Психология больших социальных групп
Во всех отраслях человеческой деятельности только те направления достигают блестящего развития, которые находятся в живой связи с потребностями общества.
Н.Г. Чернышевский
Большие социальные группы — это общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями, но объединенные и сплоченные зачастую не меньше, а иногда даже сильнее и потому оказывающие существенное влияние на общественную жизнь.
Человек — общественное существо, его жизнь немыслима, невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений.
Ромен Роллан
Большие социальные группы обычно всегда имеют ярко выраженные особенности:
— они постоянно развиваются и совершенствуются;
— они имеют свои сугубо специфические интересы;
— они вырабатывают набор социальных норм для себя и для всех своих членов и требований к их представителям, регулирующих внутреннее и внешнее взаимодействие;
— они имеют свою сложившуюся и всеми средствами поддерживаемую в эффективном состоянии ролевую структуру.
Большие социальные группы многочисленны и разнообразны по своему происхождению и формам активности. Обычно различают классы, этносы (нации), политические и общественные организации, религиозные конфессии. Их называют организованными группами. Кроме того, считается, что могут существовать и неорганизованные группы. К ним обычно относят массовые движения, толпу и др.
Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
Л.Н. Толстой
Под классамив социальной психо логии обычно понимаются большие, организованные группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства (закрепляемому в праве собственности), по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов.)
Классы появляются на определенной ступени развития производительных сил, когда создается излишек продукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как результат развития производительных сил Их существование связано с исторически определенными способами производства
Классовые различия в обществе возникают на основе общественного разделения труда и появления частной собственности на средства производства и поэтому являются основными среди других различий между людьми Развитие научно-технической революции, государственно-монополистического капитализма привело к значительному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принадлежащих к одному и тому же классу.
Класс является одним из главных субъектов общественной психологии, и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, социальное взаимодействие и взаимоотношения, общение и настроения людей), которые должны учитываться в профессиональной деятельности
Для того чтобы научно обоснованно выявить социально-психологические характеристики классов и межклассовых слоев изучаемого общества, необходимо знать и различать: 1) детерминанты классовой психологии и 2) основу ее образования
Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социально-экономическое положение класса, его место в общественной системе, отношение к средствам производства, историческая роль, уровень его развития, социально-экономические отношения, составляющие существо данной формации, то основу образования психологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практической деятельности, отношения с другими классами и межклассовыми группами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объективные характеристики жизнедеятельности его представителей.
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления.
Потребности класса — это побудительные силы его активности и развития Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие Например, предпринимательская деятельность буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли.
Интересы класса — другая важнейшая его движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества Интересы могут различаться по степени зрелости, которая зависит главным образом от уровня развития объективных потребностей класса Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов или социальных групп Конфликт классовых интересов обычно приводит к возникновению классовой борьбы.
Ценности (ценностные ориентации) класса – это выработанные его общественным сознанием идеалы,
обусловленные характером собственности на средства производства Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности клас са Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых про ходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на дог мате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся за логом личного раскрепощения, единственным средством достижения благополучия и независимости для себя и своих потомков.
Ролевые представления класса — его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности
Нормы поведения класса — определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия
Традиции, обычаи и привычки класса — устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей.
Основными характеристиками психологии рабочего класса(индустриальных и сельскохозяйственных рабочих, средних и низших служащих) являются трудолюбие, меньшая удовлетворенность (по сравнению с другими классами и социальными группами) своим социальным и материальным положением, слабый социальный конформизм, сильная мировоззренческая ориентированность, способность, а очень часто и настойчивое стремление к массовому выражению своих социальных и имущественных настроений и переживаний, большая подверженность влиянию идеологической (информационной, культурной, национальной и националистической) пропаганды и агитации, большая изолированность от близкого общения с представителями других классов и социальных групп, высокая степень внутриклассовой организованности и сплоченности и др.
Следует иметь в виду, что существуют значительные психологические различия между индустриальными и сельскохозяйственными рабочими, которые обусловлены неодинаковыми условиями жизни в городе и в деревне Сельскохозяйственные рабочие в большей степени выдержанны, настойчивы, менее подвержены перепадам в настроениях и переживаниях и т. д.
Отличительными психологическими особенностями класса буржуазии(высшие и средние собственники, высшие наемные управляющие, представители власти, финансовые олигархи) выступают рациональный образ мышления и деловой этики, самоотдача и самоограничение в производственной деятельности, индивидуализм и себялюбие, ярко выраженная потребность выстоять в конкурентной борьбе, высокое стремление в получении максимальной производственной и финансовой прибыли, преданность своему делу, проявляющаяся в том числе и в непрерывной нацеленности на его расширение, постоянное вкладывание в производство все новых и новых денег, стремление укрепить, расширить и усовершенствовать его, завоевать новые рынки сбыта продукции, высокая деловая (а часто и межличностная) агрессивность, стремление сохранить себя в составе привилегированного класса и др.
Средним слоям населения (мел кой буржуазии и мелким собственникам, интеллигенции и административ ному персоналу), как правило, присущи следующие особенности психологии трудолюбие, преданность профессии и своему делу, высокая степень ответственности и чувства долга, высокий прагматизм и индивидуализм, компетентность и организационный талант, умение перспективно мыслить, наличие навыков эффективно организовывать свою деятельность и работу других людей, часто — присутствие ощущения неустойчивости (эфемерности) своего труда и своих усилии, периодическое присутствие чувства страха, бессилия, неспособности повлиять на ход событий и др.
Маргинальным слоям населения (безработным, нищим, бомжам) обычно присущи неверие в свои силы, убеждение в безысходности своего положения, моральная и духовная деградация, социальный страх и др.
Под этнической общностью обычно понимается совокупность людей, объединенных такими признаками, как единство исторического развития, территории, языка, культуры и психического склада. В основе существования этнической общности лежит осознание ею своей целостности, выражаемой понятием «Мы» по сравнению с понятием «Они».
Национальная психика— составная часть общественного сознания (общественной жизни) людей, его важнейшего компонента — общественной психологии. Она реальна, проявляется в поступках и поведении людей и их групп и опосредует все формы их сознания — политику, право, мораль, религию, науку, искусство и философию.
Этническая психология —это отрасль социальной психологии, изучающая национальную психику людей.
Объектом этнической психологии как науки выступают различные этнические общности.
Предметом этнической психологии являются особенности проявления национально-психологических явлений и процессов в различных этнических общностях.
Факторы формирования национальной психики людей — это все то, что обусловливает особенности ее возникновения и функционирования (см. 5.6).
Категориями этнической психологии выступают конкретные явления и процессы, которые она изучает.
Национальная психика проявляется по механизмам национальной установки и национального стереотипа.
Национально-психологические феномены имеют определенные свойства, отражающие специфику проявления их закономерностей. Это:
— способность детерминировать все другие психические явления (каждый представитель той или иной национальной общности мыслит, переживает, ведет себя, общается и действует так, как диктует ему его этническая среда и длительный национальный опыт развития);
— чрезвычайное многообразие (у каждой конкретной общности национальная специфика психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения имеют свои особые характеристики, что затрудняет их восприятие, изучение и осмысление);
— невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю (у представителей разных этнических общностей своя специфика проявления их психики);
— большие по сравнению с другими психологическими явлениями консервативность и устойчивость.
Важнейшие принципы изучения национально-психологических явлений: принцип учета исторических условий их развития; принцип их анализа в единстве с психикой классов, других социальных групп; принцип учета проявления их многообразия.
Национальная психика имеет свою структуру, которая включает в себя системообразующую и динамическую стороны
В системообразующую сторонувходят:
— национальное самосознание —осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных (государственных, межэтнических) отношений,
— национальный характер —исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности,
— национальный темперамент —специфические поведенческие характеристики людей,
— национальные чувства и настроения — эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям,
— национальные традиции и привычки — прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поколение правила, нормы и стереотипы действий, общения представителей конкретной этнической общности
Динамическая сторонапсихологии нации (национально-психологические особенности), в отличие от системообразующей позволяет точно определить и осмыслить специфику выражения и функционирования национально-психологических явлений.
Принято считать, что в структуру динамической стороны национальной психологии входят следующие национально-психологические особенности
— мотивационно-фоновые, которые характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей,
— интеллектуально-познавательные, определяющие своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов,
— эмоционально-волевые, обусловливающие функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности
— коммуникативно-поведенческие, охватывающие специфику информационного и межличностного взаимодействия, общения и взаимоотношений представителей конкретных народов.
Национальная психология представителей конкретных этнических общностей — результат длительного и специфического развития, в котором задействованы многие факторы.
Социально-политическое и экономическое развитиеявляется важнейшим из них. Под его влиянием формируется своеобразие всех основных характеристик национальной психики, поскольку последняя во многом зависит от производственных и общественных отношений, своеобразие проявления которых в каждом государстве накладывает особый отпечаток на развитие сознания представителей каждой этнической общности.
Историческое развитиеэтнической общности, по мнению многих ученых, — это те жесткие рамки многочисленных, но закономерных, временных, но качественных трансформаций жизни и особенностей психики ее представителей, внешние и внутренние атрибуты которых предопределяют своеобразие зарождения, функционирования и проявления национальной психики.
Возрастэтнической общности обычно свидетельствует о длительности формирования национальной психики людей, возможностях ее перспективного развития или деградации. Чем он больше, тем устойчивее и консервативнее проявления ее различных черт.