Методика проведения литературной игры-викторины
Лекция 4
Основные формы организации досуговой деятельности детей в условиях летнего оздоровительного лагеря
Вопросы:
1. Особенности организации и проведения викторин, конкурсов, турниров, аттракционов в летнем детском оздоровительном лагере.
2. Особенности планирования, организации и проведения тематических дней в летнем детском оздоровительном лагере.
3. Особенности организации и проведения игр с детьми в условиях летнего детского оздоровительного лагеря.
4. Планирование, организация и проведение праздников в условиях летнего детского оздоровительного лагеря.
Особенности организации и проведения викторин, конкурсов, турниров, аттракционов в летнем детском оздоровительном лагере.
Методика проведения литературной игры-викторины
Цель литературной игры-викторины:
- привлечь детей к чтению в рамках программы «Интеллектуальное развитие личности ребенка»;
- дать понять ребенку характер поступков сказочных героев, их направленность и смысл.
Выбирается хорошо известная детям сказка (например, «Репка», «Колобок» и т.д.); подбираются книги различных изданий в соответствии с выбранной сказкой, игровые материалы (это могут быть игрушки или картинки по теме сказки). Детей, пришедших на мероприятие, встречают сотрудники библиотеки и знакомят с правилами литературной игры-викторины.
Все ребята делятся на 2-3 (или более) команды, в зависимости от числа пришедших детей и объема предлагаемого для игры литературного произведения.
В каждой команде выбирается капитан. Ему вручается заранее подготовленный маршрутный лист (с указанием промежуточных литературных станций путешествия: «Почитай-ка», «Угадай-ка», «Театральная». Литературных станций может быть больше, названия могут быть различны: все зависит от количества участников игры и их возраста
По очередности каждая команда отправляется на определенную станцию, указанную в путевом листке. На станциях команды игроков встречают сотрудники библиотеки (ведущие) и Станция «Почитай-ка»
На этой станции детей просят пересказать содержание сказки или фрагмента сказки, причем как можно ближе к тексту. Если ребенок пропускает или забывает что-то, ведущий просит помочь кого-нибудь из членов данной команды.
Дети должны рассказать о последовательности появления в сказке персонажей (например «Колобок» или «Репка»), воспроизвести диалоги или песенки героев сказки (например, колобка, волка или козлят).
Ведущий задает вопросы на внимательность, например, сколько героев участвует в сказке, как зовут персонажей, как они выглядят (если в тексте есть описание сказочных героев) и т.д.
Ведущий выставляет оценку (по пятибалльной системе) команде в маршрутном листе и команда переходит на другую станцию.
Станция «Угадай-ка»
Творческий потенциал данной станции очень велик. Детям можно предложить различный спектр вопросов: от характера героев сказки (положительный – отрицательный) до их действий, эмоций. Например, как Лиса разговаривала с Колобком, как между собой общались Волк и Колобок, чем различаются диалоги главных персонажей? Можно задать вопросы о поступках героев сказки, а затем разъяснить смысл поступков (что хорошо и что плохо).
Задача данной станции – предложить детям такие вопросы, которые заставят их задуматься над характером и поступками сказочных героев. Например, дедушка такой большой, а репку вытащили только тогда, когда прибежала такая маленькая мышка. Почему? Или, например, чем провинились козлята, и что далее случилось в сказке?
Станция «Театральная»
На этой станции детей просят представить главных героев сказки, изобразить их и показать, что и как они говорят; рассказать, в каких других сказках можно встретить таких же персонажей.
Задания данной станции способствуют раскрытию театральных способностей ребят. Также важны коллективные действия команды, способность детей проявлять общность театрального действа.
В заключение литературной игры жюри (сотрудники, встречавшие детей на станциях) подводит итоги и выявляет команду–победителя.
Выбор команды-победителя активизирует желание и способности детей к дальнейшему увлечению чтением книг. Члены выигравшей команды награждаются почетным дипломом и, возможно, маленькими подарками, книгами. Остальные команды могут получить дипломы участников игры выдают определенные, характерные только для этой станции, задания.
Методика проведения конкурсной программы:
Создание постановочной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель)
Создание сценария
выбор формы мероприятия, темы и сюжета.
Подбор необходимого материала, написание сценария
Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование)
Составление сметы расходов
Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама мероприятия в СМИ и афишах, репетиционный период).
Проведение мероприятия.
Особенности планирования, организации и проведения тематических дней в летнем детском оздоровительном лагере.
Тематических день включает программу содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.
Тематические дни, как правило, имеют название, точно указывая сферу отбора содержания: например: День именинника, День мам. Или образное "название-символ" (строки из песен, стихов, пословиц и другое...), например: "Помнит мир спасенный...", "Его величество, театр"...
Программа дня может включать различные направления деятельности:
· интеллектуальное (викторины, игры)
· трудовое (труддесанты, работа в творческих мастерских, сбор и заготовка..)
· творческое ( конкурсы, концерты..)
· спортивное (соревнования)
· организаторское (советы дел, ведущие, орг.комитет, члены жюри и др.)
Содержание дня разрабатывается в зависимости от условий: одновозрастной, разновозрастной коллектив: отряд, группа или общелагерная программа (лагерь дневного пребывания, круглосуточный и др.)