Проблема взаимодействия добра и зла

Как уже сказано, добро и зло взаимосвязаны, определяют друг друга. Характер­ная особенность взаимодействия добра и зла состоит в том, что между ними постоянно идет борьба, развитие нравствен­ности немыслимо без борьбы между добром и злом, как не­возможно развитие общества без борьбы между старым и но­вым. Противоречия, конфликты, противостояние людей, соци­альных слоев, групп мы встречаем постоянно в жизни, в ху­дожественной литературе, вообще в искусстве. Возьмем балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро», здесь речь идет о борь­бе сил зла и добра, света. Одетта, прекрасная, нежная, влюб­ленная в принца Зигфрида, и Одиллия, властная, хищная, с помощью злых колдовских чар делающая все, чтобы Зигфрид забыл о своей возлюбленной, предал ее. Необходимо отметить важную деталь противоборства добра и зла: зло обольститель­но, оно заманивает, привораживает, искушает человека. В многочисленных произведениях художественной литературы можно встретить эту удивительную ситуацию дьявольского искушения, которому подвергается человек. Вот и Одиллия в блестящем черном наряде - она великолепна, она прекрасна, Зигфрид взволнован совместным танцем и уже забыл об Одет­те. И зрители страдают, их симпатии на стороне Одетты, ко­торая осталась там, на озере. И силы добра, света, любви дают знак Зигфриду - в окне вдруг появляется облик прекрасной девушки в белом - Одетты. Злые чары перестают действовать. Зигфрид убегает на озеро к Одетте.

Вспомним сцену Маргариты из оперы «Фауст». Мефисто­фель, наверное зная, чем можно покорить женское сердце, подбросил ей ларец с драгоценностями. И Маргарита, отлично понимая, что это не ее ларец, долго борется с искушением - открыть или не открыть; вокруг никого нет - открыла. Увиде­ла ожерелье - надеть или не прикасаться к нему, надела, по­смотрела в зеркальце - «ах, королевой я стала!», теперь если бы увидел ее незнакомец (Фауст), конечно, влюбился бы.

Повесть Л.Н. Толстого «Крейцерова соната», ряд произве­дений А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского посвящены теме искушения, борьбы с грехом, порочными наклонностями, дур­ными страстями.

Не менее важным является и еще один аспект борьбы доб­ра и зла, когда новые идеи, воспринимаемые с точки зрения привычных представлений как зло, вступают в конфликт с устаревшими догмами, которые по старинке воспринимаются окружающими как добро. В свое время Ф. Ницше блестяще критиковал рабскую мораль. Содержательную характеристику и качественную определенность морали рабов Ницше связы­вает, в первую очередь, с претензией ее на безусловность, абсолютность. Во-вторых, Ницше указывает, что рабская мо­раль есть мораль стадная, которая стоит на страже интересов общества, но не личности. Она направлена прежде всего на поддержание слабых, сирых и убогих, нищих и неудачников, на защиту посредственности. Как будто бы предвидя будущие пороки европейского общества, связанные с «омассовлением», обезличиванием людей, Ницше в то же время замечал: «Воз­можно, что в народе, среди низших слоев, именно у крестьян, нынче сравнительно гораздо больше благородства вкуса и такта в почитании, чем у читающего газеты умственного по­лусвета, у образованных людей» (Ницше Ф. Соч. в 2-х т. - М., 1990, т. 2. - С. 388). Ницше считал, что рабская мораль лжива, лицемерна: люди любят осуждать те пороки, которым втайне хотели бы предаваться сами. Зависть, злобные чувства вызы­вает человек, который отваживается на бунт против привыч­ного, шаблонного, рутинного. Независимость от мнений и стандартов окружающих воспринимается как зло, которое способно разрушить устоявшуюся жизнь, как опасная ересь, требующая наказания. Однако именно еретики, бунтари про­тивостоят жизненному застою, косности, несут творчество, новаторство, новые взгляды и нормы; не будь еретиков, бун­тарей, жизнь застыла бы на месте, остановилась, перестала бы развиваться. Не случайно многие мыслители отмечали конст­руктивную роль зла в истории. Обращает на себя внимание и такая особенность взаимодействия добра и зла, как неоднозначность оценки людьми одного и того же события. Предста­вим ситуацию: шестнадцатилетняя дочь влюбилась и собра­лась замуж, а родители возражают против брака. Для дочери, которая впервые влюбилась, предстоящий брак - великая ра­дость и счастье. Для родителей, напротив, предполагаемый брак - беда, зло. Можно представить несколько вариантов продолжения этой истории. Дочь может послушать родителей, отказаться от своих намерений, возможно, так и останется одинокой, будет всю жизнь проклинать и родителей, и себя. Возможно, родители сдадутся, и брак состоится, а через ко­роткое время молодые люди расстанутся, поскольку повзрос­леют и им станет ясно, что они не созданы друг для друга. Таким образом, добро станет злом. Вспомним фильм «Санта-Барбара», в котором Джина родила ребенка в 13 лет и отказа­лась от него, а затем через двадцать лет взрослая дочь находит свою мать. Можно только представить себе, сколько страда­ний выпало на долю несчастному ребенку. Мы видим, что добро свободно и легко превращается в зло и наоборот.

Одной из граней категории добра является доброта, чуткое и внимательное отношение человека к человеку. Быть доб­рым, конечно, не значит проявлять сентиментальность и уми­ление по поводу любой человеческой слабости. «Так добр, что ни на что не годен», - гласит испанская пословица. Нельзя считать добрым и равнодушного к радости и страданиям дру­гого человека. Равнодушие - опасная социальная болезнь. В повести А. Камю «Падение» показано, какую опасность таит равнодушие к другим, оно ведет к умиранию личности. В по­вести внешне ничего не происходит. Рассказ ведется от имени главного действующего лица, который размышляет о себе, вспоминая некоторые подробности своей жизни. Однажды он мог бы предотвратить самоубийство молодой женщины, но, привыкнув равнодушно относиться к окружающим, прошел мимо, только вздрогнул, услышав звук падающего с моста тела. Равнодушие, отсутствие веры в добро приводят к пре­ступному невмешательству. С тех пор одиночество, горечь и тоска становятся постоянными спутниками этого человека. Одиночество, как считают западные исследователи, вообще становится фундаментальным злом, чудовищным фантомом, который как язва поражает жизнь современного человека, увеличивая ощущение внутренней пустоты, бессмысленности существования.

Одним из видов зла выступает предательство, измена. Эти явления существуют с незапамятных времен и в любом обще­стве считается одним из самых тяжелых преступлении в сфе­ре морали. Предательство, измена Родине, отечеству со вре­мен античности покрывала позором человека, являлась тяжким грехом с точки зрения морали и преступлением с точки зрений права и заслуживала смерти. В сфере личных взаимо­отношений предательство и измена также являются большим злом, однако моральные оценки здесь могут иметь более ши­рокий спектр мнений. Измена мужа с точки зрения жены вос­принимается как конец любви, катастрофа в семейной жизни, хотя для другой женщины это может быть началом счастливо­го союза с любимым человеком. В наши дни, по оценкам со­циологов, многие жены предпочитают смириться с изменой, и семья не распадается. Измена, предательство друга восприни­мается как коварство и вероломство. Особенно страшные по­следствия для впечатлительной, эмоциональной натуры имеет встреча с подлецом, негодяем, который путем лести и при­творства под видом преданного друга как бы влезает в душу, заранее планирует и готовит предательский удар в спину. До­верчивый Отелло и злобный коварный Яго, король Лир и пре­давшие его дочери - не только плод художественного вымыс­ла гениальною Шекспира, это сюжеты, которые подсказывает сама жизнь.

Несмотря на то что зло, как тень, сопровождает всю жизнь человека, несмотря на ужасные злодеяния, свидетелями кото­рых становится человек в общественной жизни и в быту, че­ловек продолжает верить в добро. Парадоксальность и одна из загадок бытия состоит в том, что человек продолжает упорно верить в святость добра, в непременную победу добра. В рус­ской сказке добро обязательно одерживает победу. Душа верит, что человек не может быть злым, что талантливый, спо­собный, деятельный человек - это непременно носитель добра. «Гений и злодейство - две вещи несовместные», - эти слова А.С. Пушкина являются как бы символом веры в торжество добра.

проблема взаимодействия добра и зла - student2.ru

Практические занятия

3.1.1ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 СОВРЕМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ЭТИКА

Ø Цель:закрепить представление о деловой этике и нормах делового этикета.

Ø Формапрактического занятия–семинар

Ø Вопросы семинарадля самоподготовки и обсуждения

1. Понятие деловой этики, принципы организации деловых взаимоотношений.

2. Принципы делового этикета.

3. Требования этикета к внешнему виду и манерам делового человека.

4. Требования этикета к рабочему месту и служебному помещению.

5. Этикет письменного делового общения.

6. этика делового телефонного разговора.

7. Этика делового красноречия.

8. Механизмы внедрения этических принципов и норм в практику деловых отношений

Ø Последовательность обсуждения – в предложенном порядке

Ø Для отчета:ответить на вопросы по теме «Деловая этика»

Ø Литература:1. Ботавина Р.Н.. Этика деловых отношений. – М.: «Финансы и статистика», 2003, с.3-70, 126-133, 147-200

2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психоогия общения: Учебник для нач. проф. Образования.- М.: Изд. Центр «Академия», 2004, с.9-33, 37-70, 123-126

Ответьте на вопросы

Тема «Деловая этика»

1. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в отношении руководителя к подчиненному и наоборот – подчиненного к руководителю?

2. Докажите правоту высказывания специалистов ведущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения являются важным условием успешной работы в любой организации.

3. К профессиональному поведению предъявляются нравственные критерии: «вежливость», «тактичность», «доброжелательность», «деликатность».

Какие нравственные критерии проявились в следующих ситуациях:

а) женщина в возрасте, полной комплекции выбирает себе джинсы для отдыха. Продавец осторожно, чтобы не обидеть, порекомендовал ей купить красивый спортивный костюм, рассказав о его преимуществах перед джинсами. Покупательница согласилась и купила спортивный костюм.

б) в сберегательном банке к «окошку» оплаты за коммунальные услуги подходит очень раздраженный посетитель, не сумевший разобраться в заполнении квитанции нового образца. Кассир сбербанка говорит: «Не волнуйтесь, сейчас я вам все объясню»?

4. Нормами делового этикета являются:

а) упорство, настойчивость

б) принципиальность, беспрекословность

в) вежливость, тактичность

5. Вежливость предполагает приветствие. Как надо поздороваться, если вы оказались первый раз в незнакомом коллективе?

Есть ли разница между бытовым и деловым этикетом?

6. Соблюдение чувства меры в разговоре – это -

а) вежливость г) предупредительность

б) дипломатичность д) все ответы верны

в) тактичность е) все ответы неверны

7. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следующих примерах:

а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научились?»- кассир клиенту

б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо было лучше смотреть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (приемщица в ателье)

8. Почему деловую переписку называют общение в миниатюре?

9. Визитные карточки женщин отличаются от визитных карточек мужчин

а) по размеру в) по цвету

б) не отличаются ничем г) за счет «украшательств»

10. Нравственным критериям соответствуют следующие позиции делового взаимодействия:

а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убежден, что честь превыше прибыли

б) не доверяй никому и уважай себя

в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими

г) всегда нужно ориентироваться на конечную цель

11 Знакомство с организацией начинается с интерьера помещения. Относится ли интерьер к области делового этикета? Поясните ответ.

12. Атмосфера доброжелательности во время деловой беседы зависит от:

а) пунктуальности

б) правильного выбора места проведения беседы

в) интерьера помещения

г) установления контакта с партнером

д) первых фраз во время беседы

е) использования обращения по имени

ж) все ответы верны

з) все ответы неверны

13. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких понятий, как «долг», «честь», «совесть», «достоинство». Какие понятия проявляются в следующих ситуациях:

а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллектива, престиже своей профессии

б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина

14. Как вы понимаете высказывание М.Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?

15. Есть ли разница между бытовым и деловым этикетом?

16. Кто и кого первым должен приветствовать в следующих парах: старший – младший, мужчина - женщина, подчиненный - начальник, пожилой мужчина – девушка?

17. Прокомментируйте высказывание Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

18. Этическим запретам на некоторые ответы и вопросы в процессе телефонного разговора со ответствуют данные высказывания

а) «Алло, это кто?»

б) «Петрова сейчас нет. Чем я могу вам помочь?»

в) «Иванова нет на месте, не знаю, где он»

г) «Куда я попала?»

д) «Лады, договорились, пока»

е) «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Может быть, ему что-нибудь передать?»

19. При обмене визитными карточками получивший сразу же убрал ее в карман. Какие правила этикета он нарушил?

20. Деловой протокол – это-

а) осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей

б) правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки

в) свод правил в деловых и служебных отношениях

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

21. К деловому этикету относятся следующие «заповеди», сформулированные Дж. Ягер,:

а) делайте все вовремя

б) громко не смейтесь

в) сдерживайте свое раздражение

г) не болтайте лишнего

д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы

е) думайте о других, а не только о себе

ж) не будьте неряшливы

з) одевайтесь как положено

и) говорите и пишите хорошим языком

22. При проведении деловой беседы надо учитывать:

а) этические нормы и правила

б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия

в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы

г) все позиции верны

д) все позиции неверны

3.1.2ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОДЕКСЫ МОРАЛИ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ

Ø Цель:закрепить знания об основных требованиях профессиональной этики в соответствующих сферах трудовой деятельности и сформировать представление об их категоричности.

Ø Формапрактического занятия-семинар

Ø Вопросы семинарадля самоподготовки и обсуждения

1. Понятие профессионального кодекса.

2. Профессиональный кодекс юриста.

3. Профессиональный кодекс предпринимателя.

4. Профессиональный кодекс врача.

5. Профессиональный кодекс инженера.

6. Профессиональный кодекс учителя.

Ø Последовательность обсуждения – в предложенном порядке

Ø Для отчета:заполнить таблицу 1 «Профессиональные кодексы морали»

Ø Литература:1.Голубева Г.А. Этика: Учебник.- М.: Издательство «Экзамен», 2005, с.222-238

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М.: «Финансы и статистика», 2003, с.133-147.

3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник.- М.: Цифра, 2003, с. 53-63, 68-78, 112-119, 124-129

Заполните таблицу 1

Таблица1 Профессиональные кодексы морали

№ п\п Наименование профессии Моральные требования профессионального поведения
     

3.1.3ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Ø Цель:формировать умение анализировать современные глобальные проблемы, давать оценку современным духовно-нравственным ценностям.

Ø Формапрактического занятия-семинар

Ø Вопросы семинарадля самоподготовки и обсуждения

1. Понятие глобальной проблемы.

2. Природа и общество.

3. Причины и сущность экологического кризиса

4. Гармонизация взаимодействия природы и общества..

Ø Последовательность обсуждения – в предложенном порядке

Ø Для отчета:составить «Экологические кодекс»

Ø Литература:1.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.,1990.

2. Голубева Г.А. Этика: Учебник.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.с.238-247

3. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбов, Е.А. Глушков, Э.Н. Егорова и др. – М.: 1998, с.252-260

Тестовые задания

3.2.1ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ I «ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ»

Наука, изучающая мораль, это -
  1) нравственность 3) добродетель
  2) совесть 4) этика
Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения - это
  1) нравственность 3) добродетель
  2) мораль 4) ценность
Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется в своей жизни человек, - это
  1) этика 3) добродетель
  2) мораль 4) нравственность
Готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру
  1) мораль 3) нравственность
  2) добродетель 4) этика
Этикой любви называется
  1) учение Конфуция 3) учение Будды
  2) учение Иисуса Христа 4) учение Моисея
Этикой ритуала называется
  1) учение Конфуция 3) учение Будды
  2) учение Иисуса Христа 4) учение Моисея
«Через справедливое общественное устройство и верховенство закона лежит путь к человеческому благополучию и согласию» - идея
  1) учения Конфуция 3) учения Мухаммеда
  2) учения Иисуса Христа 4) учения Моисея
Преодоление желаний - суть
  1) учения Конфуция 3) учения Будды
  2) учения Мухаммеда 4) учения Моисея
Непротивление злу насилием – основное требование
  1) учения Ницше 3) учения Л.Н. Толстого
  2) учения Сократа 4) учения Эпикура
«Путь к счастью и человеческому согласию в обществе лежит через познающий разум» - идея
  1) учения Ницше 3) учения Л.Н. Толстого
  2) учения Сократа 4) учения Эпикура
«Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой» - идея
  1) учения Ницше 3) учения Л.Н. Толстого
  2) учения Сократа 4) учения Эпикура
Противопоставление морали рабов морали сверхчеловека - идея
  1) учения Ницше 3) учения Л.Н. Толстого
  2) учения Сократа 4) учения Эпикура
Самоотверженное отношение к труду и к боевой защите рода и сородичей, кровная месть, солидарность, обычаи человеческих жертвоприношений – черты
  1) этики Средневековья 3) архаической этики
  2) этики эпохи Возрожденья 4) этики античности
«Честь героя и воина, защитника своего народа, идея справедливости, независимость духа, требование меры в удовольствиях, самоограничение - черты
  1) этики Средневековья 3) архаической этики
  2) этики эпохи Возрожденья 4) этики античности
Смирение, любовь к Богу, милосердие, исполнение евангельских заповедей, покаяние, стремление подчиняться, а не повелевать - черты
  1) этики Средневековья 3) архаической этики
  2) этики эпохи Возрожденья 4) этики античности
Культ красоты, наслаждения жизнью, легковесный оптимизм, прославление оригинальности, яркой индивидуальности отдельного человека - черты
  1) этики Средневековья 3) архаической этики
  2) этики эпохи Возрожденья 4) этики античности

ОТВЕТЫ: КРИТЕРИИ ОТМЕТОК:

№ п/п Ответ № п/п Ответ   • Количество заданий – 16 • Время выполнения – 45 мин. • Оценивание заданий: 0,35 балла • Критерии отметок «5» - ³ 4,9 «4» - 3,9 – 4,8 «3» - 2,8 – 3,8 «2» - <2,8

3.2.2ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ II «ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: НОРМЫ И ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Общение, участниками которого являются представители некоторой социальной категории, причем люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, - это
  1) ролевое общение 3) деловое общение
  2) светское общение 4) примитивное общение
Общение, при котором человек оценивает другого как нужный или ненужный объект, интерес к партнеру по общению теряется после получения от него желаемого
  1) ролевое общение 3) деловое общение
  2) светское общение 4) примитивное общение
Общение, предполагающее участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация, - это
  1) прямое общение 3) косвенное общение
  2) непосредственное общение 4) деловое общение
Общение, обеспечивающее успех общего дела и создающее условия для сотрудничества людей, - это
  1) ролевое общение 3) деловое общение
  2) светское общение 4) примитивное общение
Характеристики, которые способствуют эффективности общения
  1) · учет интересов собеседника · ориентация на ситуацию и обстановку · умение льстить
  2) · ориентация на ситуацию и обстановку · умение находить общее с собеседником · учет интересов собеседника
  3) · учет интересов собеседника · умение льстить · умение находить общее с собеседником
Факторы, которые способствуют эффективности общения
  1) · проявление искренности и доброжелательности · соблюдение «золотого правила» нравственности · заинтересованность
  2) · проявление искренности и доброжелательности · заинтересованность · навязывание своей точки зрения
  3) · соблюдение «золотого правила» нравственности · навязывание своей точки зрения · заинтересованность
Эффективность общения повышается при использовании следующих приемов
  1) · прием «золотые слова» · прием «терпеливый слушатель» · прием «имя собственное»
  2) · прием «терпеливый слушатель» · прием «принципиальный собеседник» · прием «имя собственное»
  3) · прием «золотые слова» · прием «терпеливый слушатель» · прием «принципиальный собеседник»
Эффективности общения способствуют следующие факторы
  1) · внимательное слушание собеседника · учет психологического состояния собеседника · точность формулировок
  2) · внимательное слушание собеседника · точность формулировок · поглощенность собой, своей речью и чувствами
  3) · учет психологического состояния собеседника · поглощенность собой, своей речью и чувствами · точность формулировок
Если вы принимаете гостей, то
  1) · представляете их своим родителям только в том случае, если родители вышли к гостям · не снимаете домашние тапочки, т.к. это подчеркивает уют и теплоту домашней обстановки · не разговариваете по телефону, извиняетесь и просите перезвонить в другое время
  2) · представляете их своим родителям только в том случае, если родители вышли к гостям · представляете опоздавшего другим гостям · не снимаете домашние тапочки, т.к. это подчеркивает уют и теплоту домашней обстановки
  3) · представляете их своим родителям только в том случае, если родители вышли к гостям · представляете опоздавшего другим гостям · не разговариваете по телефону, извиняетесь и просите перезвонить в другое время
Если вы принимаете гостей, то
  1) · в конце вечера должны благодарите за то, что они пришли · опаздывающих гостей ждете не более 15 минут · делаете вид, что вы ничего не заметили, если ваш гость разбил случайно чашку
  2) · опаздывающих гостей ждете не более 15 минут · делаете вид, что вы ничего не заметили, если ваш гость разбил случайно чашку · можете включить телевизор, если идет передача, интересующая большинство присутствующих
  3) · в конце вечера должны благодарите за то, что они пришли · можете включить телевизор, если идет передача, интересующая большинство присутствующих · опаздывающих гостей ждете не более 15 минут
Если вы пришли к кому-либо в гости, то
  1) · можете принять приглашение пообедать, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием · можете сесть за праздничный стол, если он накрыт · во время обеда будете стараться, чтобы только кисти рук лежали на столе
  2) · можете принять приглашение пообедать, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием · слишком горячее блюдо будете есть не сразу, а дадите ему остынуть · можете сесть за праздничный стол, если он накрыт
  3) · можете принять приглашение пообедать, но затем вскоре уйти, не обременяя хозяев долгим пребыванием · слишком горячее блюдо будете есть не сразу, а дадите ему остынуть · во время обеда будете стараться, чтобы только кисти рук лежали на столе
Если вы пришли к кому-либо в гости, то
  1) · не следует критиковать угощения, приготовленные хозяйкой · нельзя вставать из-за стола до того, как это сделают хозяева · в случае вашего опоздания вам следует поочередно обойти всех гостей, поздороваться и пожать руку
  2) · нельзя вставать из-за стола до того, как это сделают хозяева · в случае вашего опоздания вам следует поочередно обойти всех гостей, поздороваться и пожать руку · из общих блюд вам следует выбирать те куски, что лежат ближе к вам
  3) · нельзя вставать из-за стола до того, как это сделают хозяева · не следует критиковать угощения, приготовленные хозяйкой · из общих блюд вам следует выбирать те куски, что лежат ближе к вам
К этическим запретам в процессе делового телефонного разговора относятся следующие высказывания:
  1) · «Кто это говорит?» · «Иванова нет, не знаю, где он» · «У нас обеденный перерыв. Можем ли мы спокойно поесть?»
  2) · «Кто это говорит?» · «У нас обеденный перерыв. Можем ли мы спокойно поесть?» · «Петров будет в 15.40. Перезвоните, пожалуйста!»
  3) · «Иванова нет, не знаю, где он» · «Петров будет в 15.40. Перезвоните, пожалуйста!» · «Кто это говорит?»
К этическим запретам в процессе делового телефонного разговора относятся следующие высказывания
  1) · «Сидорова нет на месте» · «Алла Викторовна еще не пришла с обеда» · «Куда я попала?»
  2) · «Сидорова нет на месте» · «Очень приятно с вами разговаривать, но сейчас я должна уйти» · «Алла Викторовна еще не пришла с обеда»
  3) · «Куда я попала?» · «Алла Викторовна еще не пришла с обеда» · «Очень приятно с вами разговаривать, но сейчас я должна уйти»
К этическим запретам в процессе делового телефонного разговора относятся следующие высказывания
  1) · «Алло, это кто?» · «Лады, договорились. Пока» · «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Может быть, ему что-нибудь передать»
  2) · «Алло, это кто?» · «Лады, договорились. Пока» · «Куда я попала?»
  3) · «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Может быть, ему что-нибудь передать» · «Куда я попала?» · «Лады, договорились. Пока»
К этическим запретам в процессе делового телефонного разговора относятся следующие высказывания
  1) · «С кем я разговариваю?» · «Не знаю, где Сидоров и когда будет» · «Будьте добры, позовите Ивана Петровича»
  2) · «С кем я разговариваю?» · «Будьте добры, позовите Ивана Петровича» · «Имеем мы право пообедать? Позвоните после часа»
  3) · «Не знаю, где Сидоров и когда будет» · «С кем я разговариваю?» · «Имеем мы право пообедать? Позвоните после часа»
В кодекс поведения в конфликт входят следующие правила
  1) · замолчите первым · не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах · открыто боритесь за свои интересы
  2) · замолчите первым · открыто боритесь за свои интересы · сбивайте агрессию неожиданными приемами
  3) · не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах · сбивайте агрессию неожиданными приемами · замолчите первым
В конфликте запрещено
  1) · критически оценивать партнера · приписывать партнеру низменные или плохие намерения · давать партнеру возможность «сохранить свое лицо»
  2) · критически оценивать партнера · давать партнеру возможность «сохранить свое лицо» · игнорировать интересы партнера по общению
  3) · приписывать партнеру низменные или плохие намерения · критически оценивать партнера · игнорировать интересы партнера по общению
В кодекс поведения в конфликте входят следующие правила
  1) · доказывайте свою точку зрения, если уверены в своей правоте · не бойтесь извиниться, если чувствуйте свою вину · дайте партнеру «выпустить пар»
  2) · не бойтесь извиниться, если чувствуйте свою вину · не характеризуйте состояние оппонента · доказывайте свою точку зрения, если уверены в своей правоте
  3) · не бойтесь извиниться, если чувствуйте свою вину · дайте партнеру «выпустить пар» · не характеризуйте состояние оппонента
В конфликте запрещено
  1) · раздражаться, нападать и кричать · обрушивать на партнера множество претензий · преувеличивать свои заслуги
  2) · обрушивать на партнера множество претензий · отражать, как эхо, смысл высказываний своего оппонента · преувеличивать свои заслуги
  3) · отражать, как эхо, смысл высказываний своего оппонента · раздражаться, нападать и кричать · преувеличивать свои заслуги
К правилам критики относятся следующие положения
  1) · критику надо начинать с похвалы · следует критиковать работу, а не человека · необходимо решить, есть ли организационные основания для критики
  2) · критику надо начинать с похвалы · необходимо решить, есть ли организационные основания для критики · целесообразнее критиковать сотрудника публично
  3) · необходимо решить, есть ли организационные основания для критики · целесообразнее критиковать сотрудника публично · следует критиковать работу, а не человека
К правилам критики относятся следующие положения
  1) · необходимо решить, есть ли статусные основания для критики · первый разговор критического характера должен проходить один на один · надо дать возможность высказаться критикуемому
  2) · необходимо решить, есть ли статусные основания для критики · первый разговор критического характера должен проходить один на один · допустимо некоторое повышение голоса
  3) · первый разговор критического характера должен проходить один на один · допустимо некоторое повышение голоса · надо дать возможность высказаться критикуемому
К правилам критики относятся следующие положения
  1) · авторитет критикующего не должен быть подвергнут сомнению, поэтому он не должен говорить о подобных ошибках в своей работе · целесообразно подсказать критикуемому решение трудных вопросов · необходимые качества критикующих высказываний – спокойный тон, ссылка на факты
  2) · авторитет критикующего не должен быть подвергнут сомнению, поэтому он не должен говорить о подобных ошибках в своей работе · последняя фраза должна содержать мысль, вселяющую в критикуемого веру в собственные силы · необходимые качества критикующих высказываний – спокойный тон, ссылка на факты
  3) · целесообразно подсказать критикуемому решение трудных вопросов · необходимые качества критикующих высказываний – спокойный тон, ссылка на факты · последняя фраза должна содержать мысль, вселяющую в критикуемого веру в собственные силы
Речевой этикет критических высказываний допускает следующие выражения
  1) · «На Вашем месте я поступил бы следующим образом…» · «Возмутительно, что такого сотрудника. Как Вы, вообще приняли на работу!» · «Я уверен, что Вы все поняли и подобного разговора в будущем не понадобится»
  2) · «Как Вы при Вашей компетентности могли допустить такие грубые ошибки!» · «На Вашем месте я поступил бы следующим образом…» · «Я уверен, что Вы все поняли и подобного разговора в будущем не понадобится»
  3) · «Возмутительно, что такого сотрудника. Как Вы, вообще приняли на работу!» · «Как Вы при Вашей компетентности могли допустить такие грубые ошибки!» · «На Вашем месте я поступил бы следующим образом…»

ОТВЕТЫ: КРИТЕРИИ ОТМЕТОК:

№ п/п Ответ № п/п Ответ № п/п Ответ   • Количество заданий – 24 • Время выполнения –60 мин. • Оценивание заданий: 0,25 балла • Критерии отметок «5» - ³ 5,0 «4» - 4,0 – 4,8 «3» - 3,0 – 3,9 «2» - < 3,0

3.2.3ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ III «НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Любовь ко всему миру, всем людям, способность к милосердию -
  1) патриотизм 3) эгоизм
  2) гуманизм 4) альтруизм
Любовь к Отечеству, своему народу -
  1) патриотизм 3) эгоизм
  2) гуманизм 4) альтруизм
Любовь, забота о себе в ущерб, во вред другим
  1) патриотизм 2) гуманизм 3) эгоизм 4) альтруизм
Любовь к другим, забота о других в ущерб себе, вплоть до самоуничтожения
  1) патриотизм 3) эгоизм
  2) гуманизм 4) альтруизм
Руководитель организации ведет себя этично, если
  1) · вовлекает всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д. · умеет быть внимательным слушателем · старается, чтобы его авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах
  2) · вовлекает всех исполнителей задания в процесс обсуждения целей, сроков, методов, ответственности и т.д. · умеет быть внимательным слушателем · благодарит сотрудника в присутствии его товарищей по работе
  3) · умеет быть внимательным слушателем · старается, чтобы его авторитет не пострадал ни при каких обстоятельствах · благодарит сотрудника в присутствии его товарищей по работе
Предприниматель ведет себя этично, если
  1) · основывает свои действия на принципах равенства, доверия, взаимоуважения · ориентируется только на конечную цель · соблюдает законы государства
  2) · основывает свои действия на принципах равенства, доверия, взаимоуважения · соблюдает законы государства · использует цивилизованные методы в конкурентной борьбе
  3) · соблюдает законы государства · ориентируется только на конечную цель · использует цивилизованные методы в конкурентной борьбе
Руководитель ведет себя этично, если
  1) · считает, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя · доверяет своим подчиненным · помогает своим подчиненным только тогда, когда они об этом просят
  2) · доверяет своим подчиненным · помогает своим подчиненным только тогда, когда они об этом просят · регулярно читает специальную литературу
  3) · помогает своим подчиненным только тогда, когда они об этом просят · считает, что подчиненные не должны обсуждать распоряжений руководителя · регулярно читает специальную литературу
Судья ведет себя этично, если
  1) · выносит решения беспристрастно · в случае необходимости побуждает стороны прийти к урегулированию отношений на основе соглашения между ними · во всех делах действует независимо и без какого бы то ни было внешнего влияния
  2) · для прояснения сути находящегося в производстве дела делает в прессе публичные заявления · во всех делах действует независимо и без какого бы то ни было внешнего влияния · в случае необходимости побуждает стороны прийти к урегулированию отношений на основе соглашения между ними
  3) · выносит решения беспристрастно · в случае необходимости побуждает стороны прийти к урегулированию отношений на основе соглашения между ними · для прояснения сути находящегося в производстве дела делает в прессе публичные заявления

ОТВЕТЫ: КРИТЕРИИ ОТМЕТОК:

№ п/п Ответ № п/п Ответ   • Количество заданий – 8 • Время выполнения – 20 мин. • Оценивание заданий: 0,7 балла • Критерии отметок «5» - ³ 4,9, «4» - 4,2 – 4,8, «3» - 2,8 – 4,1, «2» - < 2,8

3.2.4ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ IV «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

Оценка человека с точки зрения норм определенной социальной группы
  1) честь 2) совесть 3) долг 4) зло
Осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом
  1) честь 3) долг
  2) совесть 4) зло
Способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать неисполненность долга - это
  1) честь 2) совесть 3) долг 4) зло
То, что отдаляет человека от нравственного идеала, - это
  1) честь 3) долг
  2) совесть 4) зло
Смелость, владение копьем, искусная верховая езда, презрение к опасности и смерти, верность господину и даме сердца – черты кодекса
  1) чести христианина 3) рыцарской чести
  2) аристократической чести 4) чести японского воина - самурая
Отсутствие отношений с людьми «низших» сословий, вызов оскорбителя на дуэль, представление о собственной исключительности – черты кодекса
  1) чести христианина 3) рыцарской чести
  2) аристократической чести 4) чести японского воина - самурая
Верность своему господину, презрение к жизни, доказательство преданности господину совершением харакири – черты кодекса
  1) чести христианина 3) рыцарской чести
  2) аристократической чести 4) чести японского воина - самурая
Недопущение клеветы, лжи, брани на ближнего, неверности данным обещаниям, богоуподобление – черты кодекса
  1) чести христианина 3) рыцарской чести
  2) аристократической чести 4) чести японского воина – самурая

ОТВЕТЫ: КРИТЕРИИ ОМТЕТОК:

№ п/п Ответ № п/п Ответ   • Количество заданий – 8 • Время выполнения – 20 мин. • Оценивание заданий: 0,7 балла • Критерии отметок «5» - ³ 4,9, «4» - 4,2 – 4,8, «3» - 2,8 – 4,1, «2» - < 2,8

Наши рекомендации