Формы личностных диспозиций

Лекция №3

Теоретические основы психодиагностики

План

  1. Основные подходы к пониманию предмета психодиагностики.
  2. Теория личностных диспозиций
  3. Ситуанизм

Основные этапы и логика разработки большинства тестов традиционно создаются на основе теории черт или теории личностных диспозиций. Эта теория исходит из положения о наличии стойких личностных особенностей , которые определяют поведение субъекта в различных ситуациях. Основатель данного подхода является американский психолог Гордон Олпорт. Он ввел понятие черты как единицу анализа личности. Под чертой он понимал нейропсихическую подструктуру личности, предрасполагающую человека вести себя определенным образом в широком диапазоне ситуаций.

Создание большинства тестов начинается с того, конструктор теста наблюдает за поведением людей и обращает своё внимание, что в определённом классе ситуаций разные люди ведут себя по-разному.

Пример: перед экзаменом: один человек взволнован, другой собран, третий заторможен и т.д.

Ситуация одна, а поведение разное.

Пример: ситуация межличностного общения один раскован, активен, другой сидит в стороне, не общается, третий-душа компании.

Что стоит за этими различиями в поведение, что такое сам человек, какое это качество, что его определяет?

Психолог начинает строить предположения и приходит к мысли, что каждый человек обладает особыми чертами характера, которые определяют как ведёт себя человек.

Это важная посылка, на которой основано большинство тестов, но посылка эта спорная.

В нашем примере с экзаменом, люди обладали разной эмоциональной стабильностью - это одна из черт личности. Во втором примере чертой характера была общительность.

Следовательно, мы можем говорить о чертах характера, которыми в данных ситуациях отличались люди.

  ЛИЧНОСТЬ  
ψ

Поведение№1

Поведение№2

Поведение№3

Психолог находит, что за этим поведением скрывается определённая черта, и таких черт может быть очень много.

  1. Теория личностных диспозиций

Такой подход обосновывается теорией личностных диспозиций. Основными взглядами, на которых построена теория личностных диспозиций, является теория личности Г. Олпорта. Основа её – многочисленные черты личности (от 15 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определённой реакции субъекта на внешнюю среду отсюда, наблюдая поведение человека, психолог высказывает гипотезу, которая вскрывает личностную характеристику.

Но что является реальным в этой ситуации? Реально в этой ситуации нам дано только поведение, а в нашем примере: такая черта как общительность, в общем, существует как результат мыслительной деятельности психолога, это его гипотеза, он её сконструировал и с её помощью определил поведение человека.

В психологии существует множество теорий, которые объясняют одно и то же и это не слабость психологии, колоссальная сложность предмета психологии. Другой психолог ту же ситуацию свяжет с самооценкой, с третий с эдиповым комплексом и т.п. Одно и то же поведение в разных ситуациях даёт несколько объяснительных принципов. Это связано с тем, что психика непосредственно нам не дана и отсюда способ объяснения поведения человека зависит от личности психолога, теорий и взглядов, в рамках которых он находиться. И по этому поведению человека ещё как бы зависит от способа его объяснения, а не только от самого содержания личности. Пример: психоаналитическая теория – один подход, функциональный подход- другое, гуманистическая психология – свой подход в понимании личности.

Итак, психолог решил, что за поведением человека скрывается определённая черта. Этот набор черт определяет то, как человек ведёт себя в той или иной ситуации, этот набор черт и есть личностные диспозиции (черты, мотивы и т.п.), которые толкают изнутри человека на определенное поведение.

Пример: общительность как черта, даёт нам в поведении раскованность.

Личностные диспозиции можно представить в виде профиля:

Степень выраженности

Набор черт личности

Основные принципы теории личностных диспозиций:

1. Личность обладает стабильным набором латентных черт.

2. Надситуативная стабильность (демонстрирование этого качества во всех ситуациях) независима от ситуаций одинаково проявляется во всех ситуациях (пример: общительность во всех ситуациях).

3. Разные люди отличаются друг от друга набором и степенью выраженности диспозиций.

Скажем, один более, другой менее агрессивен. Разная выраженность диспозиций приводит к тому, что они ведут себя по разному.

На теории личностных диспозиций создано большинство тестов (около 90%).

Чтобы понять личность, нужно вскрыть эти диспозиции и сказать какой это человек.

На этом подходе долгие годы работала профессиональная диагностика. Идея та же – стабильный набор характеристик с одной стороны, с другой – определённые виды работ требуют применения известного перечня личных характеристик человека. Сопоставляя эти характеристики ,можно решить проблему профессиональной ориентации и подбора конкретных работников на рабочие места.

Пример: оператор, электронщик.

Появление точки зрения о том, что люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, сложилось исторически. Вам теперь уже известно, что в конце 19 века психология начала формироваться как экспериментальная наука. Основой и основным подходом был психофизический подход. Объект исследования расчленялся, части его анализировались (исследовались внимание, ощущения и т.д.). Психолог подходит к другому человеку как к объекту познания, раскрывает, из каких он состоит компонентов (в данном случае черт), каковы его состояния, свойства и тогда можно понять этого человека. Эта точка зрения и укоренилась в психологии.

Когда психолог выдвигает идею личностной диспозиции и даёт ей название, он во избежании разночтений, должен сделать операциональное определение этой личностной диспозиции и это очень важно. Психолог должен зафиксировать в словах, в каких ситуациях актуализируется эта диспозиция и в каких реакциях она проявляется. Точнее, как диспозиция с его точки зрения проявляется вовне.

Пример: общение – проявляется в ситуации взаимодействия с другими людьми, скажем. В количестве и частоте устанавливаемых контактов. Другой психолог может определить ту же общительность как глубину межличностных контактов. То есть та же черта может быть определена в других формах. Поэтому, тест на общительность одного психолога будет отличаться от теста другого психолога, так как они исходили из разных понятий общительности. Как пользователь тестов, Вы это должны понимать и отбирать тот тест, который подходит к данным задачам.

Вторая задача, стоящая в этом ряду, это проблема самого названия, или самого слова, обозначающего определенные процессы. Одним и тем же словом можно назвать разные процессы в поведении человека.

Пример: тестирование интеллекта: в методиках слово – название одинаковое, хотя им обозначены разные психологические сущности (скажем методика Дж.Равена и Р. Амтхауэра).

Следовательно, при работе с методикой, всегда стоит вопрос – какой автор. Что понимает автор под этим словом, какое название и какое содержание скрывается за этим названием, и наоборот на какое операциональное определение она опирается.

Название может быть разным, а предмет одним и тем же. И это не слабость психологии, а ее специфика, в связи с тем, что мы изучаем психику человека, которая непосредственно не дана. И мы вынуждены ориентироваться на гипотезы.

Подведем небольшой итог.

Первоначально личностная диспозиция возникает в голове у психолога, другой психолог может высказать в связи с этой же личностной диспозицией совсем иную мысль.

Пример: Г. Айзенк вводит понятие экстраверсия – интроверсия, Дж. Роттер экстернальность – интернальность.

Чтобы доказать, что личностная диспозиция существует не только в стадии гипотезы, необходимо выполнить ряд доказательств. Средством, доказывающим гипотезу, служит сам тест.

Эта идея понимается двояко:

1. Позивистическая точка зрения – у человека объективно в личности неизвестно, что находится, а изучаем мы только то, что представляем, что представляет о личности психолог. Возьмем другого психолога, будет другая концепция.

2. Теория личностных диспозиций – если мы не знаем, что в личности находится, это совсем не значит, что в личности этого нет. Выдвинув гипотезу, мы можем проверить ее создавая методику тестирования, которая служит доказательством гипотезы.

Пример: из судебной практики. Жертва, преступник ушел, как расследовать эту ситуацию: следы, свидетели и т. д. следователь самого преступления не видел и не увидит, но это не значит, что его не существовало.

Отсюда, личностные диспозиции, это то, что может быть внутри личности, что определяет ее поведение, и с помощью теста мы доказываем, что это так. Психолог – конструктор тестов, разрабатывая тест (наш пример на общительность), высказывает гипотезу. Дальше, чтобы создать методику, он должен дать свое понимание проявления этой характеристики в определенной ситуации, в поведении человека.

Пример: общительность – человек, обладающий этим качеством, имеет много друзей, любит бывать среди людей, нуждается в людях как в объектах общения.

Из этого описания психолог – пользователь должен понять, подходит ему тест или нет. Работая с такими опросниками, мы можем получить из него только то, что заложил в него конструктор теста.

Формы личностных диспозиций

Любая черта личности проявляется в трех формах личностной диспозиции:

1. Что делает человек (поведенческий аспект)

2. Что думает (когнитивный аспект)

3. Что чувствует (аффективный аспект)

Пример: что делает, думает и чувствует человек в ситуации общения.

Следовательно, черта «общительность» должна быть представлена в опроснике в трех аспектах личностной диспозиции.

Гипотеза психолога воплощается в конкретном объекте в виде вопросов через операциональное определение.

черта
поведенческий

когнитивный

аффективный

Через этот синдром реакций проявляется общительность, а самой черты как бы нет, это просто ее проявление, ее мы познаем опосредованно. Исходя из определения этой черты психологом. Раз эти моменты определяет психолог, то в разных опросниках тестируются разные моменты.

Пример: общительность, на каждую черту три формы диспозиции и, следовательно, свой вопрос в опроснике – тесте:

1. Я люблю рассказывать смешные истории (поведенческий аспект)

2. Я согласен с высказыванием: «человек богат тем, сколько у него друзей» (когнитивный аспект)

3. Даже находясь в обществе, меня охватывает чувство одиночества - у общительных этого чувства не возникает (аффективный аспект)

Второй момент. Любя черта личности имеет выраженность качества, которая показывает, как интенсивно проявляется та или иная диспозиция у личности.

Характеризуется несколькими аспектами:

1. Частота проявления – как часто он любит рассказывать смешные случаи. Определяется в опроснике двумя способами:

a. Дихотомическим ответим: есть или нет, да или нет.

b. Выражается по шкале интенсивности: редко, иногда, часто, очень часто. Это рейтинговая шкала, испытуемый, отвечая, отмечает частоту этого свойства.

2. Широта ситуации, где проявляется качество личности. Пример: «Я всегда люблю рассказывать смешные истории».

3. Интенсивность– вопрос на аффективный компонент, о чувствах.

Пример: находясь в обществе, я переживаю одиночество: иногда сюда также включается вопрос: а как часто?

Все эти аспекты относятся ко всем трем формам личностной диспозиции:

частота

поведенческий широта

черта
когнитивный интенсивность

аффективный

Поэтому, в тестах – опросниках так много вопросов (особенно, если они многофакторные, то есть черт берется много), и еще к каждому моменту основной черты мы должны поставить вопросы по трем формам диспозиции (по поведенческому, когнитивному и аффективному моменту, а также по частоте, широте, интенсивности).

В заключении, необходимо сказать, что теория личностных диспозиций основана на допущении, что есть стабильные внутренние черты, потребности, мотивы, характерные для этого человека, и они не зависимы от ситуации. Это делает возможным их измерение с помощью тестов. Люди отличаются друг от друга диспозициями, и это определяет, как ведут себя люди в разных ситуациях.

Ситуанизм

В отличие от теории личностных диспозиций, поведение человека определяется внешними ситуациями. За основу берется приоритет внешних условий. Ситуанизм существует в рамках теории бихевиоризма. Наибольшее обоснование это положение получило в работах Берреса Скиннера, который считал, что достаточно ограничиться описанием внешне наблюдаемых закономерных связей между стимулами (ситуация) и реакциями (поведение человека). S – ситуация R – поведение человека

Идея такова, человек - «чёрный ящик», что у него внутри мы не знаем. Нам только дана ситуация и его поведение в этой ситуации. Меняя ситуацию, мы можем изменить поведение в этой ситуации S R.

На основе подобных рассуждений Б. Скиннером была выдвинута идея оперантного научения, о возможности управления поведением человека (человек не имеет достаточных навыков (скован, застенчив), поэтому нужно создать новые формы поведении, которые научат его вести себя), а также управления обучением человека – одна из его идей – идея программировано обучения.

Отсюда вывод – управлять человеком можно, меняя внешние по отношению к нему ситуации. В рамках этого существует такой подход как поведенческая терапия – она работает не с внутренними характеристиками, а меняет поведение человека. А также, мы можем тренировать определённые способы поведения, меняя ситуацию.

В рамках этого подхода психодиагностика не нужна, здесь важны условия (S), в которых протекает поведение.

Американские учёные Эдварт Джонс и Ричард Нисбет наблюдали ситуации поведения человека с двух сторон: внутренней и внешней, причём работали на больших выборках.

1. Оказалось, что внешний наблюдатель объясняет поведение человека исходя из его внутренних черт. Он ведёт себя так, потому что он такой, скажем плохой, лживый.

2. Когда об этом спросили самого человека, он объяснил это исходя из ситуации. Это ко мне так относились, такие у меня были обстоятельства.

Психология реализовала внешний подход, но сработал феномен Джонса – Нисбета, и ситуация объяснялись из его внутренних черт, человек ведёт себя так, потому что он такой. Такая позиция начала меняться только спустя десятилетия и взгляд, что личностные диспозиции это набор черт, которые определяют поведение человека, но это не так. Поведение человека очень зависит и от ситуации, в которой оно проявляется.

Пример: общительный человек не всегда будет разговаривать ( скажем, люди ему не понравилось).

Человек, это не марионетка личностных черт, а это разумный человек, который принимает и перерабатывает информацию и сам определяет своё поведение. Возникает когнитивная и гуманистическая психология.

Подведём итоги:

1. Теория личностных диспозиций – поведение человека является функцией от его личности. n= f (Л).

2. Ситуанизм – человек ведёт себя так, какова ситуация. n= f (S) поведение является функцией от ситуации.

Если мы находимся в первой позиции, нам нужны тесты, если во второй позиции, то нет.

Но очевидно, что необходимо и использование ситуанизма, что бы решить проблемы поведения в подростковом возрасте, где они очень остры.

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ

От английского слова – взаимодействие. Основоположник Джодж Герберт Мид. Рассматривает взаимодействие личности и ситуации. Разработан в рамках когнитивной психологии, выразителем идей этого подхода является Джордж Келли. Основное положение - поведение человека есть его функция взаимодействия личности и ситуации.

n=f (л с)

Основным в его концепции является понятие конструкта, представляющего собой особое субъективное средство, созданное самим человеком, проверенное им на практике и помогающее ему воспринимать, понимать окружающий мир, прогнозировать и оценивать события. Личность человека представляет собой систему конструктов, с помощью которых он интерпретирует окружающую действительность и принимает решение о поведении в различных ситуациях. Индивиды отличаются друг от друга по содержанию конструктов, по событиям, которые включены в конструкты, способам функционирования конструктов и способах организации их в систему.

Дж. Келли предложил авторский метод диагностики личности – «Тест репертуарных решеток». Подход Дж.Келли акцентирует внимание на человеке, как активном агенте, постоянно находившемся в процессе изменения. Человек ведет себя различным образом в разных ситуациях, потому что каждая ситуация конструируется и интерпретируется им по-разному (идеографический подход).

В наибольшей степени эта позиция представлена в работах шведского психолога Д. Магнусона. Он рассматривает процесс непрерывного взаимодействия между личностью и ситуацией. Определение самого термина ситуация трансформируется, она рассматривается не как совокупность элементов среды, как эта ситуация воспринимается субъектом. В зависимости от степени оценки ситуации (сильная, слабая, значимая, субъективная и т.п.) роль личностных и ситуативных переменных различна, в разных ситуациях превалирует тот или другой фактор. В сильных ситуациях индивидуальное поведение незначительно, в слабых более значимы личностные особенности.

Несмотря на достоинства данной концепции, на основе этого подхода создае лишь ограниченный класс методик.

Человек ведёт себя так в зависимости от того, как он понимает и интерпретирует ситуацию. Поведение человека зависит не только от личности и ситуации, как это было в теории личностных диспозиций, а зависит ещё и от того, как человек эту ситуацию интерпретирует.

В представлениях интеракционизма, личностные характеристики соприкасаются с ситуацией, она их актуализирует и приводит к тому, что я веду себя определённым образом.

Психолог должен понимать всю относительность взглядов на проблему человека. Поведение человека – соединение огромного количества силовых воздействий, поэтому необходимо занимать позицию понимания другого человека, для психолога нет плохих и хороших людей. Надо просто понять, что стоит за этими фактами. Нужен не общечеловеческий, а психологический взгляд на мир, многоаспектный взгляд, не склонный к однозначным оценкам.

Интеракционизм – принципиально другой подход к объяснению поведения человека. Теория личностных диспозиций – это объективный подход: на основании черт прогнозируется поведение

  ЛИЧНОСТЬ  
ψ

Интеракционизм – человек ведёт себя, как он видит и интерпретирует ситуацию. Чтобы понять и спрогнозировать поведение человека нужно «влезть» в его оболочку и увидеть мир его глазами.

Этот подход даёт представление о том, как человек видит мир, и это видение поддаётся коррекции, изменению.

Можно узнать видение ситуации и изменить его путём беседы, анализа ситуации и т.д. Человек одевает «очки», которые преломляют видение мира, мы должны ему помочь эти «очки» снять и видеть всё в другом свете.

В теории личностных диспозиций набор черт стабилен, поэтому изменить их трудно. Поэтому в рамках этой теории нет места терапии и коррекции, т.к. изменить личностные диспозиции нельзя, их можно только описать и прогнозировать на основании этого поведение человека.

Интеракционизм – человек имеет набор когнитивных схем, которые он накладывает на ситуацию, адекватен или неадекватен этот набор схем, верно ли он объясняет ситуацию, неважно, человек ведёт себя одинаково в соответствии с наложенной схемой. Поэтому в этой системе возможна коррекция, выработка адекватного поведения.

При рассмотрении двух основных подходов к предмету диагностики (теория личностных диспозиций и интеракционизм) возникает вопрос о том, что существуют и другие подходы в диагностике личности. Одним из ответов на этот вопрос является схема, предложенная А.Г. Шмелевым и В.И. Похилько.

Вывод: Развитие психодиагностики как науки предполагало различное видение предмета психодиагностики от его широкого понимания до полного отрицания.

Наши рекомендации