Закономерности социального влияния: общая характеристика социальных стереотипов; теория когнитивного диссонанса

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого, чем с собственным первоначальным, т. е.. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия конформности и внушаемости.

Закономерности социального влияния: общая характеристика социальных стереотипов; теория когнитивного диссонанса - student2.ru Рис. 7.1. Социальное влияние

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают:

1. Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.

2. Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

1. Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

2. Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.

3. Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.

4. Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер) современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение. Это — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку индивид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства?

Сами по себе они бывают разными:

♦ меньшинство, чья позиция не отличается по существу от позиции большинства, а лишь является более радикальной;

♦ позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным. Во-вторых, необходимо иметь возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют "их" говорить "не то"?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реального жизненного подтверждения правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их в сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.

Распространенная форма социального влияния —повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

1. Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.

2. Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

Стереотип социальный
Стереотип социальный (от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых (см. Атрибуция) любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств. Понятие социального стереотипа было введено в научный обиход американским психологом У. Липпманном (W. Lippmann) в 1922 г. Как правило, группы членства являются реально существующими и задаются формальными характеристиками, такими, как национальность, религиозная конфессия, пол, профессиональная принадлежность и т. п. Наиболее распространены социальные стереотипы о представителях различных расовых, национальных и религиозных групп. Стереотипичные представления о существующих психологических типах людей называются типажами. В соответствии с данными социальными стереотипами окружающие ожидают от индивида определенного поведения, сходного с ролевым. Основное отличие социального стереотипа от социальной роли в том, что роль включает в себя набор предписаний для определенной группы лиц, в соответствии с которыми строятся ожидания окружающих людей, а социальный стереотип предполагает только ожидания без предписаний. Процесс стереотипирования (порождения стереотипов) является частным случаем процесса категоризации. При этом использование социальных стереотипов выглядит как подведение объекта под обобщающее понятие, которым является социальный стереотип. Будучи одной из разновидностей житейских понятий, социальный стереотип, как правило, характеризуется тем, что имеет неадекватную меру обобщенности существенных признаков объекта, их неполный или избыточный набор. Отмечается также, что с повышением уровня образования и общей культуры испытуемых стремление делать обобщения относительно различных социальных, и в первую очередь этнических, групп людей заметно снижается. Усвоенные индивидом ригидные социальные установки могут быть как позитивны, так и негативны. Последние принято обозначать как предубеждения. Таким образом, большинство социальных стереотипов можно считать предубеждениями, обозначив их как враждебную или отрицательную установку на отдельную группу людей.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА(англ. cognitivedissonancetheory;от англ. cognition— знание + dissonance —несоответствие, разногласие) — социально-психологическая теория, разработанная амер. психологом Леоном Фестингером (1957) для объяснения изменений т. н. когниций (мнений, аттитюдов,убеждений)как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. Одной из особенностей Т. к. д. является то, что она связывает воедино аффект и интеллект, эмоциональный и когнитивный компоненты установок.

Состояние когнитивного диссонансавозникает, когда мы осознаем, что действуем или действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими аттитюдами и убеждениями, когда личностный смыслдеятельности и поступков, в терминах А.Н.Леонтьева,неясен или же неприемлем для нас. Т. к. д. утверждает, что из возможных способов интерпретации и оценки одной и той же ситуации (объектов) и своего поведения в ней человек выбирает те, которые вызывают меньше беспокойства, угрызений совести. Подходящий для иллюстрации Т. к. д. пример переинтерпретации смысла выполняемой деятельности приводил Леонтьев: заключенные-революционеры, которых принуждали копать ямы, естественно, воспринимали эту работу как бессмысленную и неприятную; когнитивный диссонанс был устранен тем, что узники переинтерпретировали работу символически: они стали считать, что роют могилу царизму. Благодаря этой идее появился приемлемый личностный смысл деятельности.

Диссонанс может возникать и в связи с прошлыми поступками. Напр., когда человек в определенной ситуации совершил действия, которые затем вызывают угрызения совести, то, согласно Т. к. д., в интерпретацию ситуации и ее оценку м. б. внесены коррективы, которые снимут причины для переживания когнитивного диссонанса. Во многих случаях это удается без труда, поскольку жизненные ситуации довольно часто неоднозначны. Если курильщик узнает о новом открытии связи между заболеваемостью раком и курением, то у него существует много способов уменьшить возникающий диссонанс (к примеру, зачислить себя в категорию умеренных, а не злостных курильщиков). Нередко для снятия когнитивного диссонанса используется «внешнее оправдание» (внешняя атрибуция): личная ответственность за поступок снимается тем, что его признают вынужденным: «заставили», «приказали», «очень просили»; или же оправдание основано на корыстном мотиве (хорошо оплатили). Если же оснований для внешнего оправдания недостаточно, то в действие вступает др. способ — изменение представлений. Напр., если человеку пришлось солгать, то позднее он неосознанно вносит коррективы в свое первоначальное представление о реальности, подгоняя его под «ложное высказывание», которое тем самым субъективно превращается в «правду». Фестингер допускает, что мы можем поверить в то, о чем ранее говорили неискренно, и, т. о., достичь консонанса.

В ряде пунктов Т. к. д. совпадает с идеями теорий атрибуции и когнитивного баланса, которые разрабатывал австрийско-амер. психолог Фриц Хайдер (Heider, 1896-1988), опираясь на принципы гештальт-психологии.(Б. М.)




19. Значение игры для психического развития ребенка. Сюжетно ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Игра — не просто любимое занятие детей, это веду­щий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавли­вающие переход ребенка к младшему школьному воз­расту.

Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться. Обращая внимание на эту особенность игры, Д. Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничива­ется тем, что у ребенка возникают новые по своему со­держанию мотивы деятельности и связанные с ними за­дачи. Существенно важным является то, что в игре воз­никает новая психологическая форма мотивов... Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредст­венных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщен­ных намерений, стоящих на грани сознательности.

Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого дей­ственного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение ролевой игры для развития ребенка» (85, 277—278).

Как уже отмечалось, игра является и первой шко лой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчи­во ребенку посмотреть новую книгу или детский кон­церт, но если он—«пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Положительное воспитательное воздействие оказы-ют не только ролевые игры, но и дидактические, игры со строительным материалом, драматизации, подвиж­ные игры. Среди последних отметим ценность игр с двойным правилом («пятнашки с колдуном», «палочка-выручалочка»). Здесь непосредственное побуждение ребенка («не дать себя засалить») активно преодолевает­ся моральным мотивом—помочь «заколдованному» то­варищу, освободить его.

Преимущество игры по сравнению с другими средст­вами нравственного воспитания заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении» (Л. С. Выготский).

Игра создает, как показывают исследования А. В. За­порожца, и благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно и произвольно вос­производит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа.

Границы дошкольного возраста - 3- 6-7лет. Ведущая деятельность - в которой формируются психические новообразования возраста. Основное новообразование - воображение. Социальные, эмоциональная правила, говоря о игре - сюжетно-ролевая игра с правилами - усвоение правильного поведения и развития произвольности существуют и др. виды игры. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно ему ещё не доступно. Из этого противоречия рождается ролевая игра. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это режиссёрская игра и одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Эти два вида игр становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из неё выделятся игры с правилами (игровые условия, сюжет, содержание игры). Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценно общаться друг с другом. Игра способствует становлению произвольного поведения ребёнка. Развивается мотивационно-потребностная сфера, формируется творческое воображение, становления произвольной памяти. Ребёнок более спокоен, начинает регулировать своё поведение(эмоциональная регуляция действий). Он представляет себе то, что будет после его действия: его похвалят или поругают.Речь. Завершается процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи, растёт словарный состав речи, грамматический строй речи

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности

3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.




20. Семья и её функции. Семейные роли, стили воспитания. Роль семьи в развитии ребёнка и формировании личности. + билет 84

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Функции. Соловьев Н.Я. считает, что "функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет". Навайтис Г. выделяет основные группы семейных потребностей: -создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи; -потребности в любви и опеке, связанные с материнством; -потребность в психологической и физической близости; -потребность в семейном общении.
Традиционные функции, т.е. устойчивые к изменениям:
1) хозяйственно-экономическая.Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере "домашних дел" формируются внутрисемейные отношения, лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений. Проблемы, возникающие в этой сфере жизнедеятельности, касаются распределения домашних обязанностей, управления и лидерства в семье.
2) репродуктивная.Характеризуется целостностью сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства. Супружеская любовь зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. Семья должна воспроизвести на свет психологически и физически здорового человека.
3) регенеративная Связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения, с передачей фамильных драгоценностей (фотографий).
4) образовательно-воспитательная(социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
5) рекреативная связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

6)психотерапевтическая.Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. семейное существование зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволя­ет удовлетворить их в комплексе, который не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. Такое понимание функций семьи позволяет обо­снованно отделить семью от других, похожих на нее по некоторым признакам малых групп.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является социологическим. Роль – это "социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе,всистемемежличностных отношений". В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.
Как отечественные, так и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю.Е.::
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. 2. Хозяин – хозяйка. 3. Роль ответственного по уходу за младенцем. 4. Роль воспитателя. 5. Роль сексуального партнера.
6. Роль организатора развлечений. 7. Организатор семейной субкультуры. 8. Роль ответственного за поддержание родственных связей. 9. Роль "психотерапевта".
Существенным моментом является, насколько мнение члена семьи о своей роли совпадает с представлением о ней других.

Социальные роли: роль отца, матери, дочери или сына, бабушки и дедушки. Эти роли непостоянны, тк с течением времени сменяют друг друга. Стили семейного воспитания:

1.Потворствующий, гиперпротекция. Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, покровительствуют, восхищаются малейшими успехами, тредуют восхищения от других, У подростков формируется высокий уроень приятзаний и стремление к лидерству при недоточном упростве и возможностях.

2. Доминирующая гиперпротекция - Ребенок в центре внимания родиетелей, но они не мешаеют его самостоятельности за счет многочисленных огрничений и запретов.

3. Гиперпротекция: Провялеют мало внимаения, нет инетерса к его делам, заброшен физически и неухожен.

4. Эмоциональное отверженеи: Родители тяготся ребенком, его потребности игнорируются, проявляетя общая неудовлетворенность им.

5. Повышенная моральная ответсвтенность: от него требуют честности, порядочности, чувства долга, несоотвеств.возрасту. Он отвестсвеннен за благополучия близких.

6.Жестокое обращение с ребеном: приминение строгих наказаний даже при незначительном нарушении поведении и игнорирование его потребностей. В семьях проиходит социализация ребенка и развите его личности. При нарушении стиля семейного воспитания в подростковом возрасте формируются акцентуации хар-ра и дефекты нравственности и ценностей.

Большинство психологов считают, что ребенку необходим доступ к матери, чтобы у него родилось чувство безопасности и не возникало чувства тревоги. Но важно, чтобы материнская любовь не поглощала личное пространство, не подавляла независимость ребенка и не стояла на пути его взросления. Мать должна иметь не только желание быть со своим малышом, но и желание отделить и отпустить его от себя. Физическое присутствие матери, общение с ней, эмоциональное отношение, все это интегрируется с ростом и развитием ребенка и в дальнейшем влияет на здоровье и жизненный путь ваших дочерей и сыновей.

"Материнская любовь - это безусловное утверждение жизни и потребностей ребенка.Большинство матерей дают своим детям "молоко", но лишь немногие дают еще и "мед", - пишет Фромм Э. - Материнская любовь должна внушить ребенку любовь к жизни, а это могут сделать только счастливые женщины. В ином случае, ребенку передается тревога и все это сильно влияет на личность ребенка. Суть материнской любви - способствовать росту ребенка, любить растущего ребенка, помогать ему отделиться. На это способны женщины умеющие любить других".

Стоит заметить, что "окружающей средой" вашего малыша, которая формирует его личность и влияет на всю дальнейшую судьбу, является вся семья в целом, которая будет удовлетворять или не удовлетворять психические потребности своего ребенка.

Психические потребности вашего ребенка лучше всего будет удовлетворять хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. Ребенок учится реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации. С помощью матери и других членов семьи, у которых ребенок находит опору, он завязывает новые отношения, занимает определенные роли и позиции. Его уверенность, так же как и здоровая самоуверенность, вытекающая из теплых чувств в собственной семье, облегчает социальную адаптацию в детстве и способствует последующему взрослению. Различные трудности, возникающие у взрослого человека в социальной сфере, в значительной степени обусловлены тем, что эти люди в детские годы жили в конфликтующей, холодной атмосфере или подвергались в семье разным, порой противоречивым, методам воспитания.

В своих исследованиях У. Бронфенбреннер пишет, что неблагоприятные условия не могут не сказываться на психическом развитии ребенка. Он пишет о существовании понятия "возрастная сегрегация", которое характеризует перемены, происходящие в последние годы в жизни детей и молодого поколения. Возрастная сегрегация проявляется в неспособности молодых людей найти место в жизни общества. Этот факт оторванности молодых людей от других людей и настоящего дела в американской психологии получил название отчуждения. И корни этого явления американские исследователи ищут в особенностях современной семьи. Бронфенбреннер отмечает следующие важные обстоятельства:

· большинство матерей работают (требования профессиональной деятельности, претендующие не только на рабочее, но и на свободное время матерей и отцов, приводят к тому, что ребенок чаще проводит время с пассивными нянями, чем с родителями);

· растет количество разводов, а, следовательно, неполных семей и низкого материального уровня;

· достижения цивилизации (появление дополнительных телевизоров в семье, наличие семейных комнат и отдельных спален, специальных комнат для игр и т.п. ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями, крайним случаем такой изоляции является прибор "искусственная нянька").

Таким образом, все эти обстоятельства и их последствия негативно отражаются на психическом развитии ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости. В более тяжелых случаях последствия проявляются также и в ухудшении способности мыслить, оперировать понятиями и числами даже на самом элементарном уровне.

Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо на свете.




Наши рекомендации