Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел - представителей групп риск
В психологической службе ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области разработан подход, ориентирующий психологов на организацию индивидуальной работы с сотрудниками в соответствии с их группой учета. Дифференциация сотрудников ОВД в соответствии с группой психологического учета позволяет определить не только цели, задачи, и программу психологического сопровождения их профессиональной деятельности, но и оказать помощь руководителям, сотрудникам кадровых аппаратов, воспитателям в организации индивидуально-воспитательной работы (таблица 2).
Таблица № 2
Сопровождение деятельности сотрудников различных групп психологического учета
Название группы | А | |
Краткое описание | Группа сотрудников с устойчивыми показателями служебной деятельности, с минимальной вероятностью развития дезадаптивных психологических реакций, высоким уровнем социальной активности | |
Критерии отнесения | Служебная нормативность отличная– самостоятельно и в полном объеме выполняет свои служебные задачи на уровне своих функциональных обязанностей и выше. Социальная нормативность отличная– имеет высокий коммуникативный потенциал, пользуется авторитетом у сотрудников своего коллектива и смежных служб, зачастую является лидером в коллективе; стиль поведения профессионально одобряемый; в быту и на службе проблем с поведением не отмечается, конфликтов, связанных с самоопределением в данной среде нет. Эмоциональная устойчивость отличная – достаточно быстро и легко выходит из трудных жизненных ситуаций; имеет высокий уровень потенциальных способностей и психологической готовности к мобилизации. Дисциплина.Взыскания – у данных сотрудников могут отмечаться незначительные нарушения дисциплины, однако причиной их является безвыходность ситуации предопределенная противоречиями, заложенными в требованиях, инструкциях. Поощрения –неоднократные по результатам служебной деятельности, в том числе и за задержания преступников. Заболеваемость низкая– сотрудник обладает хорошей физической формой, редко болеет | |
Цель психолого-педагогического сопровождения | Укрепление мотивации, навыков организаторской работы, личностное саморазвитие, расширение диапазона профессиональной компетентности | |
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения | Психологическое состояние не мешает работе, нужно требовать результата. Целесообразно вовлечение сотрудников данной группы в процессы управления, с целью оказания целенаправленного опосредованного воздействия на коллектив. Формирование в перспективе резерва руководящих кадров | |
Прогноз надежности служебной и профессиональной деятельности | Благоприятный. Если затруднения и проявляются то они, как правило, определяются внешними факторами, не связанными с психологическими особенностями данных сотрудников (материально-техническое оснащение, организация служебной деятельности, управление, традиции, уровень культуры и т.п.) | |
Название группы | Б | |
Краткое описание | Группа сотрудников с нормальными показателями служебной деятельности, со средней по популяции вероятностью развития дезадаптивных психологических реакций, средним уровнем социальной активности | |
Критерии отнесения | Служебная нормативность хорошая– сотрудник хорошо справляется с выполнением своих служебных задач на уровне функциональных обязанностей. Сотрудник имеет психофизиологическую базу и уровень способностей соответствующие требованиям профессии. Интеллектуальные качества позволяют выполнять работу на требуемом уровне. Могут отмечаться мелкие несущественные проблемы. Социальная нормативность хорошая– сотрудник в целом соблюдает общепринятые нормы поведения, в коллективе, социуме, могут отмечаться мелкие несущественные проблемы. Эмоциональная устойчивость хорошая – сотрудник эмоционально устойчив к стресс-факторам, негативные реакции бывают очень редко и не нарушают служебную деятельность (есть мелкие несущественные проблемы). Дисциплина.Взыскания – нарушения дисциплины, если и наблюдаются, то носят несущественный характер, чаще возникают в напряженных ситуациях из-за отсутствия опыта поведения, личностных особенностей. Поощрения –неоднократные по результатам служебной деятельности. Заболеваемость средняя– сотрудник обладает нормальной физической формой, болеет не часто | |
Цель психолого-педагогического сопровождения | Определяется стажем работы и возрастом. На первом, адаптационном этапе – формирование нормативного стиля отношений к службе, к профессии, в коллективе, бесконфликтного поведения. На втором – укрепление профессионально-важных качеств личности, установки на саморазвитие и уважение закона | |
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения | Психологическое состояние значимо не мешает работе, можно требовать результата. ИВР проводится в рамках стандартного набора мероприятий. Сотрудники этой группы требуют внимания, прежде всего, во время напряженных ситуаций (длительное несение службы по усиленному варианту, ЧС, межличностные или служебные конфликты и т.п.) и профилактических мероприятий для повышения устойчивости к стрессу, мобилизации адаптационных резервов | |
Прогноз надежности служебной и профессиональной деятельности | Относительно благоприятный. Активность служебной деятельности достаточная, иногда возможно снижение надежности деятельности, в связи с личностными особенностями, проявляющимися в экстремальных ситуациях требующих особого напряжения (неразрешимые конфликты в семье, на службе и т.п.), которые в данный момент отсутствуют и не предвидятся | |
Название группы | В | |
Краткое описание | Группа сотрудников с повышенной вероятностью развития дезадаптивных психологических реакций. Присутствует вероятность срыва, нарушения профессиональных и (или) социальных отношений, проявления психосоматических заболеваний и т.п. В период адаптации к новой деятельности или коллективу такое положение дел может рассматриваться как вариант нормы | |
Критерии отнесения | Служебная нормативность удовлетворительная– эффективность, результативность или надежность выполнения служебных задач снижены. Социальная нормативность удовлетворительная– низкие коммуникативные способности, проявляющиеся в затруднениях общения с коллегами, гражданами, руководством. Зачастую могут возникать конфликтные ситуации, нарушения общепринятых норм поведения. Эмоциональная устойчивость удовлетворительная– находится в состоянии нервно-психического напряжения, к стресс-факторам не устойчив. Допускает эмоциональные срывы даже в обычных ситуациях. Возможность самостоятельно решать проблемы затруднена. Дисциплина.Взыскания – может допускать нарушения дисциплины по различным причинам: загруженность, низкая мотивация к деятельности, асоциальные интересы, негативные личностные особенности, неправильная реакция на ИВР. Поощрения –не поощряетсяили поощряется редко. Заболеваемость высокая– сотрудник болеет часто, имеются проблемы связанные со здоровьем | |
Цель психолого-педагогического сопровождения | Профилактика и коррекция негативного влияния имеющихся факторов риска. Эти факторы могут быть связаны с ситуативной перегрузкой, недостаточной или деформированной мотивацией, низкой способностью к обучению или формированию профессионально одобряемого поведения, низкой подготовленностью к профессиональной деятельности, наличием негативных характерологических и типологических особенностей | |
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения | Требуется целенаправленная работа по коррекции негативных черт характера, развитию профессионально важных качеств, формированию культуры межличностного общения и поведения, привитию моральных норм сотрудника ОВД для профилактики реального срыва. При обращении с проблемами помогать их решать. Контроль над поведением, формирование самоконтроля. Помощь в решении проблемных ситуаций. Индивидуально-воспитательные мероприятия | |
Прогноз надежности служебной и профессиональной деятельности | Неоднозначный. Высокая вероятность срыва, может проявиться в низкой эффективности деятельности, низкой служебной дисциплине, конфликтности и сложности межличностных отношений, нервно-психических срывах (употребление алкоголя, ПАВ, азартные игры, агрессия или аутоагрессия, др.). Причина срыва может быть связана с перегрузкой, целенаправленным неподчинением, непониманием требований, несовпадением требований службы и свойств личности, темперамента, выработанных стереотипов поведения | |
Название группы | Г | |
Краткое описание | Группа сотрудников с признаками психологической дезадаптации. Возможна реализация угрозы отношениям в коллективе, здоровью, жизни сотрудника. Срыв может проявляться в несоблюдении дисциплины, в нарушении служебной деятельности, неадекватном поведении, связанном с психологическим состоянием (попытки суицидов, злоупотребление алкоголем, немедицинское потребление психоактивных веществ, и т.п.) | |
Критерии отнесения | Служебная нормативность неудовлетворительная– выполняет свои служебные задачи крайне неудовлетворительно, относится к ним недобросовестно, часто опаздывает, нарушает форму одежды. Социальная нормативность неудовлетворительная– систематически грубо нарушает общепринятые нормы поведения (часто злоупотребляет спиртными напитками, ПАВ, в коллективе является лидером с асоциальной направленностью и т.п.), проявляет низкие коммуникативные способности, конфликтует с коллегами, гражданами, руководством. Эмоциональная устойчивость неудовлетворительная – сотрудник систематически допускает эмоциональные срывы, даже в простых повседневных ситуациях, либо находится в состоянии хронического стресса, из которого самостоятельно выйти не может, требуется помощь психолога либо консультация психиатра. Дисциплина.Взыскания – неоднократные. Поощрения –отсутствуют. Заболеваемость очень высокая –сотрудник болеет часто и длительно, проблемы связанные со здоровьем серьезные | |
Цель психолого-педагогического сопровождения | Организация оказания специализированной помощи. Определение причин срыва, выбор и реализация первоочередных мер для предотвращения необратимых последствий нервно-психологической дезадаптации | |
Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения | Определить необходимость помощи и организовать ее оказание. Помогать решать проблемы, внимание к поведению, стремиться поощрять. Определить необходимость мер административного давления, при целенаправленном нарушении сотрудником норм служебной деятельности. Определить необходимость оказания сотруднику врачебной помощи и помочь организовать ее оказание | |
Прогноз надежности служебной и профессиональной деятельности | Неблагоприятный. При отсутствии внимания к данной категории сотрудников нельзя исключать развитие крайне неблагоприятных последствий. Срыв может привести к серьезным нарушениям служебной дисциплины и законности (злоупотребление алкоголем, ПАВ, азартные игры, агрессия или аутоагрессия, др.), проявлению психосоматических и других заболеваний | |
Группы психологического учета «В» и «Г» представляют собой группу углубленного психолого-педагогического внимания. Сотрудники, отнесенные к этой группе, находятся на отдельном учете у психолога органов внутренних дел (приложение 17). С ними регулярно проводится психодиагностическая, консультационная и психокоррекционная работа, что должно отражается в индивидуальном паспорте сотрудника и в журнале учета работы.
Индивидуальная работа психолога с сотрудниками группы углубленного психолого-педагогического внимания направлена на преодоление психологических трудностей, связанных с особенностями их личности, текущего психоэмоционального состояния, системы отношений в профессиональной среде. Для практического разрешения выделенных психологических трудностей сотрудников группы углубленного психолого-педагогического внимания психологу целесообразно использовать следующие формы работы: психологические практикумы по отработке психологических приемов эффективного решения оперативно-служебных задач; различные методы активного социально-психологического обучения, в том числе ролевые, коммуникативные, психорегулирующие тренинги.
Таким образом, целенаправленное, комплексное применение различных форм и методов психологического обеспечения деятельности сотрудников, требующих углубленного психолого-педагогического внимания, может повысить эффективность оперативно-служебной деятельности этих сотрудников и заложить основу их личностного и профессионального роста.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите факторы риска неэффективной, служебной деятельности сотрудников ОВД.
2. Чем регламентируется организация психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД - представителей групп риска.
3. Раскройте понятие «группа риска».
4. Какие категории лиц нуждаются в углубленном психолого-педагогического внимании?
5. Что такое суицидальное поведение?
6. Назовите факторы суицидального риска: социально-демографические, индивидуально-психологические, медицинские, природные.
7. Как строится психологическая работа по профилактике суицидов среди сотрудников органов внутренних дел?
8.