Особенности проявления ПТСР у детей

Проявления и развитие ПТСР у детей имеют ряд особенностей по сравнению со взрослыми, которым был поставлен аналогичный диагноз. Это связано в первую очередь с особенностями детской психики. Так, дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом психологической травмы, что крайне важно при проработке травмы.
Критерий A DSM -IV (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) подразумевает «фактическую или угрожающую смерть или серьезное повреждение, или угрозу физической целостности по отношению к себе или другим» в дополнение к опыту «интенсивного страха, беспомощности иди ужаса» (или нарушенное или возбужденное поведение детей непосредственно после травматического события).

Навязчивое воспроизведение травматического случая у детей может иметь форму повторяющихся игр, в которых прослеживаются тема или аспекты травмы. Это особый вид игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т. е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.
У детей могут быть сны, на первый взгляд непонятные, но вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена катастрофа, тогда как постороннему взрослому человеку это очевидно.
Нарушения в познавательной сфере у детей порой достигают такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
Вероятно, у детей имеют место тревожные мысли неосознаваемого содержания, вызванные травматическимипереживаниями. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т. д.

ПТСР у детей.В отношении ПТСР у детей большинство исследователей всю симптоматику структурируют в 3 группы.

1. Симптомы повторного переживания:

- повторные навязчивые негативные воспоминания о событии;

- повторные негативные сны, связанные с событием;

- внезапные поступки и чувства, как если бы событие происходит сейчас (флэш-бек);

- интенсивный психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму.

2. Симптомы избегания:

- избегание мыслей и чувств, связанных с событием;

- избегание деятельности, связанной с событием;

- невозможность вспомнить детали события;

- снижение интереса к ранее значимой деятельности;

- чувство отстраненности, отчуждения от других людей;

- обеднение чувств;

- отсутствие ориентации на будущее.

3. Симптомы повышенной возбудимости:

- трудности засыпания, бессонница;

- раздражительность;

- трудности концентрации внимания;

- сверхобидчивость;

- взрывные реакции;

- физиологические реакции на событие, символизирующие или напоминающие травму.

Диагностика постстрессовых расстройств и адаптационных нарушений у детей При диагностике ПТСР и адаптационных нарушений (АН) у детей важно выявить специфические особенности буллинга или насилия, которому подвергся ребенок, как то:

1. Насколько реальна в представлении ребенка была угроза его жизни или опасность серьезных повреждений.

2. В какой степени он был вовлечен в насилие, и какие аспекты травмы были наиболее пугающими.

3. Насколько велика в представлении ребенка была опасность для значимых для него людей.

4. Реальная степень опасности ситуации.

5. Реакция значимых для ребенка людей на травматическое событие.

Интервью проводится в 3 стадии:

1. Начало: дать возможность ребенку сначала выразить травму через игру, фантазии, метафоры, используя проективный свободный рисунок и сочинение рассказа.

2. Работа с травмой: терапевтическое исследование переживаний ребенка.

3. Заключение: помощь ребенку в построении текущей жизни.

Фокусирование. Рисование и сочинение рассказа. Оживление переживания. Переход от рисунка и рассказа к обсуждению самого травматического события. Резюме. Обсуждение интервью. Терапевт дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации.

Наши рекомендации