Каково назначение слова поэта?

Текст№16

Задание№1. Прочитайте текст С. Маршака, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Какое же это необъятное, неисчерпаемое море - человеческая речь! И литератору надо знать её глубины, надо изучать законы, правящие по-творчески этой стихией.

Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать и потрясать души простым сочетанием немногих слов.

«Чертог сиял», - говорит Пушкин, и этих двух слов вполне довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной и самовластной царицы.

...А все плащи да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги, -

всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие двенадцатого года.

Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки, - силы поэта удесятеряются. Слова для него - не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рождённые реальностью и рождающие реальность. Его словарь - оркестр.

И это мы видим не только на примере классиков - создателей нашего поэтического языка.

Ведь какой звучности стиха и меткости изображения достигает наш современник Александр Твардовский в описании будничного зимнего утра на фронте:

...Шумным хлопом рукавичным,

Топотнёй по целине

Спозаранку день обычный

Начинался на войне.

Чуть вился дымок несмелый,

Оживал костер с трудом,

В закоптелый бак гремела

Из ведра вода со льдом.

Утомленные ночлегом,

Шли бойцы из всех берлог

Греться бегом, мыться снегом,

Снегом жестким, как песок.

Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретенное человечеством. И не только специальный язык разных профессий - охотников, моряков, рыбаков, плотников, - но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. В живой народной речи запечатлелось так много накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-ученому называются агрономией, метеорологией, анатомией, поэтому, вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключенный в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.

(С. Маршак)

1.Какова тема текста?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· наболевшая;

· мучительная;

· жгучая;

· тяжелая;

· первоочередная;

· принципиальная;

· главная;

· сложная;

· личностная…

4.Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?

Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Тема Проблема может заставить нас: Позиция автора
  Заняться глубоким изучением (чего?), чтобы Раскрывает сущность поставленных проблем;  
Понять (что?) для того, чтобы… Приводит в качестве примера, аргумента цитату: «…» Характеризует сущность раскрываемой проблемы;
Научиться понимать смысл слова, звучащего в тексте… Точно формулирует свою мысль:…  
Отразить суть (чего?) для того, чтобы… Пытается найти в читателе единомышленника…

Что выражает слово поэта, писателя в книгах, которые мы читаем? Почему эти слова «волнуют и потрясают души»? Над этими вопросами задумывается автор статьи С. Маршак.

Проблему назначенияавторского слова можно назватьважной: многие из нас не умеют пользоваться словом, часто не понимают, что слова - это «живые, играющие образы, зримые, внятные, рожденные реальностью, и рождающие реальность».

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что «язык отражает глубокое знание жизни» многих людей. Это происходит потому,акцентирует наше внимание писатель,что «язык впитал в себя…богатый и разнообразный житейский опыт». Не случайно вывод С. Маршака такой: владеть словом - значит уметь находить самый краткий, верный путь к объяснению той жизни, которая нас окружает.

Я не могу не согласиться с автором в том, что мы научимся глубоко и полно выражать свои мысли, приобретем способности к взаимопониманию, если будем жить «в ладу» со своим языком.

О значимости устного и письменного слова задумывались многие русские писатели и поэты. Так, в лирических отступлениях в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь, любуясь родной речью и ценя ее, называл «русское слово» «замашистым», «бойким».

Кроме того, И. С. Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» называл его «великим и могучим». Писатель подчеркивал безграничную созидательную, спасительную силу русского слова, которое способно даровать человеку «надежду», «опору» в самые тягостные минуты.

Итак, прочитав текст С.Маршака, я пришла к выводу, что словами, из которых мы выстраиваем свою речь, нельзя разбрасываться - не стоит пустословить. Каждый из нас должен научиться любить и ценить родное слово.

1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста С.Маршака?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста С.Маршаком? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (С. Маршака), рассуждающего о смысле и назначении слова поэта? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением, или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста С.Маршаком? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).

8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту С.Маршака? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

Наши рекомендации