Закономерности памяти, и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста

Мнемическая деятельность (от «мнемони­ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

1) ЗАПОМИНАНИЕ — это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запо­минание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и вклю­чение в систему уже усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особен­ностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоми­нает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4— 5 изолированных элементов.

Запоминание может быть произвольным, т.е. подчиненным определенной задаче запомнить что-либо, и непроизвольным, т.е. не имеющим специальной задачи, происходящим «само собой».

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы. Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в тече­ние очень короткого времени после того, как раздражитель уже пере­стал действовать на анализатор. Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементарной форме. Чаще всего последовательные образы появляются в резуль­тате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают спо­собностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжа­ют видеть перед собой. «Отличие эйдетических образов от последова­тельных образов заключается в том, что они сохраняются без всяких изменений четкости, не обнаруживают никаких явлений расплывания и флюктуации, могут произвольно вызываться в любой момент, в том числе и через очень большие промежутки времени, после того, как они были зафиксированы». И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть "сомне­ния в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношес­ком возрасте.

Наконец, запечатление может происходить в виде образов-пред­ставлений. У каждого человека в памяти содержится большое количе­ство самых различных представлений.

Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседнев­ной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто его внешний вид. Это объясняется тем, что представление несет на себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете. Возни­кает его обобщенный образ.

Особенности запоминания:

- Психологические исследования, и в частности работы отечественного психолога П.И.Зинченко, показали, что прямая постановка цели на запоминание не является решающей для эффективности запоминания. Непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного. Эффективность запоминания зависит от установки. Установка запомнить материал, чтобы ответить на семинаре или зачете, не способствует долговременному запоминанию: после сдачи зачета материал быстро забывается. Иную роль играет понимание значимости материала для будущего, для дальнейшего обучения или профессиональной деятельности. За поминаемый с такой установкой материал помнится дольше.

- Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с от­рицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наобо­рот, вообще вытесняться из сознания. Однако эмоциональная память иг­рает не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

- В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопыт­ное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависимость за­поминания от эмоционально-мотивационной сферы. Общий вывод, к ко­торому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле­ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой­кие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его заня­тий, личных дел.

- В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретить­ся с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и пос­ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, не­сколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

Закономерности памяти, и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста - student2.ru - Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последую­щие называется проактивным («вперед действующим») торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретро­активным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в па­мяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавши­ми из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.

Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с не­произвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па­мять. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необхо­димость удержания в памяти продолжительное время различных фактов, событий. Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, нотариус, юрисконсульт, судья должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество за­поминания.

2) СОХРАНЕНИЕ — это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование, но динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающего переработку материала.

3) ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

А) узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем созна­нии образа.

Существуютразные уровни узнавания - наиболее элемен­тарный из них — ощущение знакомости, которое возникает при воспри­ятии какого-либо объекта. Однако отождествить его на данном уровне невозможно.

Б) Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъяв­ления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда истцу предлагается рассказать о том, что он может сообщить в рамках данного гражданско-правового спора.

В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании.

Разно­видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из­влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъ­явленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел. Примером комбинированного вида воспроизведения может слу­жить выход обвиняемого на место преступления с одновременным пояс­нением подробностей своего пребывания там.

Особое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых свя­зей при отсроченном воспроизведении. Проведенные отечественным психологом Б.П. Красилыциковым исследования выявили реминисцен­цию в 40,5% опытов. Более того, в ряде случаев наблюдалось улучше­ние качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз.

Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием силь­ного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения. И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании. Поэтому повторные допросы свидете­лей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последователь­ность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимае­мым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.

Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспри­нятой реальности:

- У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление со­знательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несовершен­нолетних, особенно у малолетних свидетелей.

- Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чу­жому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям.

- Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: например, обстановка, в которой проходит допрос, форму­лировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.

4) ЗАБЫВАНИЕ — процесс памяти, обратный запоминанию и сохране­нию.

Это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях — даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Это целесообразный процесс, т.к. забывание – фильтр памяти, малоинтересующая информация забывается, запоминается только та, которая имеет значение для человека.

На забывание действуют факторы (забывается активнее):

- редкое использование усвоенного материала человеком в своей деятельности;

- ослабление интереса к усвоенному материалу;

- перенапряжение нервно-психической деятельности;

- употребление алкоголя;

- недостаток сна;

- проактивное и ретроактивное торможение.

В процессе юридической деятельности правоведу приходится сталкиваться с людьми с нарушениями памяти (амнезия). Амнезии могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).

Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом.

Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.


Мышление

Среди различных познавательных процессов, представляющих собой отражение в сознании человека объективной реальности, высшим и наиболее сложным процессом является Мышление, которое активно влияет на формирование личности.

Долгое время единственным способом изучения мышления считалось самонаблюдение (интроспекция). Сейчас спектр научных средств изучения мышления значительно расширился: от наблюдения и самонаблюдения до лабораторного и естественного эксперимента, от тестирования мыслительных особенностей, психофизиологических способов регистрации мыслительных действий (детектор лжи) до создания компьютерных программ, способных моделировать мысли человека (компьютерный игрок в шахматы). Пока не изобретено способа узнать мысли другого человека, — мы можем только догадываться об их содержании с большей или меньшей достоверностью. При этом очень велико стремление человека к раскрытию этой охраняемой природой с особой тщательностью загадки, так сюжетами многих фильмов и книг является создание аппарата для чтения мыслей (миелофон в «Гостье из будущего»), роботов-андроидов, искусственного интеллекта, телепатия. Изучать мышление сложно, но чрезвычайно интересно.

Мышление –познавательный психический процессобобщенного отражения человеком действительности в ее существенных связях и отношениях между вещами и явлениями природы.

Мышление протекает на языковой основе. Слова создают необходимую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль.

Формы мышления

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие "человек" входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление - это всегда образ, а понятие - это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие - только существенные. Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение.

Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.

Различают умозаключение:

- индуктивное;

- дедуктивное;

- по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Мыслительные операции

Процесс мышления - это сложная умственная деятельность, которая включает в себя несколько операций: анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, сравнение.

Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Например, анализируя поведение обви­няемого по уголовному делу, следователь мысленно делит это поведение по определенным критериям на отдельные части.

Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Так, юрист, после анализа нескольких характеристик, строит обобщенный психологический портрет преступника.

Абстрагирование - выделение одной стороны предмета или явления, которые в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежность», как низкую вероятность поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов.

Обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок.

Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выпекать их новый вид – с кунжутом и клубничной начинкой.

Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является конкретное лицо подозреваемым по конкретному уголовному де­лу, нужно расчленить поведение данного индивида на отдельные признаки-действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несовпадение признаков слу­жит основой для принятия решения.

Виды мышления:

1) наглядно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление

- Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практи­ческой жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: че­ловек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование при­меру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действен­ным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.

- Наглядно-образное мышлениевыступает в ситуациях, когда человек на­чинает мыслить наглядными образами и представлениями (зрительные, слуховые, тактильные), возникшими раньше.

Закономерности памяти, и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста - student2.ru Образное мышление способствует прогнозированию поведения подо­зреваемых и обвиняемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических докумен­тов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способству­ет реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности-работника юридического труда.

- Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышлениевыступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстракт­ные понятия, теоретические знания. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины «правосознание», «вина», «справедливость» являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств. Такое мышление осуществляется глав­ным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.

В практической деятельности ни один человек, естественно, не пользу­ется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юридического труда в этом виде не является исключением.

Мышление и интеллект

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком – его мыслительные способности.

Тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине: оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера: оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Тест Равена: невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ) –определяет общий уровень развития интеллекта.

Творческое мышление

Когда специалист решает сложные задачи наиболее коротким и рациональным способом, то здесь мы имеем дело с развитым творческим (эвристическим) мышлением. Существенную роль в творческом мышлении играет интуиция.

Интуиция– это знание, которое возникает как бы неосознанно за пределами стереотипов мышления, принятых алгоритмов задач.

Кратко остановимся на качествах творческого мышления:

Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям- это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто и доступно. Проблемный характер мышления следователь, например, использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности.

Динамичность мышления— способность быстро, творчески ориенти­роваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания рас­следуемой по делу ситуации и определение оснований, которыми нужно ру­ководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.

Оперативность мышления- включение умственных операций (наблю­дательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказа­тельств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности юриста, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции.

Широта мышления- это продуктивность творческой работы при ре­шении многих проблем. Данное качество особенно необходимо судьям, рассматривающим, например, гражданско-правовые споры или экономические преступления, где нужна большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной деятельности.

Глубина мышленияпроявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкретным выраже­нием глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.

Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу - в их решении смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискур­сивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования.

Логичность мышления- это развитие последовательности мысли­тельного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и самых разнообразных юриди­ческих фактов.

Критичность и непредвзятость (объективность) мышления - стержень мыслительного процесса работника юридического труда, без которого он не может установить истину.

Попробуйте проверить уровень Вашего мышления:

Задание 1:Треугольники из спичек.

Попробуйте сложить 4 треугольника из 6 спичек. Результаты сверим на лекционном занятии.

Задание 2: Исследование процедуры рассуждения через исключение с помощью Методики «Перевод с русского языка на язык суахили».

Суахили — один из наиболее распространенных языков народов Африки. Инструкция: «Пользуясь построчником, переведите с русского языка на язык суахили контрольную фразу «Я люблю тебя».

Материал эксперимента:

Он любит тебя — акупенда

Он бьет их — авапига
Я бью тебя — никупига
Он любит нас — авупенда
Правильный ответ сверим после воспроизведения на лекционном занятии.

Речь

Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, в лю­бом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непосредствен­ная действительность мысли. Слова являются средством образования и вы­ражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании.

Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т.д. С по­мощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механизмов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.

Язык - система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, управление человеческим поведением и т.д.

Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.

Речь -интегративный психический процесс индивидуального использования языка в целях, пре­жде всего общения с другими людьми. Речь — это язык в действии.

Речь обеспечивается периферически­ми (двигательные, голосовые, артикуляционные) и центральными - (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни.

Человеку свойственно упот­реблять знаки для обозначения предметов и осмысливания действительнос­ти. Человеческая речь является знаковым отражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации. Для пони­мания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержатель­ные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.

Функции речи

Речь имеет три функции:

- ф-ция обозначения - отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим;- ф-ция обобщения - связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков; - ф-ция коммуникации - выражения речь сочетается с рядом выразительных движений — с жестом, мимикой. У животных тоже имеется звук как выразительное движение, но он становится речью, только когда перестает сопровождать аффектированное состояние человека и начинает его обозначать.

Виды речи

В психологии различают следующие виды речи:

1. Внутренняя речь- беззвучна, направлена на себя. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

2. Внешняя речь - общение м/у людьми, при помощи разговора или технических устройств. Внешняя речь включает в себя устную, письменную и аффективную виды речи.

а) Устная речь- передача информации при помощи озвученных слов, она делиться на:

- диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее) - монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий.б) Письменная - передача информации при помощи написания слов, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

в) Аффективная - проста, эмоциональна: «Ах!», «Ну погоди!»

Смысл понимания и непонимания речи

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Крупный языковед Л.В. Щерба на вступительной лекции по языкознанию предложил студентам разобрать, что означает фраза:

Наши рекомендации