Нуждающихся в кризисном сопровождении
Наименование диагностического инструмента (методика) | Цель методики | Раннее детство (0-3 лет) | Дошкольный возраст (3-6/7 лет) | Младший школьный возраст (7/8-10/12 лет) | Подростковый возраст (12/13-15/16 лет) | Юношеский возраст (17-18 лет) |
I. Изучение семейной системы, эмоционального отношения ребенка к семье и ее членам | ||||||
Методика «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, Л.Корман, А.И. Захаров) | Позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье | - | + | + | + | + |
Методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). | Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье. | - | - | + | + | + |
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» | Позволяет оценить степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных ориентаций; предпочтений видов деятельности; личностных отношений и вариантов личностного развития. | - | + | + | - | - |
II. Изучение представления ребенка о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье | ||||||
Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка» | Дает ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье. | + | + | - | - | - |
Опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике О. И. Маткова) | Позволяет изучить мнение детей (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье. | - | - | + | + | - |
Опросник «Подростки о родителях» (ADOR/ПРО; адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана) | Изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте | - | - | - | + | + |
Данные методики изучают все три группы причин влияющих на неблагоприятную обстановку в семье:
1. Низкий социально-экономический статус - методика «Определение типа семьи» (Беляевой М.А.), методика определения уровня социальной напряженности.
2. Измененная структура семьи и модель общения - методика «Определение типа семьи» (Беляевой М.А.), «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего», метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР; Р.В.Овчарова), методика «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, Л.Корман, А.И. Захаров), методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г.), опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике О. И. Маткова), проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка». опросник «Подростки о родителях» (адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана), технологическая карта оценки функционального состояния семьи (Ресурсный Центр города Москвы и Московской области «Отрадное»).
3. Личностные особенности портрета родителей - метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР; Р.В.Овчарова), «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего», опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992; А. Басс и М. Перри).
Предложенные методики могут использовать социальные педагоги, специалисты по социальной работе, а также психологи. Важно отметить, что психологический инструментарий может проводить специалист с высшим профессиональным образованием прослушавший курс психологии, но обработку полученных данных должен проводить психолог (это касается методик экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР), опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992; А. Басс и М. Перри), методики «Рисунок семьи», методика «Семейная социограмма», , проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка», опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике О. И. Маткова), опросник «Подростки о родителях» (ADOR/ПРО; адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана)).
Специалисты, осуществляющие диагностическое обследование замещающей семьи, могут использовать два варианта диагностического инструментария для специалиста (ов):
1. Первый диагностический комплекс - методика «Определение типа семьи» (Беляевой М.А.), методика определения уровня социальной напряженности, методика «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего».
2. Второй диагностический комплекс - «Технологическая карта оценки функционального состояния семьи» (Ресурсный Центр города Москвы и Московской области «Отрадное», в адаптации ГБУ СОН СО «ЦСПСиД «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга»).
Оценка эффективности реализации стабильного сопровождения, осуществляется посредством составления один раз в год отчета для территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти свердловской области – управления социальной политики министерства социальной политики свердловской области о предоставленных социальных услугах и мероприятиях по социальному сопровождению, а также предоставление акта жилищно-бытовых условий гражданина. Данный отчет направляется в УСП вместе с анкетой получателя социального сопровождения.
При оценке семейной системы может быть принято решение о переводе семьи на кризисное сопровождение (на основании служебной записки специалиста, осуществляющего диагностику семейной ситуации, заявления гражданина о постановке на кризисное сопровождение, других документов субъектов профилактики).
Документальное сопровождение, осуществляемой работы:
1) личное дело семьи
2) договор о предоставлении социальных услуг,
3) индивидуальная программа,
4) акт выполненных работ,
5) лист планового наблюдения за семьей,
6) журнал патронажных выходов,
7) журнал учета услуг, оказанных удаленно (консультации по телефону и в сети Интернет),
8) журнал учета семей, попавших в кризисную ситуацию,
9) журнал учета работы с обращениями граждан и учета работы юрисконсульта.
10) иные документы учреждения, фиксирующие и подтверждающие выполнение услуг.
Состав личного дела семьи:заявление о предоставлении социального обслуживания с признанием гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, утвержденная УСП индивидуальная программа, акты жилищно-бытовых условий, копия свидетельства о рождении ребенка, приказ о создании замещающей семьи, договор о предоставлении социальных услуг, бланки диагностического обследования, результаты диагностического обследования (психологическое заключение), отчеты по работе с семьей с рекомендациями родителям и детям.
Материалы личного дела являются конфиденциальной информацией ограниченного доступа. Поэтому личные дела в рабочее и нерабочее время должны храниться в запирающихся шкафах, в сейфах или в несгораемых шкафах. Специалистам не разрешается при выходе из помещения оставлять какие-либо документы, содержащие персональные данные граждан, на рабочем столе или оставлять шкафы с документацией незапертыми. На рабочем столе работника всегда должен находиться только тот массив документов, с которым в настоящий момент он работает. Другие документы (дела, журналы и др.) должны находиться в запертом шкафу. Документы, приобщенные к личному делу, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.
Таблица 3