Цель и задачи курса
Оглавление
Предисловие | |
Цель и задачи курса Рекомендуемая литература | |
Тема 1. Менеджмент как вид деятельности и его методологические основы 1.1. Принципиальные изменения организации управления в России 1.2. Понятия и сущность менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как категория людей 1.3. Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления 1.4. Организация как объект управления в менеджменте. Внутренние переменные и внешняя среда организации 1.5. Функции менеджмента 1.6. Цели и задачи в системе современного менеджмента Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 2. Эволюция управленческой мысли и школы управления 2.1.Эволюция управленческой мысли. Исторические периоды развития науки и опыта управления 2.2.Школа научного управления 2.3.Административная (классическая) школа управления 2.4.Школа человеческих отношений 2.5.Эмпирическая (прагматическая) школа управления 2.6.Современные концепции менеджмента 2.7. Основные научные подходы в управлении Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 3. Коммуникации в обеспечении управления 3.1. Сущность и виды коммуникаций 3.2. Структура и процесс коммуникации 3.3. Типы и эффективность коммуникационных сетей 3.4. Коммуникационные стили 3.5. Невербальные коммуникации Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 4 Принятие управленческих решений 4.1. Сущность управленческого решения 4.2. Принципы, подходы, и влияющие факторы в принятии управленческого решения 4.3. Формирование и методы принятия решения 4.4. Реализация управленческих решений Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 5. Стратегическое и текущее планирование 5.1.Понятие «стратегический менеджмент» и сущность стратегического планирования. 5.2.Виды планирования. 5.3.Этапы стратегического цикла организации и этапы стратегического цикла Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 6. Организационная структура управления 6.1. Элементы и связи в структуре управления 6.2. Принципы формирования организационных структур управления 6.3. Требования и подходы к формированию организационных структур 6.4. Организационные структуры Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 7. Организация взаимодействия и полномочия. 7.1. Факторы взаимодействия субъектов предприятия. 7.2. Функциональный подход в организации взаимодействия 7.3. Компетентностный подход в организации взаимодействия 7.4. Делегирование полномочий. Интерес и ответственность в организации взаимодействия Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 8. Современные теории мотивации. 8.1. Потребностные и другие теории мотивации 8.2. Мотивация как функция менеджмента 8.3. Содержательные и процессуальные теории мотивации Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 9. Функция контроля в менеджменте 9.1. Содержание и элементы системы контроля 9.2. Основные задачи и подходы к организации контроля 9.3. Виды контроля и основные этапы процесса контроля. Модель процесса контроля. 9.4. Контроль в формировании поведения субъектов предприятия. Повышение эффективности системы контроля Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 10. Управление конфликтами 10.1. Понятие «конфликт». Природа конфликта, типы конфликтов. 10.2. Последствия и функции конфликта 10.3. Этапы развития конфликта 10.4. Методы разрешения конфликтов Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 11. Власть и авторитет менеджера. Лидерство и стиль руководства 11.1. Что такое власть? Основные требования к менеджеру 11.2.Власть и личное влияние, их формы. Понятие баланса власти 11.3. Способы управленческого влияния на подчиненных 11.4. Авторитет менеджера. Два источника авторитета 11.5. Лидерство и подходы к его формированию 11.6. Стиль и модели управления Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 12. Организационная культура 12.1. Концепция организационной культуры 12.2. Уровни организационной культуры 12.3. Подходы к измерению влияния организационной культуры 12.4. Управление формированием и развитием организационной культуры 12.5. Национальное в организационной культуре Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Тема 13. Управление трудовыми ресурсами 13.1. Общие концептуальные положения 13.2. Этапы управления персоналом предприятия 13.3. Развитие персонала 13.4. Управление персоналом Контрольные вопросы, задания для самоконтроля | |
Список рекомендуемой литературы Вопросы к зачету Вопросы к экзамену Контрольные работы | |
Тест для самоконтроля Ключи к тесту для самоконтроля | |
Глоссарий |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель этой книги – определить базовые положения менеджмента, наработанные многолетней отечественной и зарубежной практикой и наукой, которые могут обеспечить успешную деятельность уважаемого читателя в организациях, фирмах и компаниях. Приобретенные знания позволяет ему понимать объективную реальность социально-экономических процессов, а следовательно – принимать обоснованные целенаправленные решения.
Широкое понимание и признание менеджмента и как особого вида профессиональной деятельности, и как области знаний, и как определенной категории людей, и как процесса достижения производственных, экономических и социальных целей, и как науки, и как искусства обеспечивает ему обоснованную значимость самостоятельной базовой области знаний, в управлении организованными социально-экономическими системами – государственными предприятиями, акционерными обществами частными фирмами и их подразделениями.
К сожалению, как учебная дисциплина менеджмент не достаточно идентифицирован, не имеет четких границ, переплетается с другими дисциплинами (мини-, микро-, макроэкономикой, социологией, психологией, экономикой труда), создавая условия для искажения системы терминов, понятий, процессов, критериев, показателей.
При разработке данного учебного пособия сделана попытка структуризации курса, основываясь на внутренних связях и взаимозависимостях составляющих его разделов и тем. Теоретический материал в ряде случаев сопровождается практическими примерами, заимствованными из различных учебников и личных наблюдений производственной деятельности авторов.
Задача учебного пособия сводится к развитию у студентов понимания, знания и умения разработки и принятия конкретных управленческих решений в административной, производственной, проектной и научной деятельности, постановке целей и методов управления трудовыми коллективами , человеком и производством в современных условиях.
Изучение дисциплины позволит завтрашнему специалисту знать и использовать в практической деятельности:
методологию, этические и правовые правила и нормы, регулирующие поведение и деятельность человека в структуре организации и внешней среде;
современные теоретические и методологические концепции и подходы планирования, организации, мотивации и контроля, обеспечивающие эффективное операционное и стратегическое управление процессами и подразделениями;
основы организации взаимодействия субъектов социально-экономических отношений, обеспечивающего достижение конкурентных преимуществ фирме и его работникам на рынке продуктов, услуг и труда.
Для наиболее продуктивного освоения теоретических вопросов в книге использован обширный иллюстративный материал в виде графиков, матриц, таблиц, приведены высказывания зарубежных и отечественных исследователей по проблемам научного менеджмента.
Хочется надеяться, что представляемое учебное пособие поможет читателю в освоении курса «Основы менеджмента» и использовании изложенных материалов в практической деятельности.
Авторы будут благодарны читателям за отзывы о данном пособии и замечания, которые просят направлять по адресу: 454021 Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129 Челябинский государственный университет, кафедра «Менеджмент».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс «Основы менеджмента» является общим профессиональным курсом для студентов направления 08050062 «Менеджмент» и специальности 08050765 «Менеджмент организации». Цель курса – приобретение исходных базовых знаний о менеджменте как процессе управления людьми, его принципах и эффективности.
Конкретные задачи курса:
1. Ознакомиться с общими понятиями, сущностью и содержанием менеджмента.
2. Иметь представление об элементах организации, организационной структуре, принципах формирования организации как объекта управления.
3. Ознакомиться с основными функциями и технологиями менеджмента, применяемыми в организации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА