Специфика и сущность морали

Во-первых, характеризуя мораль в целом, необходимо подчеркнуть добровольность следования ее нормам, добровольный выбор поступка и пере­живание ответственности за свое поведение. Человек обла­дает свободой воли, моральной свободой, морально развитой человек сам выбирает поступки, сам себя судит судом совести или сам себя прощает. Никакого внешнего принуждения в морали не существует. Человек сам, наедине с самим собой принимает решение: не отдать долг, то есть поступить подло, или отдать долг, написать донос о проступке, быть может мнимом, своего товарища или уклониться от этого, вступиться за незнакомку, к которой пристают хулиганы, или пройти мимо, уступить место пожилой женщине в электричке или продолжать сидеть на скамейке, небрежно перелистывая жур­нал. Во-вторых, специфика морали состоит в том, что она существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. В-третьих, мораль каждого общества отличается своеобразием норм и правил и у каждого народа свои нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Мораль — сложное социальное образование, которое вы­ступает как единство нравственного сознания (норм, принци­пов, понятий, ценностей), нравственных отношений (к обще­ству, коллективу, к окружающим, друг к другу, к самому себе), нравственной практики (поведение, поступки). Содержа­ние морали можно, конечно, с большой долей условности попытаться представить графически (табл. 1).

Таблица 1

МОРАЛЬ
Нравственное сознание Нравственные отношения Нравственная практика
понятия нормы принципы ценности к обществу к коллективу друг к другу к самому себе поведение поступки

В табл. 1 мы видим, что мораль может быть рассмотрена как три блока вопросов: во-первых, нравственное сознание, то есть имеющиеся в нашем сознании представления о том, что является моральным, что относится к сфере морали. Понятия - это все слова, которые дают нам возмож­ность составить представление о сфере морали: мораль, нрав­ственность, добро, зло, достоинство, совесть, ответственность, милосердие, мужество, честность и др. Мы знаем, к примеру, что мужество, честность, порядочность, доброжелательность, гуманность являются высокоморальными качествами. Мы знаем, что грубость, жестокость, воровство, измена, преда­тельство отвратительны. Все это относится к сфере морали.

О нормахморали уже сказано, что это представление о по­добающем, о том, как надо поступать в конкретной ситуации. Например, если ты взял взаймы у приятеля деньги, надо во­время долг вернуть. Норма - это предписание, образец пове­дения или действия, мера оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать. Норма как правило непременно присутствует в морали, и поэтому этику называют нормативной философской дисциплиной. В морали мы нахо­дим прежде всего требования повелительного характера, ко­торые разрешают поступать определенным образом: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего» и др. Имеется группа требований, кото­рые запрещают те или иные поступки: «не лги», «не прелюбо­действуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира» и др. К моральным нормам можно отнести обычаи и ритуалы, которые рассматривают как вид общественной дис­циплины. Обычаи распространяются на некоторые особенно­сти брачно-семейной жизни, отношений в сфере быта, органи­зации общественной жизни, отправления религиозных обря­дов. Такие моральные нормы, как честность, порядочность, доброжелательность, милосердие, гуманность, добросовест­ность, чувство долга и ответственность, воспроизводятся в моральном сознании в виде соответствующих правил, запове­дей, кодексов поведения. Нравственные требования к специа­листу, которые обусловлены спецификой данной профессии, оформляются как профессиональная этика юриста, актера, педагога, экономиста, спортсмена и т.д.

Принципы(от лат. principium - основа, начало) морали - более сложное образование, они выражают моральные требо­вания наиболее обобщенно, раскрывают требования, которые касаются нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Принципы морали дают человеку общее направление дея­тельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения. Принципы морали - это наиболее общие и существенные, исходные требования для выражения жизненных связей и отношений людей. Например, принцип коллективизма, лежащий в основе морали, предпола­гает высокий гуманистический камертон во взаимоотношени­ях людей. Моральный принцип - всякий принцип, который должен определять нравственную волю. Например, радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм) и др.

Ценностьв морали - значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом. Эта значимость объекта определяется не столько его свойствами, сколько его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценно­сти, Недра земли выступают как материальные ценности, имеющие отношение к экономике страны, но как элемент экологической культуры недра земли приобретают уже нрав­ственный характер. Свобода, справедливость, законность, правовая культура являются важными общественно-политическими ценностями. Отечество, дружба, любовь, се­мья, гуманность, благоразумие и другие являются духовными ценностями. Значение этических ценностей раскрывается бла­годаря воспитанию.

В табл. 1 во втором столбце содержится блок вопросов в морали, которые раскрывают совокупность нравственных отношений человека к обществу, к окружающим, к коллекти­ву, друг к другу, к самому себе. В третьем столбце таблицы I в качестве самостоятельного блока вопросов указывается нравственная практика. Ведь морально развитой человек обязан не только признавать честность в качестве добродете­ли, но и последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью.

Мораль имеется в любом обществе, это непременная со­ставная часть духовной жизни любого общества.

Коренная определяющая характеристика нравственного бытия в различных обществах - некая раздвоенность нравст­венной жизни, наличие противоречия между конкретными нравами и абстрактными моральными нормами. Нравственная жизнь общества протекает как бы на двух уровнях: внизу рас­полагается фактическое бытие межчеловеческих отношений с их многообразными и, как правило, эгоистически ориентиро­ванными нравами, а над ними возвышается царство абстракт­ного добра, моральных грез - ценности, идеалы, нормы гу­манности и справедливости. Нравственная жизнь принимает форму противоречия между тем, что должно быть, и тем, что есть в действительности. Сформулированная еще во времена античности дилемма «знаю лучшее, но следую худ­шему» становится существенным фактором нравственного бытия индивидов на протяжении всей истории существования общества, выступая своеобразным камнем преткновения для этики. В свое время Гейне с горечью и насмешкой выразил эту ситуацию следующими словами: «Они тайком тянули вино, проповедуя воду публично». Фарисейство, ханжество, лице­мерие - такими словами клеймили во все времена это расхож­дение между провозглашаемыми моралью добродетелями и всеобщей греховностью мира. Уже в этике Нового вре­мени возникает понимание того, что реальные люди и нравы очень далеки от морального идеала. Вопрос о том, как совмес­тить эгоизм индивида и потребность в солидарности людей, приобретает форму трагически неустранимого разрыва.

У Канта, Гегеля, Фейербаха мы находим обоснование не­возможности решения проблемы сущего и должного, общест­венных нравов и абстрактных моральных принципов. Со вре­мен Гегеля даже возникает традиция употребления понятия «мораль» для обозначения совокупности идеальных представ­лений (должное в морали), а слова «нравственность» для вы­ражения реально складывающихся, практически существую­щих нравов в обществе (сущее). Чем более отличаются мораль от нравственности, должное от сущего, тем более низок уро­вень моральности, нравственной культуры общества.

Если нравственность рассматривать с точки зрения долж­ного, то основой рассуждений становится абстрактная мораль, нравственное совершенствование личности в этом случае выступает как ее духовное самопринуждение, самообуздание, как результат ограничения склонности, интересов живого человека («Можешь, потому что должен»). В этом случае за­дача этики состоит в том, чтобы философски обосновать не­обходимость, разумность моральных норм и наметить эффек­тивные пути для их усвоения. Разум становится главным авто­ритетом в нравственности, а назначение этики заключается в том, чтобы учить людей безоговорочно следовать всем требо­ваниям и предписаниям разума. Но как скучна и бедна станет духовная жизнь человека! Ведь любовь, восторг, надежда, радость, негодование, отчаяние, своеволие, каприз - все эти понятия, которые трудно упорядочить, систематизировать, тем не менее, играют такую важную роль в жизни человека. Но именно эти моменты нравственной жизни остаются за бор­том, им этика не придает серьезного значения. Такова этика внутренней стойкости - религиозная этика любви, рационали­стическая этика долга (например, этика долга Канта).

Если мораль рассматривать с точки зрения сущего, то нрав­ственность выступает как конкретное свойство конкретных индивидов, при этом каждый человек имеет право по-своему понимать моральные нормы, и в этом случае поведение одно­го, вполне вероятно, будет противоположно поведению друго­го. Мораль, ее принципы и нормы не будут иметь абсолютной власти над личностью, которая обладает правом на автономию и независимость от общественных норм. Таковы концепции гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, разумного эгоизма. Рассмотрим кратко эти учения.

Гедонизм (от греч. hedone - удовольствие) считает, что че­ловек стремится к удовольствию и избегает страданий. Назна­чение этики гедонизм видит в том, чтобы научить человека наслаждаться, находить полноту бытия в стремлении к удовольствию. Гедонизм рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив и цель нравственного поведения. Гедонизм возник в IV в. до н.э. в Древней Греции, его основателем является Аристипп (435 - 355 гг. до н.э.) из Кирены, вследствие чего его учение иногда называют философией киренаиков. В Новое время гедонизм развивали Гоббс, Локк (XVII в.), а также французские материалисты Гельвеции, Гольбах (XVIII в.).

Подход к морали с точки зрения сущего характерен, как уже сказано, и для этики эвдемонизма. Эвдемонизм (от греч. eudamonia - блаженство) - этическое направление, которое рассматривает блаженство, стремление к счастью, исходным пунктом и внутренней движущей силой поведения человека. В отличие от гедонизма эвдемонизм не отождествляет мораль­ное благо с телесными и сиюминутными удовольствиями, а понимает его широко - как обладание всеми физическими и духовными ценностями, которые в совокупности составляют счастье человека. Наиболее ярким представителем эвдемо­низма является в античности Демокрит (460 - 370 до н.э.), Эпикур (342 -271 до н.э.), в Новое время - Л. Фейербах (1804-1872), Спенсер (1820-1903) и др.

Точку зрения пользы, выгоды, личного интереса отстаивает утилитаризм (от греч. utilitas - польза, выгода). Это направ­ление в этике представлено такими именами, как И. Бентам (1748 - 1832), Дж. С. Милль (1806 - 1873), К. Каутский (1854-1938), П.А.Кропоткин (1842 - 1921), Ф.Ницше (1844 - 1900). Утилитаризм отождествляет добро и пользу, исходит из того, что целью человеческих поступков должно быть стрем­ление извлекать из всего материальную выгоду.

Несмотря на то что мораль существует столько, сколько существует человек, и мораль является одним из моментов, определяющих для личности картину мира, многое в трактов­ке морали, в понимании ее природы и сущности до сих пор не до конца выяснено, неоднозначно трактуется и остается от­крытым для новых идей. Так, весьма спорным остается вопрос о том, что лежит в основе морали: чувства или разум. Сторон­ники одной позиции считали, что чувства, склонности, аффекты (аффект - душевное волнение, страсть) выступают в каче­стве мотивов нравственной воли и поступков, иными словами, мораль основана на чувстве. Противники этой точки зрения отстаивали так называемую рефлективную мораль, которая требует разумного подхода к нравственным поступкам, осоз­нанного отношения к нравственной воле, размышления, бла­горазумия. Уже в античности классическому идеалу благора­зумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным. Аристотель, в Средние века Фома Аквинский требовали умеренности в проявлении аффектов. Христиан­ский аскетизм также требовал подавления аффектов, так как они ослабляют понимание греховности. В Новое время И. Кант доводит этический рационализм до абсурда: в его учении человек морален только в том случае, если он совер­шает поступок не по склонности, а из чувства долга, если же он совершает поступок из склонности, то он оказывается за пределами морали. Кант считал, что сущность добра пред­ставляет собой чисто формальное качество воли.

Уже в эпоху Возрождения были открыты собственно по­ложительные стороны аффектов. В Новое время рационали­стические концепции морали атаковали С. Кьеркегор и Ниц­ше, которые считали, что ориентация этики на разум утвер­ждает благо общества за счет личности. С. Кьеркегор (1813 -1855), который всегда описывает «разбитое» и бессмысленное бытие мира, считал, что нужно отказаться от разума, чтобы обрести Бога. Нормы морали не должны сковывать человека. Человек призван бесстрашно идти навстречу абсурду, пара­доксу. Ф.Ницше (1844 - 1900) провозглашал право безгра­ничной власти «сильной личности» попирать традиционную мораль, «мораль рабов». Человеку незачем возвышать себя над зверем, ведь лучшее в нем - прежде всего вседозволен­ность - от зверя. Ницше считал, что есть два основных типа морали - мораль рабов (стадная мораль) и мораль сверхчеловека. Слабые и угнетенные находятся в состоянии озлобления про­тив «господ», поэтому они создают мораль, в которой сла­бость и угнетенность являются высшими ценностями.

Каким же образом можно охарактеризовать мораль в це­лом? Прежде всего отметим, что мораль является важным компонентом духовной культуры общества наряду с религией, наукой, правом, искусством. Кроме того, если обратиться к истории культуры и цивилизации, мы увидим поразительное многообразие форм морали. Практически каждый народ имеет свои обычаи, нормы морали, традиции, правила взаимоотно­шения между членами общества. Эти моральные предписания окрашивают всю нравственную жизнь народа, придают ей специфически неповторимый колорит и своеобразие, опреде­ляют образ жизни, особенности национального характера. задачи общественного воспитания. Очень часто нормы морали в одном обществе прямо противоположны нравственным тре­бованиям, которые приняты в другом обществе.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

Каковы же функции морали? Прежде всего мораль выполняет регулятивную функцию. Главное предназначение морали состоит в том, что она выступает как способ регулирования поведения людей. Мораль - классиче­ский регулятор человеческого поведения. При этом мораль существует в обществе не как нечто абстрактное, далекое от конкретного человека. Система ценностей общества форми­рует нравы, господствующую в данном обществе мораль, которая побуждает этого конкретного человека поступать по-человечески, фактически мораль существует на основе саморегулирования поведения личности. Выдающийся рус­ский философ XIX в. Вл. Соловьев считал, что человек имеет определенные нравственные обязательства по отношению к трем порядкам мирового бытия - «к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материаль­ной чувственностью, солидарность с живыми сущест­вами и внутреннее добровольное подчинение сверхче­ловеческому началу - вот вечные, незыблемые основы нрав­ственной жизни человечества» (Соловьев В. Соч., в 2-х т. Т.1.-М, 1988.-С. 130).

В ситуации, когда имеется возможность выбора линии поведения, возможность предпочесть один поступок другому, человек делает выбор в пользу нравственности. Иными слова-ми, каждый человек имеет в своем сознании, в своей душе определенный набор ценностей, который он соотносит с системой ценностей общества.

В современном обществе существует немало способов ре­гуляции общественных отношений: при помощи права, церк­ви, административных предписаний и т.д. Но моральный спо­соб регуляции продолжает оставаться уникальным. Ведь нрав­ственный поступок не нуждается ни в каких санкциях, ни в каком организационном подкреплении в виде карательных учреждений, ни в чьих приказах, инструкциях, указаниях. Мораль и моральное сознание проявляются в том, что человек действует самостоятельно - под влиянием собственной совес­ти, собственных представлений о чести и достоинстве. Чело­век с риском для жизни бросается на помощь тонущему ре­бенку. Голодный отдает товарищу последний кусок хлеба. Милиционер заслоняет собой от бандитской пули женщину. В приведенных примерах человек принимает решение сам и действует сам, и это люди высокой морали и развитого чувст­ва долга.

Не менее важная функция морали - оценочно-императивная. Жизнь общества устроена таким образом, что все социальные явления, все действия людей, их взаимоотно­шения с окружающими и друг с другом подразделяются на два вида - одни со знаком «плюс», положительные, другие -со знаком «минус», отрицательные. Добро и зло, хорошее и плохое - каждый человек прекрасно видит разницу этих двух противоположностей. «Добро» и «зло» выступают как важ­нейшие категории морали, с помощью которых и дается нрав­ственная оценка любого социального явления. Человек при помощи морали побуждается к хорошему поступку, плохие же поступки мораль запрещает. «Не лги», «не убий» и др. - пове­лительный (императивный) тон этих заповедей определяется моралью.

Выделяют и такую функцию морали, как познавательно-ориентирующая. На всех этапах истории люди стремились найти наиболее оптимальные, достойные человека нравствен­ные нормы. Моральное одобрение или, напротив, нравствен­ное возмущение каким-либо поведением, поступком прежде всего выступает как индикатор, показатель того, что данная норма оправданна, ее принимают люди, согласны с ней, или, наоборот, что она уже устарела, исторически изжила себя, люди не хотят ей следовать. Требования человеческого суще­ствования приводят к тому, что в моральном сознании посто­янно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня мо­жет быть безнравственным. И наоборот. Возьмем в качестве примера трагедию Гете «Фауст». В те далекие времена (XVI -XVII вв.) появление внебрачного ребенка у Гретхен воспри­нимается окружающими и прежде всего самой Гретхен как святотатство, моральное преступление, которому нет оправ­дания. Гретхен бесповоротно упала в глазах общества. Подоб­ная же ситуация в современном европейском обществе вос­принимается совсем по-иному. Социологи пишут простран­ные статьи о положительных сторонах жизни матерей-одиночек, власти издают законы, защищающие внебрачных детей, государство выделяет на них социальные пособия и пенсии. В сотнях пьес, романов, кинофильмов современные Гретхен благополучно воспитывают своих детишек без отцов, выходят замуж, не испытывая никаких комплексов неполно­ценности. Фильм «Москва слезам не верит» вообще опоэтизи­ровал жизнь и судьбу подобной матери-одиночки. Современ­ная мораль весьма спокойно воспринимает подобную ситуа­цию, оставляя право на свободное решение за женщиной.

Одна из важнейших функций морали - воспитательная. Именно мораль побуждает человека поступать по-человечески. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными нормами морали своего общества, поэтому всегда нравственное воспитание считалось основой воспитания. В процессе нравственного воспитания человек усваивает нормы общества, обретает возможность нравственного самоопреде­ления. Иными словами, человек приучается соотносить свои поступки с моралью общества, как бы «оглядываться» на них всякий раз, когда он сталкивается с ситуацией морального выбора. Человек приучается размышлять над своими поступ­ями, соотносить свои интересы с интересами других.

Наши рекомендации