Реалистическая новелла 19 века сделала главный акцент на психологии современника
Что нового внес в жанр новеллы П.Мериме?
Чтобы определить вклад Мериме в жанр новеллы, обратимся к ее характеристике.
Новелла (от лат. «новость») -жанр повествовательной литературы, небольшое по объему произведение, отличающееся от обычного рассказа оригинальностью, остротой сюжетного построения, четко очерченной композицией в расположении материала, отточенностью лексической формы и неожиданной концовкой.
Мериме разработал жанровые разновидности новеллы:
- экзотические; - «светские»; - фантастические.
Экзотические новеллы -
с них началось новеллистическое творчество писателя.
Материалом для экзотических новелл стали занимательные истории из жизни нецивилизованных народов – корсиканцев, цыган, басков, туземцев и др. Такой материал предоставлял автору возможность создать экстремальную ситуацию, невозможную для цивилизованного общества, выявить особенности национального характера, что представляло особый интерес для Мериме.
Одной их самых интересных новелл этого сборника является – новелла «Маттео Фальконе».
Действие новеллы происходит на Корсике, родине Наполеона, что имеет принципиальное значение. Жители этого острова, как пытается показать автор, отличаются сильным – корсиканским характером. Новелла начинается с описания маки – густых зарослей, которое является «прибежищем для тех, кто не в ладах с законом»: «Если вы убили человека, бегите в маки… вы проживете там в безопасности… деньги вам нужны только для приобретения пороха – вас спрячут и дадут все необходимое» - таковы законы маки. Это экспозиция новеллы имеет очень важное значение.
Герой новеллы Маттео Фальконе тоже не в ладах с законом и подчиняется законам маки.
Его любимый сын Фортунато в отсутствии родителей не только не дал приют бежавшему преступнику, но и предал его дважды : первый раз, когда он спрятал преступника за деньги, второй - когдавыдал его карабинерам за часы. Вернувшийся домой и узнавший о предательстве сына Маттео Фальконе выводит сына за околицу и вершит над ним суд – убивает его за двойное предательство.
Без информации о суровых законах маки поступок Маттео выглядел бы сумасшествием, а при такой структуре Маттео предстает перед нами как герой, для которого законы маки оказываются выше отцовских чувств.
В этой ранней новелле Мериме предстает перед нами уже и как психолог. Он использует как прямую, так и косвенную формы психологического анализа. Например: жест (прямая форма психологического анализа) указывает на жестокие страдания Фальконе: преданный Фортунатто преступник плюет на порог его дома со словами «Дом предателя!» Комментарий автора: «Только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем… Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем». Илиупотребление косвенной формы психологического анализа: «даже не взглянув на труп, Маттео пошел за лопатой».
Вряд ли читатель будем трактовать этот поступок Маттео как жестокость – это страшное горе отца, осознавшего, что он убил собственного сына. Не случайно Жуковский, который перевел эту новеллу на русский язык в жанре баллады, завершил историю словами : «но жизни не было в его лице ; С подпорой старости своей/ И сердце он свое убил…»
В отличие от Жуковского, П.М. справедливость казни Фортунато подтверждает низкими поступками подростка, хотя Фортунатто и очень молод – ему всего 10 лет. Главная идея новеллы – показать нравственный максимализм главного героя, который противопоставляется законам современного общества.
К числу экзотических новелл относится и позднейшая новелла Мериме «Кармен»(1845). По структуре это уже удвоенная новелла, новелла, имеющая два центра, которые помогают друг другу понять смысл произведения. Первым центром здесь является история любви Кармен и Хосе, а вторым – этнографический очерк жизни цыган, без которого не был бы понят смысл новеллы.
В основу сюжета новеллы положена история трагической любви цыганки Кармен и баска Хосе. Оба героя горды, что становится препятствием в их отношениях (баски - народ, живущий в Испании). Герои любят друг друга, но их разделяют разные нравственные ценности, обусловленные их национальными характерами: для Кармен главной ценностью является свобода, для Хосе – семья и семейные ценности. Обреченность их отношений показана уже в начале новеллы на уровне внешних деталей, которые у Мериме всегда имеют особое значение: представление Хосе о женщине – это длинная синяя юбка, длинные косы, покорность мужу. Кармен же одета в короткую красную юбку, на ней дырявые шелковые чулки, красные туфли с бантами, а в волосах цветок, то есть она цыганка во всем: в своей одежде, в своих чувствах, в своем поведении.
Образ цыганки не впервые изображается во французской литературе, вспомним Эсмеральду. Несмотря на то, что церковниками она была названа «колдуньей», «женщиной-дьяволом», в действительности героиня Гюго идеальна.
Кармен предстает перед нами как настоящая «женщина-дьявол», перед которой мало кто может устоять - настолько сильно ее обаяние. Она может позволить себя унижать безумно влюбленного в нее Хосе, насмешливо называя его «мой мальчик» или«моя канарейка». Любовь Хосе к Кармен в литературе называется роковой, или слепой, любовью. Ради нее он становится бандитом, вором, контрабандистом, убийцей. Он знает, что она его обманывает, но ничего не может поделать с собой.
Кармен изображается автором как сложный характер. С одной стороны, она предстает перед нами как характер возвышенный, но скрывающий это: она многое делает для Хосе, которого искренне любит, но никогда его ни в чем не упрекает. С другой – она открыто обманывает его, становясь любовницей многих, но всегда может так приласкать Хосе, что он ей все прощает. Мы встречаемся с изображением сложного любовного чувства. Особенно эффектен конец новеллы, где Кармен покупает свою свободу ценою своей смерти: «Кармен всегда будет свободна. Еще любить тебя я не могу. Жить с тобой я не хочу». И она погибает от рук Хосе, который, одержимый страстью, закалывает ее ножом.
«Светские новеллы» -
в нихописывается преимущественно жизнь современного французского общества, очень часто – дворянского. Самые известные новеллы этого цикла: «Этрусская ваза», «Арсена Гийо».
Создавая новеллы в духе французской психологической школы, М.П. выделяет в качестве главной проблему молодого человека. Он описывает судьбу «лучших» из этого общества - одиноких, страдающих и, как правило, погибающих в этом мире.
Трагичной является история молодого аристократа Огюста Сен-Клера в новелле «Этрусскаяваза», ставшего жертвой жестоких нравов светского общества.
Одним из законов общества молодых людей, в которое входил Огюст, был следующий закон: «Взаимность в разоблачении сердечных тайн считалась общим правилом», которому подчинялись все, кроме Огюста. Его недолюбливали за то, что он был «застегнут на все пуговицы» (мы можем говорить об автобиографическом начале в этом герое). И был задуман заговор - найти способ выявить тайну тщательно скрываемой любви Огюста – вызвать в нем ревность. Удар был нанесен в самое сердце – и Роже погибает на дуэли. В этой новелле М. широко пользуется символическими деталями: этрусская ваза предстает в новелле не только как любимая вещь возлюбленной Огюста, высокохудожественным произведением, а символом хрупкости существования героев в их мире. Другая деталь – сломанный пистолет, отброшенный в сторону после смертельного выстрела, символизирует жестокость нравов, безразличие к человеческой жизни.
Герои этих новелл близки к стендалевскому типу молодого человека.
Особое место в творчестве М. занимает новелла