Сабианские символы, их происхождение и внутренняя структура
История того, как были получены сабианские символы, являет удивительное сочетание произвольного выбора и последующего структурного порядка. Фактическая история визуализации символов ясновидящей женщиной Элизой Уилер и их записи Марком Эдмундом Джонсом, хотя и не описана в книге "Сабианские символы в астрологии", но более или мене известна (Примечание автора: После написания этой главы я наткнулся на опубликованное письмо М.Джонса, в котором он рассказывает, что привело к возникновению сабианских символов и описывает их получение. Это письмо публикуется в приложении к этой книге).
Я не знаю точной даты этого события, которое происходило в 1925 году в большом парке в г. Сан Диего (Калифорния). Действующими лицами (по крайней мере, на физическом плане) были мисс Уилер и М. Джонс. Я посетил мисс Уилер в 1936 году в ее доме в Сан Диего, когда она уже была прикована к своему креслу артритом. Это очаровательная женщина была ясновидящей, медиумом, обладающей примечательной способностью "видеть" символы; благодаря этому таланту она могла оказывать помощь тем, кто к ней приходил. Этой способностью обладают многие ясновидящие, но у нее проявлялась она в выдающейся степени.
Утром некоего дня Марк Джонс привез мисс Уилер на своей машине в парк Сан Диего и они расположились в тихом месте. У него была колода - 360 маленьких библиотечных карточек, чистых, за исключением того, что наверху каждой из них мелко, едва видно был указан зодиакальный знак и градус. Марк Джонс тщательно перемешал карточки и продолжал их тщательно перемешивать во все время действия. Он начал вынимать карточки по одной, не глядя на пометки, так что ни он, ни мисс Уилер не могли знать, какой знак и градус помечены в карточке, и спрашивал мисс Уилер, что она видит. В ее внутреннем видении немедленно возникала сцена. Она быстро описывала ее, а М. Джонс записывал ручкой то, что она говорила. Эти записи точно воспроизведены в его книге. Я видел эту колоду карточек в 1936 году, когда работал над главой о сабианских символах в "Астрологии личности".
Процедура была совершенно произвольной (алеаторической) для нормального сознания ее участников; удивительно, что 300 символов
были получены за несколько утренних и несколько послеобеденных часов. Я не знаю точно, за какое время, но если предположить за восемь часов в целом, то оказывается, что за час визуализировалось 45 символов, по полторы минуты на каждый. При этой произвольности порядка и фантастической скорости в результате был получен ряд символов, который, как показало тщательное изучение, обладает определенной и весьма сложной внутренней структурой. Нет сомнения, что действовало некоторое "сознание" - вопрос, какое и чье, индивидуальное или коллективное. Марк Джонс связывает его с оккультным Братством, по-видимому, существовавшим в древней Месопотамии (откуда и наименование "Сабианская ассамблея", которое ин дал группе учеников, ведомых им в течение около полувека).
Как бы ни были получены эти символы, недостаточно сказать просто, что они "работают". Нужно понять природу их значимости, понять, что означает их существование и характер. Можно говорить об инспи-ра1щи древним Братством или участием к работе оккультного партнера, однако очевидно, что сцены и образы, визуализированные Элси Уилер имеют совершенно современный характер, более того, во многих случаях - чисто американский. Он содержат "реалии" (в культурологическом смысле термина - перев.), которые даже европейцу того времени нелегко понять. Они принадлежат коллективному сознанию средне образованного американца. Мы сталкиваемся с несколькими антиномиями:
случайность и внутренняя структура, чисто американское мышление (или мышлений, если считать М.Джонса соучастником действия) и утверждение об архаическом оккультном источнике инспирации. Такие дуалистические ситуации встречаются в оккультной и спиритуалистической практике, поскольку сочетание и взаимодействие крайностей способствует трансформации сознания. В этом смысле полярная противоположность в высшей степени интеллектуализированного и абстрактного ума М.Джонса, близкого средневековой схоластике, и медиумичной ментальности принадлежавшей к так называемому "среднему классу" мисс Уилер, также создавала своего рода диалектический процесс. Оккультное соединилось в символах с "общеизвестным", - иная формулировка этой мысли, - что эти символы можно понимать на двух уровнях: архетипически-структурном и экзистенциальном. Символические образы или сцены экзистенциальны и соотносимы с обычным опытом и фантазиями коллективного американского сознания; но через обыденное и коллективное можно добраться до архетипического уровня, на котором имеется циклическая последовательность фаз, каждая из которых актуализирует специфическое качество бытия и наделена структурным значением благодаря своему месту и функции в цикле как целом, Эоне.
"Эоническое" сознание - это такое сознание, которое может воспринять сразу и как целое полный цикл существования, в котором каждая фаза структурного процесса на споем месте наделена судьбой (дхармой) для актуализации одной из огромного множества внутренних потенциальностей. Эон - это цикл-как-целое, с точки зрения интегрирующей силы и сознания. Эон индивидуальной человеческой жизни простирается
от рождения до смерти; с точки зрения сознания, он может быть назван "душой" этого человека. Как источник силы, как "тон", сохраняющий от альфы до омеги неизменными состояния жизненного цикла. Эон -это то, что я назвал "самостью" индивидуального человека.
Ряд символов, подобный сабианским, или И.Цзину, или Таро, требует интеграции архетипического и индивидуального посредством символического образа, сцены или фазы, в которой эти два мира находятся в слиянии и взаимопроникновении. В итоге, следовательно, создание значимых символов должно осуществлять это взаимопроникновение, именно это осуществляли участники сцены в парке Сан Диего, - два видимых и невидимое Присутствие. В этом смысле можно назвать эту сцену "ритуалистической": она сконцентрировала Значение архетипического и циклического характера, в поляризованных современных умах.
Остается, однако, проблема интерпретации продуктов этой концентрации. Идеальная интерпретация должна обнаружить существование всех факторов, подразумеваемых в символе, и сформулировать подразумеваемое таким образом, чтобы было возможно наиболее широкое применение к ситуациям, возможным на нынешней стадии эволюции и истории. Это почти невозможная задача, поскольку число уровней, на которых возможна интерпретация, соответствует числу уровней, на которых действует сознание людей, в особенности в нашем нынешнем хаотическом и индивидуалистическом обществе. Можно лишь пытаться давать формулировки, которые бы объединяли возможности боле частных интерпретаций. Существенным требованием остается, однако, то, что интерпретации должны сочетать структурный и экзистенциальный подходы.
Символ имеет значение, поскольку это сложное переплетение факторов, каждый из которых потенциально значим в своей эвристической и символической функции. Символ - это целостность значения, но вместе с тем его значение существует только в отношении к значениям остальных образов - в особенности ближайших предыдущих и последующих, а также находящихся в отношениях оппозиции и квадрата. Холистический подход предполагает, вместе с тем, точный анализ всех значимых моментов символа. Более того, в идеале интерпретация не должна основываться на слишком специализированном философском, культурологическом или социологическом рассмотрении, кроме того, интерпретация должна соответствовать эмоциональной реакции на образ или сцену.
Как отмечает Джонс, среди сабианских символов лишь немногие неопределенные, если же рассматривать их как фазы циклического процесса, а не изолированные образы, то есть когда интерпретация учитывает последующие и предыдущие символы в пятеричной последовательности, а также и более широкие отношения - неопределенность, как правило, исчезает.
Мне не хотелось бы обсуждать опубликованные интерпретации сабианских символов. Ни одна не кажется мне вполне адекватной, а многие по крайней мере частично отягощены привлечением соображений, посторонних по отношению к самому символическому ряду; не сомневаюсь,
что такой же критике будет подвергнут подход, излагаемый в этой книге. Возможны различные подходы и разные уровни интерпретации, я указываю в основном на интерпретации, связанные с использование этого ряда символов в предсказаниях; я также хочу показать сопоставимость сабианских символов с И.Дзином и другими циклическими рядами символов.
Внутренняя структура сабианского ряда будет рассмотрена в третьей части, после того, как читатель уже познакомится с самими образами. Но чтобы избежать поверхностной и атомистической интерпретации, нужно дать хотя бы общее представление о структурных отношениях между индивидуальными символами, а также о подразделении круга на различные паттерны. Этот процесс во многих отношениях следует обычной астрологической практике, но имеет совершенно иные цели и иное значение. Как уже говорилось, сабианские символы не ограничивают свое значение градусами зодиака. Они относятся к разделению любого циклического жизненного процесса на 360 фаз; по этой причине я подчеркиваю номер фазы в большей степени, чем градус зодиакального знака, для обозначения номера символа. Необходимо иметь в виду, что мы имеем дело с жизненным процессом, можно сказать, - космическим процессом, - в любом случае, это разделенный на ступени процесс актуализации новых потенциальностей. Но разделение на ступени не следует понимать как "одномерность" процесса. Он многогранен, в том смысле, что имеет много "измерений", поскольку включает актуализацию потенциальностей по крайней мере на трех уровнях. Не следует ожидать, что последовательность символов обрисует прямую линию прогресса. Эго прогрессия, продвижение, но в пределах нескольких определенных структурных полей деятельности.
Прежде всего, любой жизненный цикл разделяется по существу на два полуцикла, подобно тому, как солнечно-лунный цикл разделен на волны "возрастания" и "убывания". Можно употреблять различные слова, характеризуя эти две половины. В солнечно-лунном цикле (заметим, что он касается не Луны, как таковой, а изменяющегося отношения между Солнцем и Луной, как оно воспринимается земным наблюдателем) можно говорить о полуциклах "действия" и "сознания" (см. Дейн Редиер. Циклы Лунации, 1970). В первом периоде конкретные формы энергии, высвобожденные в новолунии последовательно выстраиваются (если только весь цикл не оказывается негативным, так что высвобожденные энергии неэффективны); во втором периоде способность к действию постепенно убывает, но с другой стороны, энергия фокусируется (после полнолуния) на уровне сознания и становится продуктивной, т.е. оказывается на службе у ментальных форм (в том числе идеологических систем и социокультурных институтов).
В годичном цикле период от весны до осени характеризуется усилением, направленным на формирование живых организмов или - на человеческом уровне - индивидуализированных личностей. Единая Жизнь дифференцируется и проявляется через множество живых организмов, каждый из которых составляет целое, т.е. структурированное поле взаимосвязанных и взаимозависимых деятельностей. Единое стремится
стать многим - множеством отдельных "единств", которые по меньшей мере отражают фундаментальную целостность универсального Целого.
После переходного периода приспособления Многое стремится собраться вместе ради установления большего целого, большего организма. За фазой Дифференциации следует фаза Интеграции. Весенне-летняя половина годичного ц:икла характеризуется тенденцией к коллективизации. Каждый из полуциклов имеет свою кульминацию, момент наибольшей интенсивности - триумф - в точках солнцестояния. Таким образом, великая ритуальная драма года может быть разделена на четыре Акта. Я назвал их четырьмя ключевыми словами: Дифференциация, Стабилизация, Групповая Интеграция, капитализация. Это не просто четыре времени года, - весна, лето, осень и зима, - но, более общее, четыре основных периода в любом цикле космического проявления, будь то микро- или макрокосм, поскольку все конкретные физические проявления соответствуют этому четверичному ритму. Мы увидим, что сабианские символы 1, 91,181 и 271 фаз (т.е. 1° Овна, 1° Рака, 1° Весов и 1° Козерога) образуют характерную и важную последовательность.
Следующий по важности - шестеричный паттерн циклического развертывания; числа 6 ил 60 были весьма важными в древней астрологии, особенно халдейской. Тот факт, что в окружность можно вписать шесть соприкасающихся равных мелких окружностей с седьмой такой же посередине, получил большое значение в геометрическом символизме. Его можно считать по крайней мере одним из оснований разделения окружности (и, следовательно, зодиакальной астрологии) на 360 градусов, т.е. 6 раз по 60, а также того, что в нумерологии подчеркивается число 7, связываемое с завершением процесса, и с "зерном" его; это одновременно и завершение и пренатальное основание нового цикла (см. Радиер, Астрология личности, изд. 1936 г., с.230).
Разделяя зодиакальный круг, т.е. орбиту Земли, на шесть сегментов, мы характеризуем шесть основных типов поляризации центральной силы Солнца, источника всех энергий, действующих на планете. Каждая поляризация образует пару мужского и женского, т.е. сизигию. Таким образом зодиак разделяется на чередующиеся "мужские" и "женские" знаки:
Овен (Телец, Близнецы) Рак и т.д. В третьей части мы увидим, что эти пары могут быть соотнесены с шестью великими силами (или "шакти" индуистской оккультной философии).
Число пять занимает важное место не только в символизме, но и в структуре живых организмов, в противоположность неживым материальным символам. При подразделении циклического процесса число пять можно использовать двумя способами: весь процесс может быть разделен на 5 сегментов, по 72 градуса, что дает вписывание пятиконечной звезды в круг; еще важнее для интерпретации вторая возможность, состоящая в обнаружении того, что каждая последовательность пяти градусов имеет в некоторых отношениях аналогичную структуру, представляя архетипически пять шагов, пять стадий развития. Эти пять стадий могут рассматриваться последовательно на трех основных уровнях человеческой деятельности и человеческого опыта: уровне 0 В итоге
мы имеем диалектический процесс, в котором последовательность тезиса, антитезиса и синтез (широко известная в западной философии после Гегеля и Маркса) развертывается, накладываясь на пятеричный ритм. Эта пятитактовая диалектическая последовательность рассматривалась в восточных системах, в частности, в Дзен.
Пентаритмичесий (пятитактовый) процесс, действующий последовательно на трех уровнях дает последовательность 15 фаз. Полный цикл содержит 24 таких последовательности, что вызывает ассоциацию с 24 часами в сутках. Дет, может быть разделен на четыре периода - от восхода до полудня, от полудня до заката, от заката до полуночи и от полуночи до восхода. В упоминавшейся книге "Колесо значения" я назвал эти четыре периода "Страхами"'. Однако, по Сирии Фаган, этот термин означал архаическое разделение астрологических суток на восемь частей (восемь "страх"), соответствующих современным двенадцати "домам" астрологической карты, но расположенных в противоположном (по часовой стрелке) направлении Oтчасти по этой причине я теперь употребляю термин "Акт".
Каждый Акт содержит четыре Сцены или четыре часа: получается общее число 24. Священное Писание говорит о 24 старцах, окружающих Бога. Марк Джонс в своем мимеографированном курсе употреблял термин "пролет" (или "'перегон", и я придерживался его в "Астрологии личности"). Сам термин не так уж важен, селя мы относим его к одному и тому же. Подчеркивая сейчас аспект космического процесса, мы можем говорить о ритуальной драме в четырех Актах и 24 Сценах. Как бы ни подразделять этот космически процесс, в своей сущности он останется ритуальным; в действительности жизнь есть ритуал, символическое представление для индивидуума, который интуитивно "видит" себя участником универсального процесса актуализации потенциальностей, содержащихся в Творческом Слове, которое "было в начале". Логосе.
Я употребил термин "актор" (деятель и актep - перев.); на определенной стадии человеческого развития "актор" становится "агентом", поскольку начинает осознавать, что через него происходит концентрация целей вселенной в соответствии с временем и местом его жизненной игры. Его эго становится кристаллической линзой, через которую "Божья воля" концентрируется в индивидуализированные действия. Он не думает. Единый Ум думает его. Его жизнь становится "священной", потому что она уже не "его": а действие Целого через пространство его целостного организма, в ритме, определимом планетарным процессом.