Движущие силы (факторы) психического развития

· источники психического развития

· противоречия психического развития

· механизмы психического развития

2. На основании анализа лекционных записей и материалов учебников подготовьте аналитическую таблицу «Сопоставительный анализ теорий психического развития и движущих сил психического развития» (18-19 в.в.), оставив место для дополнений.

Группа теорий Название теории Представители (фамилия, имя) Сущность теории психического развития Движущие силы психического развития
Биогенетические теории        
Социогенетические теории        

3. Подготовьтесь к ответу на вопросы:

· какими терминами из данной темы могут быть описаны закономерности (ключевые параметры) психического развития ребенка и особенности их проявления в образовательном процессе?

· какие пословицы и поговорки, отражающие житейское психологическое знание отражают сущность биогенетического и социогенетического подходов к развитию психики? Как объясняет движущие силы развития психики ребенка современная научная психология?

Задания для работы на практическом занятии:

1. Вставьте пропущенные слова в определения характеристик психического развития (по Л.С. Выготскому):

· неравномерность - …............. характер развития,

· гетерохронность - асинхронность, …........ во времени развития функций,

· неустойчивость - …................ в критические периоды,

· сензитивность - …............. функций к определенному периоду развития,

· кумулятивность - включенность результата ...... стадий в …................

· цикличность - …............

Список обязательной литературы:

1. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М, 2006.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.

4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М. 2007.

Список дополнительной литературы:

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / сост. В.С. Мухина. – М.: Академия, 2007.

2. Шаграева О.А. Детская психология. – М., 2001.

Задания и вопросы для самоконтроля:

Развитие — это:
а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции
б) закономерное изменение процессов во времени, выраженное в количественных качественных и структурных преобразованиях
в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта
г) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения  
Психическое развитие – это (выберите несколько вариантов ответа)
  а) количественное и качественное изменение психических процессов
  б) повторение основных этапов культурно-исторического развития человечества
  в) изменение личности
  г) созревание имеющихся способностей, склонностей
  д) закономерное изменение психических процессов во времени  
Изменение, выраженное в количественных и качественных преобразованиях психических процессов, называется…
а) эволюцией
б) соматогенным развитием
в) психическим развитием
г) возрастом  
Развитие, при котором изначально даны, закреплены, зафиксированы как стадии развития, так и конечный результат, называется:
  а) непреформированным
  б) революционным
  в) эволюционным
  г) преформированным  
Я утверждаю, что развитие психики ребенка представляет собой:
  а) непреформированный тип развития
  б) преформированный тип развития  
Психологическими критериями возрастного развития являются…
а) особенности познавательных процессов и развития личности
б) возможности нравственного, эстетического и трудового воспитания
в) деятельность нервной системы  
Изменения роста, веса, тела человека как индивида — это область развития ...
  а) психосоциальная
  б) психофизическая
  в) когнитивная
  г) все перечисленные  
Изменения в эмоциональной, мотивационной, волевой сфере и общении человека как личности — это область развития...
  а) психосоциальная
  б) психофизическая
  в) когнитивная
  г) все перечисленные  
Развитие способностей, познавательных процессов, интеллекта человека как субъекта деятельности — это область развития....
  а) психосоциальная
  б) психофизическая
  в) когнитивная
  г) все перечисленные  
К факторам, влияющим на психическое развитие, относятся…
  а) мыслительные операции, интеллект
  б) наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности
  в) самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых
  г) социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент  
Человеческий зародыш в своём развитии повторяет ход развития животных, а после рождения человек должен повторять ход развития человеческого общества – это…(несколько вариантов)
  а) постулат Л.С.Выготского
  б) биогенетический закон
  в) основной принцип биогенетических теорий
  г) идея Дж.Локка
  д) идея В Штерна  
…................ теория утверждает, что всё, что есть личностного в человеке, возникает в его жизни под влиянием социальных условий
  а) биогенетическая
  б) социогенетическая
  в) конвергенции двух факторов
  г) гуманистическая  
Представители социологического подхода к изучению психического являются…(варианты)
  а) А.Валлон
  б) Д.Б.Эльконин
  в) З.Фрейд
  г) Э.Дюркгейм
  д) К.Бюллер  
Авторами натуралистических концепций психического развития человека являются…(варианты)
  а) М.Мид
  б) В.Штерн
  в) Л.С.Выготский
  г) Д.Б.Эльконин
  д) А.Гезелл  
…. теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни
  а) конвергенции двух факторов
  б) биогенетическая
  в) Социогенетическая
  г) формирования  
Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния, согласно подходу к развитию…
  а) психогенетическому
  б) социогенетическому
  в) биогенетическому
  г) двухфакторному  
Воспроизведение процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида называется…
  а) рекапиуляцией
  б) адаптацией
  в) социализацией
  г) ресоциализацией  
Автором теории конвергенции двух факторов является…
  а) С. Холл
  б) Дж. Локк
  в) Р. Заззо
  г) В. Штерн
Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется…
  а) социализацией
  б) мировоззрением
  в) самоактуализацией
  г) социальной ситуацией развития  
Ключевой проблемой первых теорий психического развития явилась проблема…
  а) соотношения наследственности и среды в психическом развитии человека
  б) стадий интеллектуального развития человека
  в) роли сверстников в психическом развитии подростков
  г) соотношения внутренней (психической) и внешней (физической) активности человека

Практическое занятие 3 (4 часа)

Наши рекомендации