этапе происходило дальнейшее развитие психологических школ. Методы психологии на этом этапе пополнились опросниками, тестами, экспериментальными методиками изучения интеллекта.
VII этап (60-е гг. XX в. — по настоящее время).