Психологическое сопровождение служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях
Медико-психологические реабилитационные мероприятия основываются на принципах системности, этапности, преемственности и плановости. Главным принципом психологической помощи является активное предупреждение возникновения психических расстройств, то есть психологическая работа не только при обращаемости сотрудника в лечебное учреждение, а активная и постоянная психопрофилактическая работа в виде регулярных обследований и восстановительных мероприятий; прогнозирование развития необратимых психопатологических явлений и процессов.
Комплекс мероприятий по психологической помощи сотрудникам и военнослужащим состоит из трех этапов, каждый из которых предполагает различные организационные, методические подходы, определенный алгоритм действий психологов, включая материально-техническую оснащенность.
Первый, доэкстремальный этап состоит из мероприятий по подготовке сотрудников органов внутренних дел к работе в экстремальных условиях. Он включает в себя психологический и психофизиологический отбор, профессиональную подготовку, проведение мероприятий по формированию и сплочению служебных коллективов.
При отборе кандидатов для выполнения служебно-боевых задач в экстремальных условиях психологи подразделений и центров психологической диагностики проводят психодиагностическое обследование на предмет оценки таких характеристик личности как импульсивность, агрессивность, неуравновешенность, эмоционально-волевая неустойчивость в стрессогенных условиях, немотивированная агрессия и др. С этой целью используются наблюдение, беседа и ряд психодиагностических методик: СМИЛ, тест Люшера, методика «Прогноз», методика УНП.
Задачами психологической подготовки являются:
· обеспечение психологической устойчивости сотрудников,
· обучение их преодолению психологических трудностей,
· стимулирование активности в решении профессиональных задач,
· сплочение служебных коллективов,
· повышение уровня взаимовыручки в себе и своих товарищах.
Процесс психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях строится как система обучающих и собственно тренинговых психологических воздействий с учетом тех условий, которые превращают ситуацию в экстремальную. К их числу относятся:
· дефицит времени – распространенный психологический фактор экстремальности. Психологическая подготовка активизирует личностные резервы человека, формирует умения ориентироваться и принимать решения в быстротекущих ситуациях;
· опасность для жизни, здоровья. Нарастание осознаваемой угрозы, опасности до индивидуально определенного уровня влияет на поведение человека и качество принимаемых решений положительно, мобилизуя его к эффективным действиям. При нарастании угрозы ухудшается самоконтроль, качество мышления, возникает дезорганизация поведения, неконтролируемость эмоционального реагирования. Следовательно, в процессе психологической подготовки к действиям в условиях дефицита времени и опасности для жизни необходимо сформировать эмоционально-волевую устойчивость личности;
· информационная перегрузка в условиях дефицита времени. Каждый человек обладает определенной способностью воспринимать и обрабатывать информацию. При значительном объеме информации возможны следующие варианты поведения:
- пропуск каких-либо информационных сигналов;
- искажение восприятия информации;
- ошибочное принятие решения, ошибочные действия;
- отсрочка действий или отказ от необходимых действий.
· внезапность возникновения экстремальной ситуации. Различаются три вида внезапности:
- известно, что будет напряженная ситуация, неизвестно лишь время наступления; специалистом освоена программа действий, отработаны планы и варианты поведения;
- будущая ситуация определена в общих чертах, время наступления события неизвестно, программа действий отсутствует;
- время наступления и характеристика экстремальной ситуации неизвестны, доминирует состояние неопределенности относительно того, как и что следует делать в обстановке внезапности.
Второй, экстремальный этап объединяет непосредственно организационную и конкретную практическую медико-психологическую помощь сотрудникам в условиях временной дислокации.
Основные направления психологического обеспечения деятельности сотрудников непосредственно в экстремальных условиях несения службы:
· выявление факторов, негативно влияющих на психическое состояние сотрудников и эффективность их служебно-боевой деятельности;
· проведение психодиагностических обследований, осуществление контроля за психическим состоянием личного состава, выявление показаний для психокоррекционной работы;
· проведение мероприятий психокоррекции, направленных на снятие острых стрессовых проявлений, восстановление работоспособности;
· выработка рекомендаций по: – предупреждению межличностных и межгрупповых конфликтов, нормализации социально-психологического климата в подразделениях; проведению воспитательной и кадровой работы с учетом психологических особенностей и состояний сотрудников; временному освобождению сотрудников от исполнения обязанностей по службе или участия в боевых операциях для проведения краткосрочных восстановительных мероприятий в связи с расстройствами психического состояния и снижением работоспособности; откомандированию, эвакуации сотрудников для оказания квалифицированной медико-психологической помощи;
· обучение и инструктаж сотрудников;
· участие психолога в организационных мероприятиях.
Кроме того, в экстремальных условиях происходит резкая перестройка мотивационной сферы сотрудника. Чем более необычными будут условия, тем большие сдвиги произойдут в психике человека. Воздействие экстремальных факторов на человека может привести к возникновению у него различных расстройств психогенного характера.