Основные направления психологической помощи заключенным

Психологическая помощь заключенным в первую очередь должна быть напраl3лена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек попадает в тюрьму надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, поэтому психологическое сопровождение процесса «привыкания» к условиям изоляции крайне важно, особенно в период следствия и суда, т. е. до вынесения приговора. В этот период заключенный находится в очень тяжелом состоянии: он неожиданно вырван из привычного мира и помещен в достаточно агрессивную среду. Он не знает своего будущего, того положения, в котором находится его уголовное дело (например, какими доказательствами его вины располагает следствие), он боится сказать лишнее слово и в то же время стремится выговориться, чтобы снять сильное эмоциональное напряжение. Это состояние может усугубляться переживанием совершенного преступления. К сожалению, психолог, работающий в местах лишения свободы, не может предоставить заключенному возможности выговориться в силу двойственности своего положения, поскольку в психологе заключенный всегда будет видеть представителя администрации. Таким образом, первым этапом работы психолога с заключенным является преодоление стресса, связанного с арестом и помещением в изолятор.

На первом этапе работы с заключенным, как и на всех последующих, на эффективность взаимодействия влияют два фактора, преодоление которых требует больших усилий. Во-первых, в силу низкого культурного уровня большинство заключенных объединяют понятия «психолог» и «психиатр». Так поступают многие люди и за пределами пенитенциарных заведений, но в этих условиях такое объединение понятий имеет обратный эффект. Заключенный считает, что психолог может помочь избежать наказания, связанного с лишением свободы, и, как только может, демонстрирует наличие психических отклонений. Во-вторых, психолог является представителем администрации учреждения и соответственно, доверительное общение с ним табуировано законами неформальной структуры заключенных.

На следующем этапе приоритетной становится собственно работа по адаптации осужденного к жизни в тюрьме. Большинство заключенных адаптируются к местам лишения свободы двумя путями: вживание в социум таких же, как и он, заключенных и установление каких-либо взаимоотношений с администрацией. Психологу в своей работе важно отследить возможные нарушения в этих двух направлениях. В случае преобладания первого пути адаптации, т. е. если человек стремится во что бы то ни стало занять «хорошее» место в уголовной иерархии, формируется тип отрицательно настроенного заключенного. Такой человек впоследствии будет открыто конфликтовать с администрацией, любой ценой стараясь поддержать свой статус в социуме. Его задача - как можно сильнее сузить круг контактов с персоналом учреждения. Преобладание второго пути может сформировать тип так называемого «стукача», т. е. человека, сотрудничающего с администрацией. Как правило, в среде заключенных - это первые кандидаты на применение к ним физической силы, так называемая «группа риска».

Финская исследовательница С. Ярвинен изучила стратегии выживания молодых заключенных. На основе своего исследования она сделала вывод, что формы приспособления к изоляции у них скорее активные, чем пассивные. Центральным местом в их адаптации является усвоение социальной роли заключенного, что является активным методом сохранения чувства собственного достоинства в репрессивном окружении. Заключенный словно говорит: «Я играю по правилам. Я такой, каким я должен быть исходя из моего положения. Эта роль помогает сохранить свою личность в тюрьме, но с окончанием заключения переносится на свободу. А там такая социальная роль является признаком дезадаптации.

Не меньшее значение для заключенных имеет работа, направленная на их ресоциализацию. Если ограничить работу психолога только вопросами адаптации человека к тюрьме, то ее результатом станет деформация социальных установок личности: адаптированный к тюремному социуму человек является чаще всего неадаптированным в нормальном обществе. Ресоциализация заключенного должна вестись параллельно с адаптацией его к тюрьме.

Адаптация к тюрьме и ресоциализация заключенного - это два основных направления, в которых психологу придется действовать постоянно, на протяжении всего срока изоляции осужденного. Первое направление включает в себя работу с эмоциональным состоянием человека, находящимся под следствием или уже после вынесения приговора. Тем более что в следственных изоляторах условия содержания намного тяжелее, чем в колониях общего и даже строго режимов, приближаясь по своей тяжести к тюрьмам и колониям усиленного и особого режимов. К сожалению, еще являясь формально невиновным, заключенный начинает нести наказание, порой превышающее меру ответственности за совершенное им преступление.

Другая важная задача - это профилактика конфликтов в сообществе заключенных. Если взять за основу классификацию стратегий поведения человека в конфликте, предложенную К. Томасом, то в местах лишения свободы используются, как правило, два - соперничество и приспособление.

Соперничество (соревнование), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах у таких заключенных, которые имеют высокий статус в уголовной иерархии, обеспечивающий моральную, материальную и... физическую поддержку уровня их притязаний. Соперничество выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Большинство же остальных заключенных в конфликтах используют стратегию избегания, для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

Третий важный момент работы психолога с заключенным - это формирование у него адекватного восприятия власти. Человек, по решению власти лишенный свободы, естественно, будет воспринимать эту власть как враждебную. При этом он будет стараться преуменьшить значение своего преступления, его последствия или же показать себя в роли Робина Гуда, защищавшего несчастных, обиженных этой властью. Такое восприятие власти существенно ограничивает возможности самого заключенного, особенно в плане облегчения условий содержания, упрочения связей с семьей, досрочного освобождения, а также адаптации в нормальном обществе после освобождения. Собственно, первым и наиболее важным этапом ресоциализации заключенного является признанием им своей ответственности за нынешнее положение вещей.

Большое значение в структуре психологической помощи заключенному имеет метод, который психолог выбирает для работы. Наиболее оптимальными для работы оказываются те методы, суть которых достаточно понятна для клиентов, которые невозможно использовать в качестве «доказательств его вины». Они должны быть уверены в том, что все, что они скажут или сделают, не будет использовано против них. Поэтому малоэффективными оказываются психодиагностические методы, в которых вопросы задаются, что называется, «в лоб». Как правило, наибольший эффект имеет сочетание диагностических и коррекционных методов.

Один из наиболее эффективных методов работы с заключенными - это арттерапия. В отличие от методов, основанных на вербальной коммуникации, арт-терапия обладает тем преимуществом, что ее можно использовать с контингентом практически любого уровня. К тому же она позволяет исследователю проводить диагностику не только актуального состояния человека, но и истории его развития. В Великобритании методы арт-терапии активно используются в психотерапевтической работе с правонарушителями.

Достаточно эффективны в работе с заключенными такие разделы арт-терапии, как:

библиотерапия (естественно, с людьми, имеющими определенный интеллектуальный уровень);

музыкотерапия;

сказкотерапия;

кинотерапия;

песочная терапия.

Единственный барьер, который возникает при арт-терапевтической работе, это несерьезное отношение со стороны клиента к этому, но преодоление этого барьера целиком зависит от компетентности психолога.

Также эффективный способ снятия эмоционального напряжения для заключенных - обучение их системам нервно-мышечной релаксации, но в этом случае важна значительная предварительная подготовка, так как характерный для большинства заключенных сверхконтроль над своим поведением и своими эмоциями не позволяет им эффективно расслабляться и снимать избыточное нервно-психическое напряжение. К тому же среди контингента мест лишения свободы достаточно большое количество лиц, имеющих психопатии эпилептоидного круга, эпилептоидную акцентуацию характера, а также страдающих эпилепсией. На таких клиентов аутогенная тренировка, сеансы релаксации практически не действуют.

В организации психологической помощи заключенным надо учитывать такой важный аспект их положения, как постоянная публичность, невозможность побыть одному, уйти от неприятного человека. В связи с этим привычные групповые формы работы с заключенными оказываются малоэффективными. Участники тренинговых и терапевтических групп боятся, особенно на первых этапах работы группы, раскрываться перед другими участниками, так как впоследствии они не расходятся в разные стороны, а оказываются на долгие годы вместе в одной камере или одном отряде. Со стороны «воровских авторитетов» осуществляется постоянное давление на участников групп с целью выяснения того, что там происходит. То есть не выполняется главное условие, необходимое для эффективной работы группы, - ее конфиденциальность.

Тем не менее, отказываться от групповой работы не стоит. Имеются данные, что методы групповой психотерапии способствуют изменению психологической атмосферы в учреждении и уменьшению числа нарушений режима. По данным Национального института уголовной юстиции США, психотерапевтические методы применяются в 80% исправительных учреждений США. Эффективно используются методы групповой психотерапии в пенитенциарных заведениях Англии, Германии и Франции. Мало того, например, Р. Мартинсон вообще отвергает идею, что методами индивидуальной психотерапии можно было бы значительно повлиять на снижение преступности, так как он считал, что большинство преступников являются нормальными личностями и само преступление является нормой в обществе.

Важным фактором является и мотивация заключенного, обращающегося к психологу за помощью. Естественно, что в силу низких интеллектуальных способностей большинства клиентов запрос на работу им сформулировать крайне трудно. К тому же у них нет навыков проговаривания своих чувств и эмоций, а небогатый словарный запас делает невозможным для многих из них различение нюансов своего состояния. Как правило, в описании своего состояния большинство клиентов дальше слов «крыша поехала» не идут. В связи с этим психолог вынужден постоянно переформулировать запрос на работу уже в процессе самой работы. Ведь в ответ на подобный запрос легко можно предположить, что клиенту лучше было бы обратиться к психиатру.

В мотивации заключенных можно выявить как положительные, способствующие эффективной совместной работе с психологом, так и отрицательные, требующие преодоления побудительные причины.

К первым относятся такие мотивы, как осознание наличия серьезных личных проблем и стремление к их разрешению с помощью специалиста, плохое самочувствие, стремление подготовиться к жизни в условиях колонии или после освобождения.

Ко вторым можно отнести в первую очередь стремление разнообразить тюремную жизнь, стремление получить определенные льготы, особенно досрочное освобождение, а также принуждение со стороны администрации.

Прежде чем переходить к основной работе, важно сформировать у клиента адекватную мотивацию. В противном случае заключенный будет рассматривать психолога как своего сторонника среди администрации, что чревато попытками втянуть его в незаконные взаимоотношения, либо как очередного «мента», который пытается поймать его на чем-либо запрещенном.

Таким образом, психологическая помощь заключенным направлена на изменение поведения человека и его ресоциализацию. Задача психолога в тюрьме противоречива: адаптировав человека к условиям социальной изоляции, подготовить его к жизни - на свободе.

Заключение

Для изменения ситуации с правами человека в пенитенциарных учреждениях, по нашему мнению, необходимо, прежде всего:

1. На уровне законодателя предоставить Общественным наблюдательным комиссиям право на внезапное посещение Следственных изоляторов и пенитенциарных учреждений, право на конфиденциальную (вне зоны слышимости) беседу с осужденными.

2. При проведении проверок и служебных расследований по фактам членовредительства осужденных, а также по. другим акциям неповиновения, включать в составы комиссий представителей ОНК, как независимых от УК УИС и Министерства юстиции представителей гражданского общества.

3. Необходимо принимать меры к тому, чтобы все заключенные могли заниматься различными целенаправленными видами деятельности, которые позволят придать смысл жизни в период заключения. Необходимы усилия для создания производственной базы, вовлечения всех заключенных, желающих работать, в работу, профессионально-техническое обучение и образовательный процесс.

4. Необходимо снять все не имеющие разумных объяснений ограничения (количество посылок, передач, количество свиданий, в т. ч. не только с близкими родственниками), поощрять любые контакты и поддержание связей осужденных с семьями и родственниками.

Список литературы

1. М.В.Фирсов Теория социальной работы. – Москва, Академический проект, 2005

2. Технологии социальной роботы в различных сферах жизнедеятельности. Под общей редакцией профессора П.Д.Павленка. - Москва, 2005

3. П.Д.Павленок Теория, история и методика социальной работы. – Москва, 2006

4. Психология социальной работы. Под редакцией М.А.Гулиной. – Питер, 2002

5. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан. – Алматы, 2007

6. Информационный бюллетень уполномоченного по правам человека. – Выпуск №2, 2002

7. Информационный бюллетень уполномоченного по правам человека. – Выпуск №3(8), 2006

8. Информационный бюллетень уполномоченного по правам человека. – Выпуск №3(9), 2007

9. Баграева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация. – Москва, 2001

10. Социальная работа с осужденными. Под редакцией М.А. Галагузовой, В.И.Жукова. – Москва: Издательство МГСУ, 2003

11. Бабушкин А.В. Основы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. – Москва, 1996

Наши рекомендации