Специфика и сущность морали
Во-первых, характеризуя мораль в целом, необходимо подчеркнуть добровольность следования ее нормам, добровольный выбор поступка и переживание ответственности за свое поведение. Человек обладает свободой воли, моральной свободой, морально развитой человек сам выбирает поступки, сам себя судит судом совести или сам себя прощает. Никакого внешнего принуждения в морали не существует. Человек сам, наедине с самим собой принимает решение: не отдать долг, то есть поступить подло, или отдать долг, написать донос о проступке, быть может мнимом, своего товарища или уклониться от этого, вступиться за незнакомку, к которой пристают хулиганы, или пройти мимо, уступить место пожилой женщине в электричке или продолжать сидеть на скамейке, небрежно перелистывая журнал. Во-вторых, специфика морали состоит в том, что она существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. В-третьих, мораль каждого общества отличается своеобразием норм и правил и у каждого народа свои нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Мораль — сложное социальное образование, которое выступает как единство нравственного сознания (норм, принципов, понятий, ценностей), нравственных отношений (к обществу, коллективу, к окружающим, друг к другу, к самому себе), нравственной практики (поведение, поступки). Содержание морали можно, конечно, с большой долей условности попытаться представить графически (табл. 1).
Таблица 1
МОРАЛЬ | ||
Нравственное сознание | Нравственные отношения | Нравственная практика |
понятия нормы принципы ценности | к обществу к коллективу друг к другу к самому себе | поведение поступки |
В табл. 1 мы видим, что мораль может быть рассмотрена как три блока вопросов: во-первых, нравственное сознание, то есть имеющиеся в нашем сознании представления о том, что является моральным, что относится к сфере морали. Понятия - это все слова, которые дают нам возможность составить представление о сфере морали: мораль, нравственность, добро, зло, достоинство, совесть, ответственность, милосердие, мужество, честность и др. Мы знаем, к примеру, что мужество, честность, порядочность, доброжелательность, гуманность являются высокоморальными качествами. Мы знаем, что грубость, жестокость, воровство, измена, предательство отвратительны. Все это относится к сфере морали.
О нормахморали уже сказано, что это представление о подобающем, о том, как надо поступать в конкретной ситуации. Например, если ты взял взаймы у приятеля деньги, надо вовремя долг вернуть. Норма - это предписание, образец поведения или действия, мера оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать. Норма как правило непременно присутствует в морали, и поэтому этику называют нормативной философской дисциплиной. В морали мы находим прежде всего требования повелительного характера, которые разрешают поступать определенным образом: «почитай старших», «будь справедлив», «имей чистую совесть», «чти отца и сына твоего» и др. Имеется группа требований, которые запрещают те или иные поступки: «не лги», «не прелюбодействуй», «не убий», «не бери чужого», «не сотвори себе кумира» и др. К моральным нормам можно отнести обычаи и ритуалы, которые рассматривают как вид общественной дисциплины. Обычаи распространяются на некоторые особенности брачно-семейной жизни, отношений в сфере быта, организации общественной жизни, отправления религиозных обрядов. Такие моральные нормы, как честность, порядочность, доброжелательность, милосердие, гуманность, добросовестность, чувство долга и ответственность, воспроизводятся в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей, кодексов поведения. Нравственные требования к специалисту, которые обусловлены спецификой данной профессии, оформляются как профессиональная этика юриста, актера, педагога, экономиста, спортсмена и т.д.
Принципы(от лат. principium - основа, начало) морали - более сложное образование, они выражают моральные требования наиболее обобщенно, раскрывают требования, которые касаются нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми. Принципы морали дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения. Принципы морали - это наиболее общие и существенные, исходные требования для выражения жизненных связей и отношений людей. Например, принцип коллективизма, лежащий в основе морали, предполагает высокий гуманистический камертон во взаимоотношениях людей. Моральный принцип - всякий принцип, который должен определять нравственную волю. Например, радость (гедонизм), счастье (эвдемонизм), польза (утилитаризм) и др.
Ценностьв морали - значимость объекта окружающего мира для человека, группы, общества в целом. Эта значимость объекта определяется не столько его свойствами, сколько его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности, Недра земли выступают как материальные ценности, имеющие отношение к экономике страны, но как элемент экологической культуры недра земли приобретают уже нравственный характер. Свобода, справедливость, законность, правовая культура являются важными общественно-политическими ценностями. Отечество, дружба, любовь, семья, гуманность, благоразумие и другие являются духовными ценностями. Значение этических ценностей раскрывается благодаря воспитанию.
В табл. 1 во втором столбце содержится блок вопросов в морали, которые раскрывают совокупность нравственных отношений человека к обществу, к окружающим, к коллективу, друг к другу, к самому себе. В третьем столбце таблицы I в качестве самостоятельного блока вопросов указывается нравственная практика. Ведь морально развитой человек обязан не только признавать честность в качестве добродетели, но и последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью.
Мораль имеется в любом обществе, это непременная составная часть духовной жизни любого общества.
Коренная определяющая характеристика нравственного бытия в различных обществах - некая раздвоенность нравственной жизни, наличие противоречия между конкретными нравами и абстрактными моральными нормами. Нравственная жизнь общества протекает как бы на двух уровнях: внизу располагается фактическое бытие межчеловеческих отношений с их многообразными и, как правило, эгоистически ориентированными нравами, а над ними возвышается царство абстрактного добра, моральных грез - ценности, идеалы, нормы гуманности и справедливости. Нравственная жизнь принимает форму противоречия между тем, что должно быть, и тем, что есть в действительности. Сформулированная еще во времена античности дилемма «знаю лучшее, но следую худшему» становится существенным фактором нравственного бытия индивидов на протяжении всей истории существования общества, выступая своеобразным камнем преткновения для этики. В свое время Гейне с горечью и насмешкой выразил эту ситуацию следующими словами: «Они тайком тянули вино, проповедуя воду публично». Фарисейство, ханжество, лицемерие - такими словами клеймили во все времена это расхождение между провозглашаемыми моралью добродетелями и всеобщей греховностью мира. Уже в этике Нового времени возникает понимание того, что реальные люди и нравы очень далеки от морального идеала. Вопрос о том, как совместить эгоизм индивида и потребность в солидарности людей, приобретает форму трагически неустранимого разрыва.
У Канта, Гегеля, Фейербаха мы находим обоснование невозможности решения проблемы сущего и должного, общественных нравов и абстрактных моральных принципов. Со времен Гегеля даже возникает традиция употребления понятия «мораль» для обозначения совокупности идеальных представлений (должное в морали), а слова «нравственность» для выражения реально складывающихся, практически существующих нравов в обществе (сущее). Чем более отличаются мораль от нравственности, должное от сущего, тем более низок уровень моральности, нравственной культуры общества.
Если нравственность рассматривать с точки зрения должного, то основой рассуждений становится абстрактная мораль, нравственное совершенствование личности в этом случае выступает как ее духовное самопринуждение, самообуздание, как результат ограничения склонности, интересов живого человека («Можешь, потому что должен»). В этом случае задача этики состоит в том, чтобы философски обосновать необходимость, разумность моральных норм и наметить эффективные пути для их усвоения. Разум становится главным авторитетом в нравственности, а назначение этики заключается в том, чтобы учить людей безоговорочно следовать всем требованиям и предписаниям разума. Но как скучна и бедна станет духовная жизнь человека! Ведь любовь, восторг, надежда, радость, негодование, отчаяние, своеволие, каприз - все эти понятия, которые трудно упорядочить, систематизировать, тем не менее, играют такую важную роль в жизни человека. Но именно эти моменты нравственной жизни остаются за бортом, им этика не придает серьезного значения. Такова этика внутренней стойкости - религиозная этика любви, рационалистическая этика долга (например, этика долга Канта).
Если мораль рассматривать с точки зрения сущего, то нравственность выступает как конкретное свойство конкретных индивидов, при этом каждый человек имеет право по-своему понимать моральные нормы, и в этом случае поведение одного, вполне вероятно, будет противоположно поведению другого. Мораль, ее принципы и нормы не будут иметь абсолютной власти над личностью, которая обладает правом на автономию и независимость от общественных норм. Таковы концепции гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, разумного эгоизма. Рассмотрим кратко эти учения.
Гедонизм (от греч. hedone - удовольствие) считает, что человек стремится к удовольствию и избегает страданий. Назначение этики гедонизм видит в том, чтобы научить человека наслаждаться, находить полноту бытия в стремлении к удовольствию. Гедонизм рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как мотив и цель нравственного поведения. Гедонизм возник в IV в. до н.э. в Древней Греции, его основателем является Аристипп (435 - 355 гг. до н.э.) из Кирены, вследствие чего его учение иногда называют философией киренаиков. В Новое время гедонизм развивали Гоббс, Локк (XVII в.), а также французские материалисты Гельвеции, Гольбах (XVIII в.).
Подход к морали с точки зрения сущего характерен, как уже сказано, и для этики эвдемонизма. Эвдемонизм (от греч. eudamonia - блаженство) - этическое направление, которое рассматривает блаженство, стремление к счастью, исходным пунктом и внутренней движущей силой поведения человека. В отличие от гедонизма эвдемонизм не отождествляет моральное благо с телесными и сиюминутными удовольствиями, а понимает его широко - как обладание всеми физическими и духовными ценностями, которые в совокупности составляют счастье человека. Наиболее ярким представителем эвдемонизма является в античности Демокрит (460 - 370 до н.э.), Эпикур (342 -271 до н.э.), в Новое время - Л. Фейербах (1804-1872), Спенсер (1820-1903) и др.
Точку зрения пользы, выгоды, личного интереса отстаивает утилитаризм (от греч. utilitas - польза, выгода). Это направление в этике представлено такими именами, как И. Бентам (1748 - 1832), Дж. С. Милль (1806 - 1873), К. Каутский (1854-1938), П.А.Кропоткин (1842 - 1921), Ф.Ницше (1844 - 1900). Утилитаризм отождествляет добро и пользу, исходит из того, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду.
Несмотря на то что мораль существует столько, сколько существует человек, и мораль является одним из моментов, определяющих для личности картину мира, многое в трактовке морали, в понимании ее природы и сущности до сих пор не до конца выяснено, неоднозначно трактуется и остается открытым для новых идей. Так, весьма спорным остается вопрос о том, что лежит в основе морали: чувства или разум. Сторонники одной позиции считали, что чувства, склонности, аффекты (аффект - душевное волнение, страсть) выступают в качестве мотивов нравственной воли и поступков, иными словами, мораль основана на чувстве. Противники этой точки зрения отстаивали так называемую рефлективную мораль, которая требует разумного подхода к нравственным поступкам, осознанного отношения к нравственной воле, размышления, благоразумия. Уже в античности классическому идеалу благоразумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным. Аристотель, в Средние века Фома Аквинский требовали умеренности в проявлении аффектов. Христианский аскетизм также требовал подавления аффектов, так как они ослабляют понимание греховности. В Новое время И. Кант доводит этический рационализм до абсурда: в его учении человек морален только в том случае, если он совершает поступок не по склонности, а из чувства долга, если же он совершает поступок из склонности, то он оказывается за пределами морали. Кант считал, что сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли.
Уже в эпоху Возрождения были открыты собственно положительные стороны аффектов. В Новое время рационалистические концепции морали атаковали С. Кьеркегор и Ницше, которые считали, что ориентация этики на разум утверждает благо общества за счет личности. С. Кьеркегор (1813 -1855), который всегда описывает «разбитое» и бессмысленное бытие мира, считал, что нужно отказаться от разума, чтобы обрести Бога. Нормы морали не должны сковывать человека. Человек призван бесстрашно идти навстречу абсурду, парадоксу. Ф.Ницше (1844 - 1900) провозглашал право безграничной власти «сильной личности» попирать традиционную мораль, «мораль рабов». Человеку незачем возвышать себя над зверем, ведь лучшее в нем - прежде всего вседозволенность - от зверя. Ницше считал, что есть два основных типа морали - мораль рабов (стадная мораль) и мораль сверхчеловека. Слабые и угнетенные находятся в состоянии озлобления против «господ», поэтому они создают мораль, в которой слабость и угнетенность являются высшими ценностями.
Каким же образом можно охарактеризовать мораль в целом? Прежде всего отметим, что мораль является важным компонентом духовной культуры общества наряду с религией, наукой, правом, искусством. Кроме того, если обратиться к истории культуры и цивилизации, мы увидим поразительное многообразие форм морали. Практически каждый народ имеет свои обычаи, нормы морали, традиции, правила взаимоотношения между членами общества. Эти моральные предписания окрашивают всю нравственную жизнь народа, придают ей специфически неповторимый колорит и своеобразие, определяют образ жизни, особенности национального характера. задачи общественного воспитания. Очень часто нормы морали в одном обществе прямо противоположны нравственным требованиям, которые приняты в другом обществе.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
Каковы же функции морали? Прежде всего мораль выполняет регулятивную функцию. Главное предназначение морали состоит в том, что она выступает как способ регулирования поведения людей. Мораль - классический регулятор человеческого поведения. При этом мораль существует в обществе не как нечто абстрактное, далекое от конкретного человека. Система ценностей общества формирует нравы, господствующую в данном обществе мораль, которая побуждает этого конкретного человека поступать по-человечески, фактически мораль существует на основе саморегулирования поведения личности. Выдающийся русский философ XIX в. Вл. Соловьев считал, что человек имеет определенные нравственные обязательства по отношению к трем порядкам мирового бытия - «к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами и внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу - вот вечные, незыблемые основы нравственной жизни человечества» (Соловьев В. Соч., в 2-х т. Т.1.-М, 1988.-С. 130).
В ситуации, когда имеется возможность выбора линии поведения, возможность предпочесть один поступок другому, человек делает выбор в пользу нравственности. Иными слова-ми, каждый человек имеет в своем сознании, в своей душе определенный набор ценностей, который он соотносит с системой ценностей общества.
В современном обществе существует немало способов регуляции общественных отношений: при помощи права, церкви, административных предписаний и т.д. Но моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Ведь нравственный поступок не нуждается ни в каких санкциях, ни в каком организационном подкреплении в виде карательных учреждений, ни в чьих приказах, инструкциях, указаниях. Мораль и моральное сознание проявляются в том, что человек действует самостоятельно - под влиянием собственной совести, собственных представлений о чести и достоинстве. Человек с риском для жизни бросается на помощь тонущему ребенку. Голодный отдает товарищу последний кусок хлеба. Милиционер заслоняет собой от бандитской пули женщину. В приведенных примерах человек принимает решение сам и действует сам, и это люди высокой морали и развитого чувства долга.
Не менее важная функция морали - оценочно-императивная. Жизнь общества устроена таким образом, что все социальные явления, все действия людей, их взаимоотношения с окружающими и друг с другом подразделяются на два вида - одни со знаком «плюс», положительные, другие -со знаком «минус», отрицательные. Добро и зло, хорошее и плохое - каждый человек прекрасно видит разницу этих двух противоположностей. «Добро» и «зло» выступают как важнейшие категории морали, с помощью которых и дается нравственная оценка любого социального явления. Человек при помощи морали побуждается к хорошему поступку, плохие же поступки мораль запрещает. «Не лги», «не убий» и др. - повелительный (императивный) тон этих заповедей определяется моралью.
Выделяют и такую функцию морали, как познавательно-ориентирующая. На всех этапах истории люди стремились найти наиболее оптимальные, достойные человека нравственные нормы. Моральное одобрение или, напротив, нравственное возмущение каким-либо поведением, поступком прежде всего выступает как индикатор, показатель того, что данная норма оправданна, ее принимают люди, согласны с ней, или, наоборот, что она уже устарела, исторически изжила себя, люди не хотят ей следовать. Требования человеческого существования приводят к тому, что в моральном сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. И наоборот. Возьмем в качестве примера трагедию Гете «Фауст». В те далекие времена (XVI -XVII вв.) появление внебрачного ребенка у Гретхен воспринимается окружающими и прежде всего самой Гретхен как святотатство, моральное преступление, которому нет оправдания. Гретхен бесповоротно упала в глазах общества. Подобная же ситуация в современном европейском обществе воспринимается совсем по-иному. Социологи пишут пространные статьи о положительных сторонах жизни матерей-одиночек, власти издают законы, защищающие внебрачных детей, государство выделяет на них социальные пособия и пенсии. В сотнях пьес, романов, кинофильмов современные Гретхен благополучно воспитывают своих детишек без отцов, выходят замуж, не испытывая никаких комплексов неполноценности. Фильм «Москва слезам не верит» вообще опоэтизировал жизнь и судьбу подобной матери-одиночки. Современная мораль весьма спокойно воспринимает подобную ситуацию, оставляя право на свободное решение за женщиной.
Одна из важнейших функций морали - воспитательная. Именно мораль побуждает человека поступать по-человечески. Поэтому каждый человек должен быть знаком с основными нормами морали своего общества, поэтому всегда нравственное воспитание считалось основой воспитания. В процессе нравственного воспитания человек усваивает нормы общества, обретает возможность нравственного самоопределения. Иными словами, человек приучается соотносить свои поступки с моралью общества, как бы «оглядываться» на них всякий раз, когда он сталкивается с ситуацией морального выбора. Человек приучается размышлять над своими поступями, соотносить свои интересы с интересами других.