Характер и учет его особенностей в управлении персоналом
Характер представляет собой совокупность сравнительно постоянных ярко выраженных установок (психологических черт), определяющих предрасположенность человека к тем или иным действиям, оценкам, ориентации, типичные индивидуальные особенности поведения, отношение к окружающим, себе, делу, существующим требованиям.
Со временем установки, лежащие в основе характера, изменяются, потому что людям приходится использовать их для стабилизации внешнего и внутреннего мира, например, путем оправдания своего поведения и преодоления постоянно возникающих противоречий:
¨ между знаниями новыми и прежними;
¨ несовместимыми убеждениями.
Характер формируется под влиянием естественных (ум, активность, эмоциональность, уравновешенность или неуравновешенность поведения, так называемые первичность и вторичность) и социальных факторов (жизненных обстоятельств, условий трудовой деятельности и проч.). Первые придают ему постоянство, а вторые ¾ изменчивость, поэтому он в целом динамичен.
К чертам характера относят отзывчивость, откровенность, недоверчивость, требовательность, трудолюбие, аккуратность, небрежность, осторожность, хитрость, честность и проч.
Рассмотрим составляющие характера более подробно.
Эмоциональность отражает субъективнуючувственную реакцию человека на внешние и внутренние раздражители, подверженность его душевного состояния их влиянию. Она проявляется в виде переживания, значимости, смысла ситуации и по интенсивности бывает высокой или низкой.
Внешне эмоциональность выражается в положительных (радость, удовольствие) или отрицательных (страх, ненависть) эмоциях. Первые вызывают у субъекта стремление продлить действие соответствующего раздражителя, а вторые ¾ избежать его. Это дает возможность управлять поведением людей.
Устойчивые и продолжительные эмоции называются чувствами. Чувства, например преданность организации, можно в определенной степени формировать и направлять их с помощью поведения персонала в нужную сторону.
Другим элементом характера является активность, т. е. потребность в деятельности, способной производить значимые преобразования. Активность, проявляющаяся в динамике поведения людей, также может быть высокой или низкой. Высокая активность полезна для организации, поскольку способствует росту результативности. Однако она требует постоянного контроля, ибо, перейдя некий предел, становится разрушительной.
С точки зрения внутреннего отношения к результатам своих действий, людей можно разделить на интерналов, экстерналов и представителей промежуточного типа.
Интерналы считают, что все происходящее с ними ¾ следствие их личных усилий. Они уверены в себе, последовательны, настойчивы, уравновешенны, общительны.
Экстерналы возлагают ответственность за судьбу на обстановку, стечение обстоятельств, неуравновешенны, не уверены в себе, иногда агрессивны.
Представители промежуточного типа приписывают успехи собственной активности, а вину за неудачи возлагают на стечение обстоятельств.
Наконец, третьим элементом характера является свойство первичности или вторичности, которые показывают, насколько долго человек способен ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. В их основе лежат такие особенности нервной деятельности человека, как сила, уравновешенность и подвижность.
Сила проявляется в возможности субъекта сохранять нормальную работоспособность в условиях значительного колебания нервных и эмоциональных нагрузок.
Уравновешенность ¾ неизменность поведения при этом (в случае неуравновешенности будет преобладать нервное возбуждение; наоборот ¾ заторможенность).
Подвижность выражается в быстроте перехода от одного вида деятельности к другому, в умении легко приспосабливаться к смене ситуации.
Лица с первичными свойствами обладают большой подвижностью, но невысокой силой и уравновешенностью. Они быстро ориентируются в новой обстановке, легко меняют виды деятельности, хорошо к ней адаптируются, однако склонны к авантюрам, не уверены в себе, не способны к длительной или рутинной работе.
Люди, имеющие вторичные черты, наоборот, уверены в себе, слабо подвержены чужому влиянию, сильны и уравновешенны, но малоподвижны, с трудом приспосабливаются к новому. Они работоспособны, терпеливы, постоянны в привычках и поведении.
Без учета характера сотрудников управлять в современных условиях организацией невозможно. С этой точки зрения можно выделить две основные группы людей:
¨ гармоничные личности отличаются богатством, разнообразием и сбалансированностью индивидуальных качеств и черт характера, которые примерно в одинаковой степени выражены либо уравновешивают друг друга в случае противоположности. Они могут успешно выполнять любую работу;
¨ активизируемые личности характеризуются тем, что их качества заострены, поэтому могут выполнять некоторые виды работы (в том числе руководство) лишь за счет напряжения психологических функций.
Как уже говорилось, характер отражает предрасположенность людей к определенному типу реагирования на окружающих и события. Выделяют следующие основные типы реагирования:
¨ гипертимный (активный, устойчивый, жизнерадостный);
¨ гипотивный (гипостенический) ¾ тревожный, консервативный;
¨ смешанный устойчивый;
¨ смешанный лабильный.
В соответствии с ними говорят о ряде конкретных типов характера:
1. Гипертимный (гиперактивный) (гипертимия ¾ форма психологического расстройства, характеризующаяся повышенной веселостью, возбудимостью, словоохотливостью). Он весьма противоречив, ибо сочетает:
¨ значительную силу, активность, импульсивность, склонность к риску, интуицию, предприимчивость, инициативность, энергичность, оптимизм, общительность;
¨ стремление к новому, к совершенству;
¨ индивидуализм, независимость;
¨ поверхностность, легкомысленность, необязательность;
¨ обидчивость, конфликтность;
¨ неспособность заниматься однообразной, кропотливой, требующей усидчивости работой и склонность к частой смене профессий;
¨ отсутствие гибкости.
Таким людям в наибольшей степени подходит выполнение организаторских функций на низовом и среднем уровнях управления.
2. Аутистический (гипотимный) характер(аутизм ¾ крайняя форма ухода в себя) во многом противоположен первому типу. Его обладатели пассивны, медлительны, скрытны, малообщительны, с трудом входят в коллектив, склонны к точности, регламентированности, четкости в работе, субординации. Их требования часто вызывают непонимание окружающих.
В то же время они серьезны, независимо мыслят, обладают глубокими знаниями, стремлением во всем разобраться, малоконфликтны. Им нужна работа, не требующая широкого общения, ¾ экспертная, исследовательская, консультативная. Они могут быть прекрасными руководителями высшего ранга. Сотрудничать с ними лучше других удается обладателям гиперактивного характера, которые являются их противоположностью.
3. Лабильно-циклоидный характер отличают значительные перепады в активности, работоспособности, настроении, вызываемые как внешними обстоятельствами, так и внутренними физиологическими процессами. В период подъема его обладатели ведут себя как гиперактивные личности, а в период спада ¾ как аутистические, часто конфликтуют с другими по мелочам (но при этом выступают пассивной стороной).
Им противопоказана напряженная, ритмичная работа, особенно в нестабильном коллективе. Более предпочтительны занятия, не требующие общения, не связанные с риском и ответственностью (библиотекарь, архивариус, программист).
4. Демонстративный характер свойственен обходительным, контактным лицам, умеющим увлечь других, артистичным, стремящимся к лидерству, успеху. В то же время такие люди эгоистичны, склонны к интригам, авантюрам, манипулированию окружающими, некритически оценивают себя, провоцируют конфликты.
Поскольку их действия могут представлять угрозу стабильности коллектива, их надо жестко контролировать и держать на расстоянии, поручив представительство, занятие рекламой.
5. Застревающий (на своих чувствах и мыслях)характер присущ упрямым, эгоистичным, ревнивым, нетерпимым к критике людям, долго помнящим несправедливости и обиды, накопление которых создает почву для конфликтов и агрессии против других. Они честолюбивы, стремятся добиваться первенства в любом деле, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Считается, что по отношению к такого рода лицам надо проявлять терпимость, использовать их положительные качества, предоставлять самостоятельную работу, где можно проявить себя, но ограждать от власти.
6. Психастенический характер (психастения ¾ хроническое безволие, проявляющееся в нерешительности, повышенной впечатлительности, медлительности, мнительности, боязни проявить инициативу) свойственен серьезным, аккуратным, пунктуальным, добросовестным лицам, отличающимся рационализмом, глубокими знаниями. Добиваясь совершенства, пытаясь объять необъятное, они постоянно во всем сомневаются, бесконечно продолжают свои изыскания, что затрудняет принятие решения. Поэтому, несмотря на все способности, им противопоказано занимать руководящие должности.
7. Обладатели конформного характера мягки, несобранны, часто не имеют своего мнения, неорганизованны, быстро теряются в сложной обстановке, легко уступают напору других, подчиняются им и совершают необдуманные поступки. Поэтому они могут успешно действовать, только опираясь на поддержку окружающих.
Консервативность, склонность к регламентам, исполнительность, неконфликтность делают их незаменимыми заместителями, обеспечивающими преемственность руководства, поддержание традиций и стабильности.
8. У тех, кому присущ неустойчивый характер, отсутствуют твердые принципы поведения и развитое чувство долга. Ради удовольствия они готовы пренебречь даже элементарными обязанностями. В то же время они мягки, легко завоевывают симпатии других. Для них целесообразна работа, связанная с общением, частой сменой видов деятельности, однако под жестким контролем.
9. Лицам с возбудимым характером свойственна низкая контактность, эгоистичность, жестокость, деспотизм, склонность к конфликтам по незначительным поводам, где они являются активной стороной. Такие люди часто меняют место работы из-за неуживчивости. Для них предпочтителен физический труд.
10. У людей с эмотивным характером (эмотивность ¾ чувствительность к неудачам, переживание даже мимолетных неприятностей) контактность ниже средней и узок круг общения ¾ только с теми, кто понимает с полуслова. Они исполнительны, сосредоточены на работе, обладают чувством долга, малоконфликтны, чувствительны, все носят в себе. Таким людям рекомендуется работать в социальной сфере, охране труда, медицине.
Обладатели интровертированного характера неконтактны, осторожны, малообщительны, замкнуты, не уверены в себе, ранимы, скрытны, упорны, бесконечно ищут идеал, имеют отличную от других точку зрения, сдержанны, рассудительны, принципиальны, упорны в отстаивании взглядов, неконфликтны. Для них наиболее подходит научная деятельность, не требующая широкого общения.
Надо иметь в виду, что один и тот же характер или его отдельная черта могут в одних случаях оцениваться положительно, а в других ¾ отрицательно, что во многом обусловлено особенностями тех, с кем их владельцам приходится контактировать.
Личность и ее окружение
Люди, давно работающие в организации, обладают в ней определенным статусом, который характеризует оценку окружающими их официального и неофициального положения в ней, их ценность.
Изменение места индивида в организации, а следовательно и статуса, получило название социальной мобильности.
По происхождению статус бывает предписанным (обусловлен не зависящими от человека моментами, например родством с высокопоставленными особами) или приобретенным ценой собственных усилий. Последний бывает официальным, связанным с должностью субъекта, и неофициальным, обусловленным его особыми личными достоинствами (авторитет). Назначив человека на должность с высоким статусом, можно легко подчинить его администрации.
Статус может быть формальным (реальным) и неформальным.
Формальный статус обусловлен занимаемой должностью, характеризуется служебным положением ¾ совокупностью прав и особенно реальных возможностей должностного лица (обеспеченность транспортом, обслуживающим персоналом, иными социальными благами, льготами, привилегиями, полагающимися по должности, доступ к специальной информации, прямые контакты с высшими руководителями, вхождение в те или иные круги общения и проч.), его местом в профессионально-должностной иерархии. Служебное положение зависит не только от уровня должности, но и от ранга организации, поэтому лица, занимающие в разных фирмах формально равные должности, обладают разным реальным статусом.
Неформальный статус, основывающийся на высокой оценке окружающими качеств личности (знаний, опыта, культурного уровня, нравственности и т. п.), получил название авторитета. Таким образом, авторитетсубъекта есть общественное признание его личных достоинств (на некоторый период авторитет придает и высокая социальная оценка окружающими занимаемой человеком должности). Он ¾ мера того, насколько подчиненные считаются с приказами руководителя.
Авторитет завоевывается не только потому, что человек обладает определенными чертами, но и потому, что вокруг него есть люди, которые эти черты высоко ценят.
Факторами, влияющими на авторитет руководителя, являются:
¨ общее развитие и профессиональная компетентность;
¨ творческий подход к делу;
¨ требовательность и уважение к подчиненным, воспитанность;
¨ умение учитывать ситуацию, принимать оптимальные решения, стратегически мыслить;
¨ реальные высокие результаты;
¨ четкая мотивация персонала;
¨ способность убеждать;
¨ готовность учитывать интересы других;
¨ лидерские способности;
¨ умение уладить конфликт, организовать работу;
¨ достойное поведение, справедливое отношение к людям;
¨ наличие официальных заслуг.
Надо иметь в виду, что авторитет формируется иногда стихийно, но и поддерживается всегда целенаправленно при помощи специальных мероприятий: ритуалов, распространения соответствующей информации и проч.
Способы укрепления авторитета:
¨ не бросать слов на ветер;
¨ не уклоняться от решения проблем;
¨ информировать подчиненных о проблемах подразделения и организации;
¨ не проявлять излишних эмоций;
¨ не отдавать невыполнимых распоряжений.
На практике авторитету человека могут угрожать:
¨ сложные ситуации, в которые тот попадает;
¨ неблагоприятный морально-психологический климат;
¨ целенаправленная деятельность по подрыву имиджа (интриги);
¨ случайные неудачи, которые при желании можно истолковать и как слабости и т. п.
Действительно, авторитетному человеку бояться их не приходится, ибо своими активными действиями на общее благо он без труда может восстановить доверие окружающих.
Неискреннее поведение людей, с одной стороны, и особенности восприятия его окружающими ¾ с другой, приводят к формированию ложного авторитета.
Виды ложного авторитета:
1. Авторитет чванства, высокомерия, возникающий в результате дистанцирования от подчиненных (но уметь соблюдать определенную дистанцию на самом деле важно).
2. Авторитет доброты, связанный с низкой требовательностью.
3. Авторитет обещаний.
4. Авторитет резонерства (резонер ¾ человек, ведущий постоянные рассуждения нравоучительного характера).
5. Авторитет мелочной опеки.
6. Авторитет страха.
7. Авторитет панибратства.
8. Авторитет обладания информацией.
Постоянная боязнь обладателя ложного авторитета разоблачения, психологическая неуверенность в себе формируют у него своеобразный психологический комплекс угрожаемого авторитета. Наличие такого комплекса толкает обладателей не на совершенствование себя и своей деятельности, а на защиту любой ценой своих позиций.
В этом случае практикуется:
¨ уход от ситуаций, в которых проявляется некомпетентность, неспособность выполнять ту или иную работу;
¨ блокирование опасной информации;
¨ подкуп (например, обещание ослабить требования);
¨ угрозы и шантаж по отношению к окружающим;
¨ дистанцирование от них, высокомерное поведение, запутывание;
¨ раздача невыполнимых обещаний и проч.
Признание окружающими привлекательности, превосходства должности (социального статуса субъекта) получило название престижа. В соответствии с ним люди занимают ряд последовательных ступеней на социальной лестнице (шкала престижа), которые часто не совпадают с местом в формальной иерархии. Каждой из них присущи свои нормы и ожидания.
Шкала престижа строится путем указания в опросных листах трех фамилий. Лидер определяется по сумме баллов, и это обеспечивает ему психологическое превосходство.
Виды престижа:
¨ личный (основан на индивидуальных характеристиках субъекта);
¨ функциональный (характеризует его положение в организационной иерархии);
¨ позиционный (представляет синтетическую оценку того и другого).
Престиж, как и авторитет, динамичен. На него влияет изменение общественных ценностей, ситуации и проч., в связи с чем шкала оценок постоянно варьирует. (Например, если дети 1960-х гг. мечтали стать космонавтами, многие дети 1990-х гг. видели себя рэкетирами.)
Но если авторитет является мерой того, насколько подчиненные считаются с приказами, советами, мнением человека, то престиж ¾ мерой того, насколько они признают его превосходство.
Рекомендация: