Развитие эмоциональной сферы ребенка (линия эмоционального развития)

Возраст Эмоционально-волевая сфера
Младенчество Различные эмоциональные реакции: тревожность при физическом дискомфорте (плач, зажмуривание глаз, усиление сердечного ритма), расслабление при удовлетворении потребности, комплекс оживления (зажмуривание, зрительное сосредоточение, гуление), потребность в телесных прикасаниях.
Ранний возраст Восприятие аффективно окрашено, ребенок эмоционально реагирует на то, что эмоционально воспринимает, характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.
От 1 до 2 лет Начинает правильно и с готовностью реагировать на изменяющийся тон голоса, учится контролировать гнев и удовольствие, копирует эмоции окружающих, ведет себя по-разному с разными людьми, иногда ищет уединения и спокойствия.
От 2 до 3 лет Ребенок способен впадать в ярость, гнев, злость и выходить из этих состояний. Пугает и радует себя в воображаемых играх. Стремится передать разные эмоциональные состояния разными словами.
Дошкольный возраст В целом спокойная эмоциональность, т.е. отсутствие сильных аффективных вспышек. Не снижается насыщенность и интенсивность эмоциональной жизни ребенка. Новообразования: механизм эмоционального предвосхищения, который лежит в основе эмоциональных реакций поведения ребенка.
От 3 до 4 лет Развивается интерес и умение контролировать эмоции, заводит разговор о чувствах и связанных с ними вопросах, задается вопросами своего пола. Сильные эмоциональные состояния на сны.
От 4 до 6 лет Ищет конструктивные выходы при эмоциональном напряжении (игры, рисование и т.д.). Начинает понимать и делать выводы о результатах эмоционального состояния. Становится более самостоятельным в преодолении эмоциональных всплесков, проявляет больше сочувствия к окружающим
От 6 до 7 лет Появляются бурные эмоциональные реакции (кризис 7-ми лет), становится эмоционально раним. Может появиться страх школы. Иногда этот страх вызывают сами взрослые. Много поверхностных и кратковременных взаимоотношений со сверстниками. Часто инициируют соперничество (хочет быть лучшим). Дети начинают лгать или воровать (чтобы обратить на себя внимание).
Младший школьный возраст От 7 до 9 лет Проявляется более эмоциональное равновесие, чем раньше. Ребенок испытывает страх и озабоченность перед всеми возможными опасностями (преступность, землетрясение, наводнение), т.к. ребенок получает много информации. Начинает влюбляться в сверстников, спокойно относятся к выигрышам и проигрышам, стремление к хорошей учебе, беспокойство за плохую учебу, очень боится быть неправым или быть униженным.
От 9 до 11 лет Все больше ищет совета, одобрения, указания сверстников, возникает отношение преданности со сверстниками, озабочен вопросами справедливости и честности, стремится найти лучшего друга. Беспокоится о возможности ссоры между родителями.
Подростковый возраст Усиливается эмоциональная нестабильность, подросток становится стеснительным, обращает внимание на физическое развитие, боится потерять статус. Возникают романтические отношения. Временами срываются на родителей. В поисках социальной поддержки стремится создать замкнутый круг друзей, иногда становится хмурым и раздраженным.
Юношеский возраст Общая стабилизация личности, в развитии эмоциональной сферы. Развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, появлениями эмоций. Развивается нравственная устойчивость личности, самоопределение как центральное образование. Повышается тревожность в связи с изменениями самооценки и профессиональной самоопределением. Умение поддерживать дружеские отношения.

Э-ная сфера закладывается еще внутриутробно. Очень важна желанность ребенка родителями. Колебания мамы насчет плода ведут к нарушению э-ой сферы ребенка. В младшем возрасте (от рождения до года) возникают факторы риска. Выделяют объективные и субъективные факторы риска.

1) объективные, средовые: а) семейные б) связанные с детскими учреждениями

2) суб-ные (связанны с личн-ми и инд-ными особенностями ребенка, а также с особенностями НС).

Нарушения э-ной сферы у ребенка:

Э-ая холодность, т.е. недостаточное развитие Э.; Чрезмерное застревание на каких-либо Э.

Нарушения в младенческом возрасте: частой причиной является эмоц-я депривация или госпитализм→эмоц-я холодность, бедность эмоц-ой сферы. Факторы:недостаточное общение с мамой- холодность, равнодушие; избыточное общение-переутомление; тревожность матери-тревожный ребенок; формальное общение, т.е. общение, лишенное ласки, любви, тепла; неправильные воспитательные приемы; отсутствие необходимых условий для игр и самостоятельной деятельности; отсутствие единого подхода к ребенку со стороны взрослых. После рождения появляются практически сразу базисные реакции гнева и обиды, к концу 2 мес.- радости и страха, к концу 1 года-удивления и возмущения - этого достаточно для дальнейшего нормального эмоционального развития. Ранний возраст(1-3г.) это возраст формирования Я-системы ребенка. Факторы возможных нарушений: навязчивая опека со стороны взрослых и матери; быстрое и резкое отделение ребенка от матери; воспитание опрятности и аккуратности, если оно излишне строгое, скорое, жестокое; стремление родителей полностью вытеснить проявления агрессии у ребенка. В этом возрасте для N эмоционального развития ребенка очень важны отношения с отцом для становления самостоятельности, опыта встречи-расставания. Дошкольный возраст (3-6,7л.)характеризуется высокой зависимостью от родителей, но ребенку нужно позволять некоторые вещи делать самостоятельно. Факторы риска возникновения эмоц. Нарушений: гиперопека, воспитание по-типу кумир семьи; конфликтные отношения м/д членами семьи (неполная семья); родительское программирование- установки, кот. родители передают своим детям; детский сад. Небольшой уровень фрустрации для N эмоц. развития ребенку необходим, т.к. формирует способность преодолевать трудные ситуации, быть сильным. В дошкольном детстве формируются следующие эмоц. нарушения: тревожность, агрессивность, замкнутость, малообщительность, негативное отношение к общению; неуравновешенные, быстро-возбудимые, конфликтные дети- эмоции появляются быстро, бурно. Младший школьный возраст-в этом возрасте формируется потребность в признании ,т.к. формируется самосознание ребенка, чувство собственного достоинства. Также формир-ся неадекватные защитные реакции: лень, агрессия, уход от деятельности, уход в болезнь. Факторы риска: начало обучения в школе обостряет все проблемы ребенка; непринятие ребенка детским коллективом; отношение взрослых к ребенку опосредованно школой. Подростковый возрастхарактеризуется эмоц-ой нестабильностью, т.к. идет половое созревание, половая идентичность. Эмоц. переживания связаны с физическим развитием, поиском своего места в жизни. Для них характерно: резкая смена настроения, легкая возбудимость, может стать стеснительным, возникают романтические увлечения, хочет признания с одной стороны, а с др.-независимости.

Критерии оценки отклонения в поведении.

1. Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка.

2. Длительность сохранения расстройства.

3. Жизненные обстоятельства.

4. Социокультурное окружение.

5. Степень нарушения.

6. Тип симптома.

7. Тяжесть и частота симптомов.

8. Изменение поведения.

9. Ситуационная специфичность симптома.

Основные виды нарушения поведения: импульсивность, тревожность, гиперактивность, аутичность, страхи, агрессивность, вспыльчивость, невропатичность, неврозы.

В рамках деятельностного подхода: причины нарушения эмоциональной регуляции связываются с нарушением ведущего вида деятельности на данном этапе или на предыдущем этапе развития.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность в повышении склонности испытывать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в том числе, и в тех, которые к этому не располагают. Основная прчина – нарушение детско-родительских отношений. Развивается вследствие внутреннего конфликта, который ведет к противоречивым требованиям, неадекватным требованиям, негативным требованиям.

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и частично интеллектуальными расстройствами. Социальному взаимодействию аутичного ребёнка с окружающими мешает негативизм – стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ним.

Существует 4 формы аутизма: 1) полная отрешенность от происходящего нарушения активности; 2) активное отвержение (неприятие большей части мира); 3) захваченность аутическими интересами (конфликтность, но большой словарный запас); 4) чрезвычайные трудности в ограничении общения и взаимодействия.

Агрессивность – мотивированное агрессивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, наносящее моральный и физический ущерб людям или вызывающие у них психологического дискомфорта.

Причины агрессии:1) соматические заболевания; 2) заболевания головного мозга; 3) воспитание.

Критерии агрессивности: 1) ребенок часто теряет контроль над собой, спорит; 2) отказывается выполнять правила; 3) специально раздражает людей; 4) винит других в своих ошибках; 5) часто сердится и отказывается что-либо делать; 6) бывает завистливым или мстительным; 7) чувствителен и быстро реагирует на действия взрослых.Агрессивность возникает из-за 2-х причин: 1) боязнь быть травмированным, обиженным, униженным, подвергнуться нападению; 2) пережитая обида или душевная травма или самонападения. Существуют 2 вида агрессии: 1) физическая агрессия (драка); 2) вербальная агрессия (оскорбление, дразение) – неудовлетворенная потребность в чувстве, что он сильный или отыгрывается за свои обиды.

Вспыльчивость – это скорее всего выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера.

Пассивность – тихое поведение ребенка.

Гиперактивность – вызвана минимальными мозговыми дисфункциями.

Страх– специфически острое эмоциональное состаяние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасных ситуациях. Вызывается конкретной и близкой, уже наступившей опасностью

Наши рекомендации