Редактирование текстов с ошибками, вызванных смещением логического ударения.
Логическое ударение – выделение в высказывании более сильным ударением какого-либо слова для подчёркивания его особого значения. Логическое ударение – это смысловой центр предложения, «который содержит ядро высказывания, то познавательно новое, что несёт в себе предложение» (В.Г. Гак). Читатель всякий раз при обращении к чужому тексту должен найти логическое ударение, ибо определить, на какое слово оно падает во фразе,- значит понять, что хотел сказать автор.
Пример: И я люблю его; Я и люблю его; Я люблю и его; При перемещении логического ударения с одного его компонента на другой сильно меняется смысл предложения (об этих перемещениях сигнализирует частица и). Именно логическое ударение делает не похожими друг на друга высказывания, обнаруживающие общность синтаксической структуры и сходство лексического наполнения.
Перед автором стоит трудная задача: пишущий не всегда осознаёт, что недостаточно самому знать, на каком слове стоит логическое ударение, - необходимо просигнализировать об этом читателю, иначе тот может воспринять в качестве логически ударного слова совсем другое слово (словосочетание), от чего исказится смысл всего высказывания. Восприятие адресатом текста логического ударения не на том слове, на котором его мыслил автор, а на каком-то другом получило название смещение логического ударения.Её появление объясняется рядом причин:
1.Пишущий не учитывает закономерности восприятия логического ударения при первоначальном чтении: «В качестве логически ударного, как правило, воспринимается слово (словосочетание), расположенное перед точкой или перед запятой, на месте которой могла бы стоять точка».
2.Автор высказывания не учитывает специфику письменной речи: по сравнению с устной формой общения ей присущи особые способы выражения логического ударения. Выделение главного слова акутом (чёрточка над логически ударным словом).
Б.С. Мучник систематизировал всё многообразие приёмов передачи логического ударения в письменном тексте, разделив их на три группы:
1. Выражение логического ударения путём перемещения выделяемого слова в ударную позицию ( позиционный способ);
2. «Утяжеление» логически ударного слова с помощью специальных слов-усилителей (лексический способ); Средства:1) выделяющие частицы: это, именно, только, исключительно и др. 2) усилители наречного типа: весьма, чрезвычайно, совершенно и пр. 3) Повторение выделяемого слова (буквальное или вариативное), возможно, в сочетании с выделяющей частицей, наречным усилителем. 4) уточняющий синоним. Позволяет сосредоточить внимание на уточняемом понятии. 5) противопоставление – конструкции с двойными противительными и сопоставительными союзами: не…а, как…так и.
3. Выделение слова, несущего на себе логическое ударение, с помощью шрифтовых и знаковых средств (графический способ). Средства: 1) шрифтовое выделение: курсив, полужирный шрифт, прописные буквы. 2) акут (знак ударения). 3) восклицательный знак в скобках, а при сильном выделении несколько знаков. Позволяет обратить внимание на какое-либо отклонение от нормы: ЛУ на числовых данных. Используется для указания на ошибку в цитируемом тексте. 4) Выделяющее тире.
Ударная позиция является наиболее слабым средством логического выделения смыслового центра высказывания.
Использование тех или иных способов и средств выделения логически ударной единицы в ряде случаев оказывается ограниченным.
В некоторых случаях логическое ударение может быть передано одновременно несколькими способами.
Алгоритм выявления и устранения смещённого логического ударения:
1.Определить на каком слове воспринимает логическое ударение читающий. Это слово перед точкой (запятой), если слева от него в предложении нет лексических, графических усилителей.
2.Выявить, на каком слове мыслил логическое ударение автор. Это смысловой центр высказывания, носитель новой, актуальной информации.
3.Если «авторское» и «читательское» логические ударения совпадают (в одном слове), предложение сконструировано верно, если совпадения нет – налицо ошибка.
4.Прежде чем перейти к исправлению ошибки, следует удостовериться, что её появление случайно, а не запрограммировано автором. Смещение логического ударения может оказаться стилистическим приёмом.
5.Если ошибка не мотивирована стилистическим заданием, её надо устранить: поставить слово, на котором мыслилось логическое ударение в сильную позицию (если это возможно); выделить его подходящим по смыслу лексическим и (или) графическим усилителем.
10. Редактирование текста с учетом закономерностей читательского восприятия смысловых связей слов, с учетом закономерностей читательского восприятия омоформ.
Предупреждение «коммуникативных сбоев» в конструкциях с омоформами
Серьёзные затруднения в коммуникации возникают в связи с включением в текст неоднозначно понимаемых элементов – омоформ.
Семантически обратимые (СО) предложения. Семантически необратимые (СНО).
Омоформы, осложняющие восприятие письменного текста:
- Именная форма И.п. – В.п. (Лето сменяет осень )
- Именная форма И.п. – др. косв.:
- И.п. – Р.п. (Студентка Иванова блестяще выступила на конференции)
- И.п. – Т.п.
Коммуникативный анализ предложений с омоформами немыслим без учёта посттекста и предтекста. Посттекстом называют часть текста, стоящую справа от рассматриваемого в данный момент слова, которая помогает или не помогает выбрать одну из возможных интерпретаций предложения. Предтекст– это часть текста, стоящая слева от сегмента текста, которая помогает или не помогает выбрать одну из возможных интерпретаций предложения. В зависимости от способности прояснять значение предтекст может быть определяющим и неопределяющим.
Алгоритм выявления и устранения ошибок в употреблении омоформы «деятель – объект»: 1. Найти в предложении первую (или единственную) омоформу «деятель – объект» и, учитывая закономерности её восприятия, установить читательский смысл предложения; 2. Установить авторский смысл той же формы по контексту (деятель? Объект?); 3. Если «авторское» и «читательское» понимание омоформы не совпадают и это не мотивировано стилистическим заданием, устранить ошибку, используя один из известных приёмов.
Приёмы устранения грамматической омонимии: 1. Изменить порядок слов: поставить омоформу, употреблённую в значении деятеля, раньше слова, употреблённого в значении объекта. 2. Заменить активную конструкцию пассивной. 3. Создать минимальный определяющий предтекст. 4. Придать омоформе, ошибочно воспринимаемой в значении деятеля, значение истинного деятеля (превратить первую омоформу-дополнение в подлежащее). 5. Поставить в двоякоударной омоформе акут. 6. Однозначные числа не при единицах физических величин, если они встречаются в текстах в косвенных падежах, представить в буквенной форме.
Редактирование текста с учётом первоначального восприятия смысловых связей слов. Каждое слово, которое может быть объединено в предложении или с предыдущим словом, или с последующим, объединяется с предыдущим словом, даже если пишущий относил его к последующему.
Каждое слово, которое может быть связано в предложении или с одним, или с другим (из тех, которые стоят по одну сторону от данного), объединяется при первоначальном восприятии с ближайшим из этих двух слов, даже если пишущий относит его к более отдалённому.
Собственно лингвистические причины ошибочного восприятия смысловой связи слов: Грамматическая сочетаемость слов; Пространственная близость слов; Местоименные слова в начале придаточных, например: где, который, чей.
Алгоритм выявления и устранения ошибочной связи слов:
1. Установить читательский смысл, учитывая закономерность восприятия смысловых связей слов.
2. Установить авторский смысл (авторскую смысловую пару элементов), т.е. определить, с каким же действительно словом (словосочетанием) связан в предложении один из выявленных элементов ошибочной связи.
3. Исправить ошибку, воспользовавшись подходящим приёмом.
Приёмы устранения ошибочной связи слов:
- Сблизить элементы правильной смысловой пары
- Не меняя общего значения предложения, вставить между элементами ошибочной смысловой связи подходящее по смыслу слово (знаменательной или служебной части речи)
- Заменить один из элементов ошибочной смысловой связи синонимом (лексическим или грамматическим)
- Разделить («рассечь») предложение в месте появления ошибочной связи и оформить образовавшиеся части в виде двух самостоятельных предложений
Собственно лингвистические причины ошибочного смыслового разъединения слов при первом чтении:
- Предложение содержит ряд аналогично построенных элементов (однородный ряд)
- В тексте неоднократно повторяется термин, устойчивое сочетание слов
- Наличие ранее возникшей (ошибочной) смысловой связи между одним из компонентов словосочетания со словом (стоящим, как правило, левее)
- В высказываниях с омоформами, одна из которых ошибочно включается в однородный ряд
- Пространственная удалённость связанных между собой элементов
Способы предупреждения ошибочного разъединения слов в тексте:
- Сблизить разъединённые элементы
- Использовать повтор слов, акцентируя внимание читателя на разорванных смысловых связях компонентов.
- Перестроить предложения, меняя его структуру, лексическое наполнение.
11. Логичность текста. Задачи и методика логического анализа речевого произведения.
Среди сущностных признаков текста, обеспечивающих незатруднительную, эффективную речевую коммуникацию, неизменно выделяют логичность, а среди наиболее значимых компонентов коммуникативной компетенции – логическую культуру пишущего (говорящего). Логичность, т.е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию. Логические законы имеют общечеловеческий характер: они не были кем-то навязаны, но сложились в результате многовековой практики познания человеком мира.
Логический анализ текста – одна из задач углублённого чтения – состоит в выявлении и сопоставлении между собой и широким контекстом основных его смысловых единиц. Они относятся к разным уровням смысловой и формально-языковой структуры речевого произведения:
- Логическое имя, или понятие, - мысль, в которой отражаются существенные признаки… класса однородных предметов. Языковые формы: слово, словосочетание.
- Суждение –мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами. Языковые формы: предложение, и, если суждение представлено в свёрнутом виде, - словосочетание.
- Логические связки – служебные слова, фиксирующие определённый тип смысловых отношений между понятиями и суждениями. Языковые формы:
- сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова (и; но; ибо; так как; который и др.); - вводные слова и словосочетания (во-первых, напротив, следовательно и др.); - частицы (лишь, даже, исключительно, именно и др.); - предлоги (благодаря, согласно, вопреки и др.); - знаки препинания (например, двоеточие указывает, что вторая часть предложения разъясняет первую, тире помогает увидеть причинно-следственные связи между событиями); - соположение (порядок) следования элементов.
Помимо этих трёх простейших единиц, формирующих логическую основу текста, анализу подвергает также единицы надфразового уровня – фрагменты текста, которые выделяются в речи на основе её смыслового единства, общего способа изложения, многочисленных межфразовых связей, наконец, композиционного членения. В частности, анализируется логика выделения абзацев, связи между сверхфразовыми единствами, между текстом и заголовком, между основной частью текста и его концовкой и пр.
Методика логического анализа текста:
1.Выделить логические единицы текста. Этот приём заключается в превращении сложных, насыщенных деталями суждений в более простые, выраженные одним простым предложением.
2.Соотнесите выделенные логические единицы между собой и с контекстом (в узком смысле слова – с темой текста – и в широком – с системой знаний о мире). Смысл эксплицитных однозначно передаётся тем или иным языковым знаком, смысл имплицитных выводится непосредственно из соотношения логических единиц, соединяемых этими связками.
3.Установить логическую ошибку, выявив текстовое противоречие. Различают следующие виды логических противоречий в тексте: - явные (открытые, очевидные) и неявные (требующие для своего выявления внимания и рассуждения); - контактные (члены противоречия расположены рядом) и дистантные (члены противоречия разделены текстом); Соответственно можно выделить четыре типа ошибок: контактно-явные, дистантно-явные, контактно-неявные, дистантно-неявные.
4.Исправить ошибку, приведя текст в соответствие с законами логического мышления.