Основы теории рефлекторной деятельности
История развития взглядов на высшую нервную деятельность. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. Методы изучения поведения и мозга.
Физиология ВНД - это наука о деятельности ведущих отделов головного мозга.Изучает функции коры больших полушарий, образование и действие условных рефлексов, механизм осуществления высших психических функций, мышления и речи, памяти, функциональных состояний организма, поведенческих реакций, темперамента и пр.
1) Сначала – идеалистический подход: ВНД = проявления данной Богом души.
2) Декарт (17 в) – механистический подход: нервы = трубы, по которым особые частицы движутся к мышцам, раздувая или сдувая их.
3) Прохаска,Маджани, Белл – биологический подход: не душа, а НС регулирует работу организма. Ввели понятие рефлекса, описали рефлекторную дугу.
4) Сеченов,Павлов–материалистический подход. Сеченов: высшие психические процессы – это те же рефлексы, только в мозге. Павлов – учение об условных рефлексах.
Методы изучения поведения и мозга:
1. Наблюдение за изменением поведения, фиксирование этих наблюдений и сопоставление их с изменениями мозга после вскрытия (патологоанатомическое исследование).
2. Физиологический эксперимент:
- хирургическое вмешательство– удаляя участки мозга, смотрели на изменение поведения.
- электростимуляция – раздражая током электроды, вживлённые в разные участки, изучали реакцию.
- метод вызванных потенциалов – раздражая разные периферические рецепторы, смотрели на изменения энцефалограммы
- метод перерезки и выключения – «отключение» определённых зон мозга с помощью хирургического удаления, замораживания, введения снотворного и пр.
3. Запись работы мозга с помощью электроники и телеметрии:
- электроэнцефалография– запись электрических потенциалов мозга.
- эхоэнцефалография – ультразвуковое изучение работы мозга.
- магнитоэнцефалография – запись магнитных волн мозга.
- компьютерная томография – изображение участков мозга с помощью рентгеновских лучей.
Основы теории рефлекторной деятельности.
Рефлекс – целенаправленная реакция организма на раздражение его рецепторов при участии центральной нервной системы.
Механизм осуществления рефлекса – рефлекторная дуга: проведение возбуждения по чувствительному (афферентному) нерву, его переработка в определённом нервном центре коры и передача по эффекторному (исполнительному) нерву к органу движения. = Путь от рецептора к исполнительному органу – мышце или железе.
Сеченов: высшие психические процессы – это те же рефлексы, только в мозге.
Павлов – учение об условных рефлексах и второй сигнальной системе.
1. Рефлекторная деятельность мозга — это «механизм», осуществляющий связь с внешним миром и психическую деятельность организма.
2.Рефлексы головного мозга не врождённые, а приобретаются в ходе индивидуального развития и зависят от условий, в которых формируются.
3. Условно-рефлекторная деятельность направлена на поиск безусловных раздражителей (жизненно необходимых) в постоянно изменяющейся среде.
4. Условные рефлексы носят временный характер, исчезают без периодического подкрепления их. Это – результат процесса торможения.
5. Психический процесс, как всякий рефлекторный акт, начинается с внешнего воздействия, продолжается в центральной нервной системе и заканчивается ответной деятельностью индивида (движением, поступком, речью).
6. Внутренние законы рефлекторной деятельности – законы иррадиации (распространения) и концентрации, возбуждения и торможения и их взаимной индукции (проникновения и смены).
7. У человека существует вторая сигнальная система, взаимодействующая с первой и действующая по тем же законам. Но единственным раздражителем для неё выступает слово — средство общения, носитель абстракции и обобщения, мысли. Вторая сигнальная система — это принцип корковой деятельности, физиологическая основа мышления, речи, языка.