Вопрос № 4. Коррупционные риски в деятельности различных служб ОВД.
Статистические данные о коррупционных правонарушениях, совершенных сотрудниками ОВД, очень противоречивы и по понятным причинам не являются предметом широкого освещения.
Ученые, изучающие коррупционные явления в ОВД, отмечают, что в зависимости от субъектного состава можно выделить коррупцию среди рядового состава и коррупцию среди начальствующего состава. Каждая указанная категория сотрудников ОВД имеет свои определенные функции и обладает специальным перечнем полномочий, что, в свою очередь, влияет на их возможности совершать противоправные действия коррупционного характера. Первый уровень занимает коррупция среди рядовых сотрудников ОВД. Она является наиболее распространенной в системе МВД России и поэтому очень опасной. Опасность указанного вида коррупции предопределяется тем обстоятельством, что потерпевшими становятся, как правило, обычные люди, не склонные к нарушению законов. Сотрудников ОВД население рассматривает не только в качестве работников правоохранительного органа, но и как представителей государства. В этой связи, сталкиваясь с фактами поборов, вымогательства взяток со стороны коррумпированных сотрудников ОВД, граждане неизбежно проецируют свое негативное отношение не только на правоохранительные органы, но и на всю власть в целом. Достаточно высокий уровень коррумпированности рядовых сотрудников ОВД формирует у населения устойчиво негативные взгляды в отношении государственных институтов и разрушает веру в справедливость, закон и порядок.
На следующем уровне находится коррупция среди начальствующего состава ОВД. Ее не меньшая опасность связана с наличием у лиц начальствующего состава более высокого должностного положения в системе ОВД, возможности отдавать приказы рядовым сотрудникам, значительного объема полномочий, определенного опыта работы в правоохранительных органах и знания законодательства, что позволяет коррупционерам осуществлять свою противоправную деятельность на высоком интеллектуальном уровне и довольно длительный период времени.
В зависимости от периодичности совершения коррупционных актов в системе ОВД можно выделить систематическую и эпизодическую коррупцию.
Сущность систематической коррупции проявляется в длительности и устойчивости коррупционных связей между сотрудниками ОВД и гражданами либо юридическими лицами. Систематическая коррупция предполагает также наличие высокой степени межличностного общения между коррупционером и коррумпирующим лицом. Такие коррупционные связи происходят не от случая к случаю, а осуществляются на постоянной основе.
Эпизодическая коррупция представляет собой отдельные деяния коррупционного характера, периодически совершаемые сотрудниками ОВД в целях личного обогащения. Данный вид коррупции не предполагает межличностные коррупционные связи сотрудников ОВД с гражданами либо юридическими лицами. Обычно такие контакты ограничиваются одним случаем, в ходе которого сотрудник ОВД, получив от гражданина либо юридического лица определенное вознаграждение за коррупционную услугу, больше с ним не встречается.
В зависимости от направленности коррупционных актов в системе ОВД можно выделить горизонтальную и вертикальную коррупцию.
Указанные виды коррупции определяют направленность коррупционных отношений. При горизонтальной коррупции такие отношения устанавливаются непосредственно между физическими или юридическими лицами и сотрудниками ОВД.
Вертикальная коррупция предполагает более сложный характер коррупционных связей, когда сотрудники ОВД, получающие незаконное вознаграждение от граждан либо юридических лиц, часть оставляют себе, а определенную долю своей неправомерной прибыли направляют вышестоящему руководству, которое, в свою очередь, не создает препятствий для их незаконной деятельности. Опасность такого вида коррупции заключается в том, что происходит фактически полное разложение системы ОВД, при которой парализуются все возможности для какого либо влияния на негативные коррупционные процессы со стороны вышестоящего руководства.
В зависимости от активности сотрудников ОВД в процессе реализации коррупционных деяний коррупцию можно разделить на активную и пассивную.
Под активной коррупцией следует понимать неправомерную деятельность сотрудников ОВД, направленную на получение незаконного вознаграждения с граждан либо юридических лиц. Существенным моментом является то, что сотрудники ОВД совершают конкретные действия для получения незаконного вознаграждения.
Пассивная коррупция проявляется в противоправном бездействии сотрудника ОВД, в невыполнении своих должностных обязанностей с целью получения незаконного вознаграждения. При пассивной коррупции бездеятельность сотрудника ОВД является условием для возникновения коррупционных отношений, и такое бездействие оплачивается заинтересованным лицом.
Следует сказать, что различного рода нарушения, граничащие с преступлениями, характерны для многих служб органов внутренних дел.
Например, тыловые подразделения органов внутренних дел лоббируют интересы коммерческих структур при заключении хозяйственных договоров на поставку товарно-материальных ценностей и проведение строительных работ, что ведет к необоснованному завышению расходов бюджетных средств, поставке некачественных товаров. В службе УУП распространились злоупотребления, связанные с обслуживанием юридических и физических лиц, поборы при осуществлении контроля за их деятельностью. Коррупционные отношения складываются также при выдаче лицензий и разрешений, регистрационной документации и т.п. Нередки факты «сращивания» сотрудников полиции с криминальными структурами, попытки преступных элементов внедриться в органы внутренних дел на всех уровнях. В центральном аппарате МВД России процветал протекционизм в вопросах назначения на руководящие должности, где зачастую основным критерием оценки кандидата на выдвижение являлись не деловые и моральные качества сотрудника, а личностные отношения и преданность руководителю.
К сожалению, по данным различных исследователей, в системе органов внутренних дел наибольшей коррупционностью обладают подразделения по безопасности дорожного движения и подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.
«Левада-центр» провел исследование среди москвичей: насколько коррумпирован город и кому они в основном дают взятки. Опрос был проведен среди 1002 человек в возрасте от 18 лет. Москвичи признались, что чаще всего дают взятки врачам и сотрудникам ГИБДД.
Наиболее типичные факты коррупционных отношений можно проанализировать на примерах, связанных с деятельностью сотрудников ГИБДД. Одна из распространенных ситуаций – это непривлечение сотрудником к административной ответственности гражданина.
Другого типа нарушения совершают сотрудники ГИБДД по исполнению административного законодательства – это невнесение в базу данных информации об изъятии прав управления автомобилем, незаконная выдача прав
Определенными коррупционными рисками обладают сотрудники лицензионно-разрешительной системы. В силу своих должностных обязанностей они решают вопросы о выдаче лицензии на приобретение, хранение, ношение оружия, разрешений юридическим лицам, занимающимся торговлей оружия и патронов к нему, проверяют частные охранные предприятия и магазины, имеют возможность на одни требования «закрывать глаза», а другие требования преподносить как обязательные для исполнения. Любая работа с особыми полномочиями, при которой на исполнителя оказывается давление, может побудить человека к использованию таких полномочий в личных целях.
Сотрудники других подразделений, таких как дознание и следствия, имеют возможность злоупотребления в корыстных целях при квалификации преступления, признании деяний малозначительными, выборе меры пресечения, общем покровительстве обвиняемым при расследовании уголовного дела.
Определенные коррупционные возможности есть и у преподавателей вузов МВД, также как и у преподавателей гражданских вузов, – «помощь» в сдаче зачета или экзамена, лоббирование интересов граждан при поступлении в высшее учебное заведение.
Коррупционным рискам подвержены сотрудники тыловых, хозяйственных подразделений.
В соответствии со статистикой, наименее коррумпированными являются подразделения по борьбе с организованной преступностью, специальные учреждения ОВД и дежурные части. Удельный вес сотрудников этих подразделений, совершивших коррупционные преступления, не превышал 3,7 %. Также относительно небольшой (7,4 %) является доля сотрудников уголовного розыска, уличенных в коррупционных деяниях. В общей структуре коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками ОВД, лидируют преступные деяния, связанные с получением взяток.
Что касается, коррупционных правонарушений, то общероссийских статистических данных пока нет. Отдельные случаи свидетельствуют о том, что массовым коррупционным правонарушением является предоставление неполных сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера
Одним из распространенных коррупционных правонарушений, имеющих место в последнее время, особенно в связи с сокращением, произошедшим в органах внутренних дел, является незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
Так, бывший госслужащий имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные
(служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Эти требования установлены статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Вывод: Можно говорить, что процедура приема на службу и карьерного роста не является надежным фильтром от проникновения в кадровый состав органов внутренних дел недостойных людей. Наблюдается невостребованность в системе органов внутренних дел сотрудников с такими качествами, как честность, порядочность, личная ответственность, развитое чувство социальной справедливости. Наряду с объективными причинами негативное воздействие на коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел оказывают их субъективные характеристики: правовой нигилизм, низкий уровень общей и духовно-нравственной культуры, неразвитость представления о служебном долге и негативное изменение в шкале профессиональных ценностей, нелояльность, меркантилизм, потребительские устремления, отсутствие сдерживающих начал профессиональной этики служебной дисциплины.