Учебные пособия по детской психологии

Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М., 1988.

Детская психология /Под ред. Я. Л .Коломинского, Е.А.Панько. - Минск, 1988.

Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург, 1995.

Люблинская А.А. Детская психология. - М., 1971.

Мухина B.C . Детская психология. /Под ред. ЛА.Венгера. -М., 1986.

Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. -М., 1983.

Психология: Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. -М., 1990.

Российская педагогическая энциклопедия. -М., 1993.-Т. 1.

Эльконин Д.Б . Детская психология. - М., 1960.

Приложения. ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ДОШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И КОЛЛЕДЖЕЙ

Автор — кандидат психологических наук Г.А. Урунтаева

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Предмет детской психологии

Развитие психики ребенка первых семи лет жизни - предмет дошкольной психологии. Детская психология как часть возрастной психологии.

Место и связь детской психологии с другими науками, изучающими человека и ребенка.

Методологические основы детской психологии. Методологические принципы изучения психики ребенка: детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие психики в деятельности, гуманизм и педагогический оптимизм, историзм, комплексность, системность, систематичность и последовательность, научность и объективность, индивидуальный и личностный подход.

Задачи детской психологии.

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие в свете законов диалектики как процесс усвоения, присвоения общественно-исторического опыта.

Основные закономерности психического развития: неравномерность, скачкообразность, стадиальность и наличие сензитивных периодов; дифференциация и интеграция; кумулятивность психических особенностей; пластичность и возможность компенсации; единство общего и индивидуального в психическом развитии.

Предпосылки и условия психического развития.

Наследственные особенности и прирожденные свойства организма как предпосылки психического развития. Задатки и способности.

Влияние социальных условий жизни на психическое развитие. Социальная среда: макро-, микро-, мезосреда как источник психического развития. Роль семьи, общения со взрослыми и сверстниками в психическом развитии.

Воспитание и обучение как специально организованные способы передачи общественного опыта. Детерминированность психического развития условиями жизни и воспитания. Условия эффективности воспитания и обучения. Взаимосвязь обучения и развития.

Роль собственной активности ребенка и различных видов деятельности в психическом развитии. Понятие и признаки ведущей деятельности.

Противоречия как движущие силы психического развития.

Понятие возраста в социальной ситуации развития. Возрастные и сензитивные периоды. Переходные и кризисные периоды. Подходы к построению возрастной периодизации.

Основные понятия. Психическое развитие, деятельность, ведущая деятельность, биологический и социальный фактор психического развития, предпосылки, условия и движущие силы психического развития, сензитивный период, онтогенез, общение, обучение, воспитание, интериоризация, возраст, социальная ситуация развития, кризис, переходный период, новообразование, периодизация психического развития.

Методы детской психологии

Основные пути исследования в детской психологии: констатация и формирование. Этапы психологического исследования.

Методы изучения психики ребенка. Ведущие методы, их характеристика, достоинства, недостатки, виды, основные требования к организации: наблюдение, эксперимент, беседа, метод анализа продуктов деятельности, диагностические методы.

Изучение детей воспитателем детского сада.

Основные направления психического развития в младенчестве и раннем детстве

Основные направления психического развития в младенчестве

Основные закономерности психического развития ребенка от рождения до 3 лет (Н.М.Аксарина). Единство физического и психического развития как главная особенность развития в раннем детстве.

Психологические основы воспитания и обучения на этом возрастном этапе.

Период новорожденности. Безусловные рефлексы и их роль в развитии ребенка. Особенности реагирования на раздражители внешней среды. Своеобразие социальной ситуации развития, новообразования периода: появление зачат ков психической жизни - начало формирования биоритма «сон - бодрствование», отделение сна от бодрствования. Режим, постоянство распорядка дня, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми в психическом развитии младенца.

«Комплекс оживления»: предпосылки, составляющие и этапы формирования. Возникновение ситуативно-личностной формы общения, ее влияние на развитие эмоциональных реакций и познавательной сферы у ребенка первого полугодия жизни. Возникновение ситуативно-деловой формы общения со взрослыми и ее значение для развития детей второго полугодия жизни; развитие манипуляций с предметами и предметного восприятия.

Характеристика общения как ведущей деятельности младенца. Совместный со взрослым образ жизни как основа воспитания и развития младенца.

Роль матери в психическом развитии ребенка первого года жизни. Становление предпосылок общения со сверстниками. Влияние ранних контактов со сверстниками на дальнейшее психическое развитие ребенка.

Развитие движений и действий младенца. Хватание как основа их развития.

Довербальный этап развития речи. Предпосылки возникновения речи в младенчестве.

Развитие ориентировки в окружающем: особенности внимания, памяти, восприятия.

Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности. Индивидуальные различия младенцев. Кризис первого года.

Основные понятия. Новорожденность, младенчество, «комплекс оживления», ситуативно-личностная и ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, хватание, довербальный этап развития речи.

Наши рекомендации