Методы диагностики девиантного поведения в различных возрастных группах
При изучении феномена отклоняющегося поведения и его психологических характеристик имеют место три уровня характеристик феномена, которые необходимо учитывать при измерении.
1) Во-первых, психологические характеристики: мотивы девиантного поведения, специфические потребности, ценности, ценностные ориентации и социальные нормы, личностные и социальные установки.
2) Во-вторых, поведенческие проявления, из которых и складывается социальная и поведенческая характеристика определенного вида девиантного поведения.
3) И, наконец, измеряемые индикаторы в психодиагностических методиках: утверждения тест-опросников и проективный стимульный материал в проективных методиках, формулировки вопросов в анкетах и интервью. При применении социологических методов - это вопросы анкет и интервью. В случае применения метода наблюдения - это формализованное описание поведенческих характеристик, которые необходимо зарегистрировать.
При анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, предлагается использовать следующий алгоритм:
1. установить возраст, пол, социальную принадлежность, состояние здоровья;
2. выяснить формулировку проблемы в интерпретации ребенка и/или его значимых близких;
3. определить структуру девиации;
4. узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);
5. определить тип взаимодействия с реальностью;
6. выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах возникновения и продолжительности девиации;
7. проверить гипотезы при помощи психодиагностики;
8. спланировать и осуществить психокоррекционное воздействие в зависимости от психологического диагноза.
При сборе психологического анамнеза необходимо выяснить:
• всегда ли была данная проблема и в чем именно она выражалась;
• с какого момента возникла;
• что перед этим изменилось в структуре семьи (рождение нового ребенка; приезд кого-либо из родственников, смерть, болезнь);
• что перед возникновением данной проблемы изменилось в условиях жизни семьи (переезд, ремонт);
• кто первый обратил внимание на данную проблему;
• как сам ребенок ее воспринимает;
• что уже делали для решения данной проблемы;
• что думают по поводу данной проблемы члены семьи и значимые близкие.
При исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок, социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок можно включить в диагностический блок:
• анкеты;
• стандартизованное интервью;
• экспертные оценки;
• карты наблюдений;
• планы-схемы для сбора первичного материала, которые предполагают беседу с родителями и ребенком;
• анализ личных дел, классных журналов и медицинских карт, например, карта наблюдений педагогов за проявлением девиантного поведения подростков (Н.В. Майсак).
Для сбора информации, касающейся семейного, медицинского и учебного статуса школьника, используется «Социальная анкета», состоящая из пяти блоков:
1. Общие сведения.
2. Медицинский анамнез (группа здоровья и хронические заболевания).
3. Социальный анамнез (состав и материальное обеспечение семьи, курение и употребление
алкоголя родителями).
4. Бытовой анамнез школьника.
5. Дополнительные сведения о ребенке (пропуски уроков, состоит ли на учете, замеченные
отклонения в поведении).
К специализированным психодиагностическимметодикам относятся следующие:
• Опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова).
• Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Ю.Б. Кляйберг).
• Шкала социально-психологической адаптированности СПА (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой)
• Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой.
• Методика диагностики склонности к девиантному поведению
Специфика работы психологазаключается в том, что:
1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах (инициатором запроса о конкретном ребенке чаще являются учитель, воспитатель, родитель, много реже – сам ребенок, подросток, это означает, что психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с системой ребенок – родитель (учитель), что делает необходимым:
• активность со стороны психолога при выявлении психологических проблем;
• разделение в жалобах родителей (учителей) их собственных проблем и трудностей ребенка.
2. Ребенок не может ставить перед собой цель избавиться от своих проблем, поэтому необходима заинтересованность ребенка, которая возникает в процессе работы.
3. Ребенок не обладает достаточной рефлексией, что несколько изменяет подход к работе с ребенком.
Таким образом, психологу при работе с детьми, особенно это касается младшего школьного возраста, необходимо больше обращаться к проективным методикам и по возможности включать с обследование родителей.