Коммуникативные умения и навыки менеджера сферы культуры как основа его профессиональной деятельности

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности является важным приоритетом профессиональной подготовки специалиста и определяется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения.

Слово коммуникация происходит от латинского слова communiqué«делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.

Коммуникация – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации.

Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, а также от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

«Коммуникация» и «информация» хотя и различные, но взаимосвязанные понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как передается. Для того, чтобы акт коммуникации состоялся, необходимо как минимум наличие двух людей. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников этого акта. Так, каждый из участников должен обладать способностью видеть, слышать, ощущать и т.д.

Эффективная коммуникации требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.

Руководитель на всех уровнях организации должен представлять потребности информации как собственные, так и своих начальников, коллег, подчиненных. Он должен оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Информационные потребности зависят от целей руководства, принимаемых им решений, оценки результатов его работы и его отдела, а регулирование информационных потоков в значимой мере облегчит процесс коммуникаций в организации.

Управленческие действия – еще один пример из числа действий руководителя для осуществления эффективного обмена информацией. Например, руководитель может проводить встречи с одним или несколькими подчиненными для рассмотрения текущих проблем, расстановки приоритетов, в некоторых организациях существует система коротких совещаний раз в неделю. Также сотрудники могут просить на встрече с руководителем или собирать совещание отделов. Планирование, реализация и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия для совершенствования коммуникаций.

Не стоит забывать о таком термине как «коммуникативный процесс». Часто руководитель не придает должного значения обмену, а это может вызвать некоторые проблемы, такие, как неправильное восприятие информации, ведь в ходе обмена обе стороны играют активную роль, и если управляющий описывает одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало обмена. А чтобы обмен информацией стал эффективным, подчиненный должен сообщить управляющему, как он понимает задачу и ожидания управляющего в отношении результатов его деятельности. И только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая воспринимает ее, происходит обмен информацией. А чтобы происходил этот обмен, следует уделять большое внимание коммуникативному процессу.

Коммуникативный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. Основной целью коммуникативного процесса является обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Но сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения между людьми, и это мы можем заметить не только в организации, но и в семье.

Итак, коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности – это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми на основе внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату, — все это включает в себя коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности.

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности представляет собой совокупность тех специальных коммуникативных знаний, навыков и умений, с помощью которых человек предотвращает возникновение психологических трудностей и прогнозирует результативность межличностного и делового профессионального взаимодействия.

Психолого-педагогическая литература все больше внимания уделяет вопросу свободного развития личности, ее нестандартному формированию, умению адаптироваться в различных культурных средах. Найти верную стратегию и тактику общения, осмысленно проникнуть в культуру собеседника, сохранив при этом свою самобытность, найти общий язык и ключ к решению проблемы может только человек, овладевший как элементами коммуникативности, так и достигший уровня развития более высокого порядка, использующий не метод «проб и ошибок», а опирающийся на определенную стратегию.

Особая роль в этом процессе отводится системе коммуникативной культуры, призванной дать ключевые представления и навыки, обеспечивающие социально приемлемый уровень межличностного взаимодействия.

Как мы знаем, менеджер социально-культурной сферы - это специалист управления учреждениями культуры и искусства, который должен обладать рядом следующих профессиональных качеств:

-хорошие организаторские способности;

-обладание высоким уровнем коммуникативной культуры;

-целеустремленность;

-пунктуальность;

-творческое воображение;

-настойчивость;

-умение управлять людьми.

Таким образом, коммуникативная культура – одно из главнейших профессиональных качеств управленца в сфере искусства. Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего мира и деловой среды позволяют говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности. Важно помнить, что коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности поддается развитию в процессе социально-психологического обучения.

В основе коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности лежит общая культура личности, которая представляет собой высокий уровень ее развития, выражающийся в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому в максимальной степени коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно – способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера.

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности обладает общими и специфическими признаками профессиональной культуры.

Ценностный характер коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности выражается в том, что базовыми в коммуникативной культуре являются гуманистические ценности. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости общения для субъекта. Само общение является для субъекта ценностью.

Исторический характер коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности выражается в том, что способы и формы общения, выражаясь в ходе исторического развития, закрепляются в обычаях, традициях, нравах.

Информативный аспект коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности позволяет рассматривать содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как систему, способствующую взаимопониманию и взаимодействию людей в процессе общения.

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности основана на умении ориентироваться в информационной структуре общества. Социально-психологическая информация представляется очень важной, передается при помощи языка этикета, использует стандарты общения, коды, знаки, символы.

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности – это прежде всего «культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность», которое в свою очередь «… проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и которое сочетается с быстротой установления контактов».

Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения, социальное родство – желание находится в обществе, альтруистические тенденции – эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

В общительности выражается потребность человека в контактах. Для общительного человека характерны легкость установления контактов, умение не теряться, стремиться к инициативе в общении, не оставаться в тени, при случае взять на себя роль лидера в группе.

Общительность предполагает умение слушать, высказываться к месту, поддерживать беседу и сменить тему, познакомиться и найти правильную форму обращения к другому человеку. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций. Общительные люди чаще экстравертированы, с подвижной нервной системой. Чертами, противоположными общительности, обладают интровертированные, замкнутые, застенчивые люди.

Контактность – важное личностное свойство менеджера социально-культурной деятельности, в котором заключены и коммуникативные способности и свойства личности, позволяющие реализовать эти способности. Контактность – это способность вступать в психологический контакт, формировать доверительные отношения в зоне взаимодействия, основанные на согласии и взаимном принятии, обеспеченная владением навыками и умениями общения и саморегуляции, а также благоприятствующими контакту свойствами личности.

Итак, коммуникативность или общительность – это способность к успешной групповой деятельности, способность к взаимопониманию.

Общительный человек обладает хорошо развитыми коммуникативными навыками, умеет больше давать, чем получать взамен, и «неранимый» в негативной ассиметричной ситуации, например, когда партнер дает меньше позитивных эмоций обратной связи.

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.

Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно – следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Древнегреческий философ Демокрит говорил о том, что «…воспитание развивает у молодого человека три дара: благостно мыслить, безупречно говорить, должное делать».

Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.

Сегодня четко очерчивается круг умений и навыков, необходимых для общения, они сводятся к умению понимать другого человека, для чего необходимо, прежде всего, знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр своей системы ценностные ориентации другого человека. Это сложное умение чувствования бытия другого человека, о котором писал В.А. Сухомлинский: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».

К коммуникативным навыкам, как к практическому применению коммуникативных знаний и умений, относят автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативной ситуации и определяющих успешность восприятия, понимания объективного мира и адекватного воздействия на него.

Менеджеру социально-культурной деятельности необходимо развивать следующие коммуникативные навыки:

- психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение;

- поддерживать общение, стимулировать активность партнера, психологически точно определять "точку" завершения общении;

- максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

- прогнозировать реакции партнеров на собственные действия, психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседника, овладевать и удерживать инициативу в общении;

- провоцировать "желательную реакцию" партнера по общению, формировать и "управлять" социально-психологическим настроением партнера по общению;

- преодолевать психологические барьеры в общении;

- снимать излишнее напряжение;

- психологически и физически "соответствовать" собеседнику;

- адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;

- мобилизовываться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Коммуникативная культура менеджера социально-культурной деятельности – условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности и цель профессионального самосовершенствования.

Таким образом, в основе коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры менеджера социально-культурной деятельности, но и экономической категорией.

Корректность — умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность — также одно из важных составляющих коммуникативной культуры менеджера социально-культурной деятельности. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений менеджера социально-культурной деятельности. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

Предупредительность — это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Эмпатия — умением видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Доброжелательность — уважение, симпатия, умение понимать людей, не одобряя их поступки, готовностью поддерживать других.

Аутентичность — способностью быть самим собой в контактах с другими людьми.

Конкретность — умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на вопросы.

Инициативность — способность «идти вперед», устанавливать контакты, готовностью браться за какие-то дела в ситуации, требующая активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

Непосредственность — умение говорить и действовать напрямую.

Открытость — готовность открывать другим свой внутренний мир и твердой убежденностью в том, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, искренность;

Восприимчивость — умение выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

Любознательность — исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самооценки.

Итак, коммуникативная культура – многогранная система, включающая в себя множество видов передачи информации в процессе общения.

Наши рекомендации