Сокращение слов и словосочетаний в тексте

В тексте студенческой работы все слова пишутся полностью, за исключением стандартизованных и общепринятых сокращенных обозначений.

В настоящее время широко применяются следующие виды сокращений:

1) Названия единиц измерения (при цифрах):

метр — м тонна — т

сантиметр — см центнер — ц

миллиметр — мм килограмм — кг

гектар — га грамм — г

час — ч минута — мин.

секунда — с

Обозначение скорости: см/с — сантиметр в секунду

м/с — метр в секунду

км/ч — километр в час

2) Общепринятые сокращения:

т. е. — то есть

и т. д. — и так далее

и т. п. — и тому подобное

и др. — и другие

и пр. — и прочие

н. э. — нашей эры

3) Ссылки на иллюстрации, таблицы и части текста (с указанием номера):

гл. — глава см. — смотрите

п. — пункт ср. — сравните

подл. — подпункт ил, — иллюстрация

пп. — пункты кн. — книга

рис. — рисунок л. — лист

разд. — раздел

4) Названия ученой степени, звания, должности (при фамилии):

адм. — адмирал зав. — заведующий

акад. — академик зам. — заместитель

д. чл. — действительный член инж. — инженер

д-р — доктор проф. —профессор

доц. — доцент

к. э. н. — кандидат экономических наук

к. т. н. — кандидат технических наук

д. э. н. — доктор экономических наук

д. т. н. — доктор технических наук

5) Различные обозначения (при названиях):

обл. — область ж.-д. — железнодорожный

р-н — район с-х. — сельскохозяйственный

г — город з-д — завод

с. — село им. — имени

д. — деревня ин-т — институт

6) Различные обозначения (при цифрах):

год, годы — г., гг. век, века — в., вв.

миллиард — млрд таблица — табл.

миллион — млн том — т.

тысяча — тыс. часть — ч.

рубль — р. (руб.) глава — гл.

копейка — к. (коп.) пункт — п.

квартал — кв. страница — с.

7) Буквенные аббревиатуры (в качестве примеров):

РФ — Российская Федерация

РАН — Российская Академия Наук

АСУ — автоматизированная система управления

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения

ВЦ — вычислительный центр

ГОСТ — государственный стандарт

КБ — конструкторское бюро

НИИ — научно-исследовательский институт

НТИ — научно-техническая информация

НТО — научно-техническое общество

ПК — персональный компьютер

ОНТИ — отдел научно-технической информации

ОРД — организационно-распорядительная документация и т. д.

Некоторые подходы к сокращению слов и словосочетаний не допускаются. Нельзя сокращать: д/расчета (для расчета), хар-ка (характеристика), т. к. (так как), т. о. (таким образом), п. ч. (потому что), ур-ния (уравнения), ф-ла (формула), тр-р (трактор, трансформатор), мех. примеси (механические примеси).

Не допускаются сокращения типа несколько км пути. Следует писать: несколько километров пути.

Сокращения, не являющиеся общепринятыми, должны быть приведены в перечне условных обозначений. Сокращения слов, допускаемые в библиографических указателях, не могут применяться в обычном тексте. Разрешается писать сокращенно часто повторяемые специальные названия, словосочетания и т. д., но в этом случае при первом упоминании обязательно приводится их полное название и в скобках - сокращенное. В дальнейшем в тексте применяется только сокращенное название или словосочетание.

В сокращенных наименованиях, образованных одними заглавными буквами (аббревиатурах), не ставят точек, дефисов и падежных окончаний. Если без окончания сокращенное слово понимается двояко, то окончание ставят не отделяя апострофом. Например, неверно: в ГОСТ приводится или в ГОСТЕ приводится, правильно: в ГОСТе приводится.

Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными написаниями снижает академический тон работы в целом, затрудняет его понимание.

2.5.7 Оформление чисел

2.5.7.1 Написание дат

Если в состав даты входит день месяца (число), месяц и год, указанные элементы могут иметь следующие варианты написания: 02.09.2001; 2сентября 2001 г.; 2 сентября 2001 года.

Если обозначение даты в тексте состоит только из года, слово «год» пишется полностью: задание на 2002 год, смета на 2002 год.

Если дата в тексте состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то она имеет следующую форму написания: в апреле 2004г.; в октябре - ноябре 2001; в 1 квартале 2002г.; в III—IVкварталах 2002г.; в первом полугодии 2002г.

Слова «год», «годы» сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия. Слово «год» опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания.

Рекомендуется опускать слово «год» при его цифровом обозначении, как правило, при датах в круглых скобках. Обычно это даты рождения, смерти, рождения и смерти рядом с именем какого-либо лица, дата создания или издания произведения, стоящая после его названия, дата исторического события и т. п.: работы Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), «Кому и как разрабатывать психологию» (1873) и др.; Французская буржуазная революция (1789-1793).

Календарные сроки в тексте пишутся таким образом: в октябре 1993 г., но: за 8месяцев 1993 года, в 1995 году, с 1974 по 2001 год, в 1999-2002 годах. Период, ограниченный пределами двух лет или года и десятилетия, указывается: в 1992-1993 гг.; в период 1985 г.-1995-е гг. (год и десятилетие).

Все виды некалендарных лет (учебный, бюджетный, отчетный год), т. е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту: в 2000/2001 учебном году, отчетный 1999/2000 год. В остальных случаях между годами ставится тире. Например: освободить от взимания налога в 2001- 2002гг.

Написание десятилетий выполняется следующим образом: 90-е годы XXвека; 70-80-е гг. прошлого столетия; 1950-е годы; 1920-е гг.; в 1860-80-е гг., но: в 1890-1910-е годы.

Квартал обозначается римской цифрой, но полугодие пишется полностью: I квартал 2002 г.; во втором полугодии 2001 г. При римских цифрах падежные окончания (наращения) не ставятся: в I квартале (но не в 1-м квартале).

В названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, но: День Победы, Рождество Христово. Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет наращения: 8 Марта, 7 Ноября.

2.5.7.2 Написание порядковых числительных

Порядковые числительные в тексте могут иметь следующую форму написания:

— буквенную (сто пятый);

— буквенно-цифровую (арабскими цифрами с наращиванием падежного окончания, присоединенного через дефис: 35-й);

— цифровую — римскими цифрами без наращивания падежного окончания (XI конгресс, XXI век).

Преимущественная форма написания порядковых числительных — это арабские цифры с наращением падежного окончания или без него в соответствии с общими правилами написания порядковых числительных, за исключением:

— очень простых числительных (типа первый раз, второй раз), а также словосочетаний типа представитель Российской Федерации на семьдесят первом заседании Генеральной ассамблеи ООН;

— номеров тех объектов, которые принято обозначать римскими цифрами. Римскими цифрами обозначаются: номера конференций, конгрессов и т. п. (XI конгресс); века (XXI век); номера международных объединений (III Интернационал); номера выборных органов (IV Государственная Дума); номера продолжающихся спортивных состязаний (XXII Олимпийские игры); имена императоров, королей (Александр II, Карл V); кварталы (III-IVкварталы).

Падежные окончания в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должны быть:

— однобуквенными, если последней букве числительного предшествует звук: 5-й (пятый, пятой), 5-я (пятая), но не 5-ый, 5-ой;

— двухбуквенными, если последней букве числительного предшествует согласный: 5-го, 5-му, 30-ми, но не 5-ого, 5-ому, 30-ыми.

Написание порядковых числительных с наращением падежного окончания при нескольких порядковых числительных подряд различается в зависимости от их числа и формы разделения (соединения).

Если одно за другим идут два порядковых числительных, разделенных запятой или соединенных союзом, падежное окончание наращивают у каждого из них: 1-й, 2-й ряды, 70-е и 80-е годы.

Если одно за другим идут более двух порядковых числительных, разделенных запятой (точкой с запятой) или соединенных союзом, падежное окончание наращивают только у последнего числительного: 60, 70, 80-е годы.

Если подряд идут два числительных через тире, то падежное окончание наращивают

— только у второго, когда оно одинаковое у обоих числительных: 50—60-е годы;

— у каждого числительного, когда падежные окончания у них разные или когда предшествующие первому числительному слова управляют только им и не связаны со вторым: в начале 80-х—90-е годы.

Сложные существительные и прилагательные, имеющие в своем составе числительные, пишутся: 150-летие, 3-месячный срок, 1-,2-,3-секционныйшкаф.

Сложные слова с числительным и прилагательным «процентный» пишутся: 10 %-ный сбор.

2.6. Стиль текста и характерные стилистические ошибки

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста. Такой способ изложения материала достигается с помощью специальных языковых средств.

В качестве первого среди таких средств следует назвать функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты. На последовательность развития мысли указывают слова прежде всего, в начале, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.п. Противоречивые отношения характеризуют слова-связки однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения определяются словами следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и т.д.

Переход от одной мысли к другой помогают осуществить связки рассмотрим, прежде чем перейти к …, остановимся на …, рассмотрев, перейдем к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть. Итог, вывод обеспечивают слова и обороты: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подводя итоги и др.

Ведущими принципами написания курсовой работы студента являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения.

Что касается синтаксиса текста курсовой работы, то следует отметить, что логическая цельность и связность его частей вызывает необходимость использования сложных предложений, при этом преобладают сложноподчиненные предложения, так как они более гибко отражают логические связи внутри текста.

Стиль курсовой работы студента – это стиль безличного монолога, не следует использовать местоимение «я», используется авторская позиция от третьего лица (автор полагает, что …) и страдательный залог (разработан специальный подход к решению …).

Примером стилистических ошибок является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного, например, согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Необходимо писать: согласно, благодаря, вопреки (чему?) существующему положению. Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела; заведующий (чем?) лабораторией; руководство (чем?) акционерным обществом и т.п.

В курсовых работах часто встречаются нарушения правил употребления деепричастных оборотов. Авторы не учитывают, что оба действия в предложении с деепричастным оборотом должны осуществляться одним и тем же лицом и соответственно это лицо и его основное действие должны в предложении находится в позициях подлежащего и сказуемого. Например: проработав всего три месяца, у него возникли осложнения с руководителем отдела. Правильно: проработав всего три месяца, он испортил отношения с руководителем отдела.

Нередко встречаются ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении. Например, для определения фонда заработной платы в конце года уточняются расценки на изделия. Из приведенного текста неясно – расценки уточняются в конце года или расценки уточняются для определения фонда заработной платы.

2.7 РАБОТА С РЕЦЕНЗИЕЙ И ПОДГОТОВКА К презентации КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написанная студентом курсовая работа сдается на кафедру в срок для рецензирования (см. Приложение 5) Выполненная и оформленная курсовая работа без презентации соответствует 75% объема курсовой работы. Это необходимое условие для того, чтобы в соответствии с рецензией организовать переработку темы и подготовиться к презентации курсовой работы. Студент презентует курсовую работу до экзамена перед преподавателем-рецензентом и сокурсниками. Без презентации курсовой работы студент к экзамену не допускается.

Рецензия пишется преподавателем-консультантом на специальном бланке (см. Приложение 5).

Главное назначение рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе над изучаемой дисциплиной, дать конкретные методические советы по устранению недочетов, по дальнейшему углублению знаний. Студенту следует внимательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на свою работу критическим взглядом специалиста, обдумать все замечания по содержанию и оформлению работы, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы.

Чтобы студент мог иметь полную характеристику своей курсовой работы, в рецензии кроме общей оценки (набранной суммы баллов) должны быть:

• общая характеристика работы и ее положительные стороны;

• указание на степень самостоятельной работы;

• анализ недостатков и пробелов с точки зрения структуры, содержания, освещения тех или иных положений, использования статистических и фактических данных, оформления;

• конкретные рекомендации с указанием источников по устранению замечаний и подготовке к презентации курсовой работы студентом.

Таким образом, аргументом в подготовке к презентации курсовой работы является рецензия руководителя, а также постраничные замечания (если они имеются в тексте работы). В рецензии на курсовую работу не содержится окончательная оценка. В ней дается предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к презентации» или «Работа не допускается к презентации». Окончательная же оценка дается после презентации. Если работа не допущена к презентации, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру.

Менять тему курсовой работы не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента.

Работа не допускается к презентации, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, текст напечатан небрежно.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, неправомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе презентации курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе, студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецензентом.

Таким образом, подготовка к презентации курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе презентации курсовой работы задача студента - показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом.

Критерии оценки курсовой работы помещены в Приложении 5.

Презентация и оценка курсовой работы - это подведение итогов самостоятельной работы студента и получение права допуска к экзамену по изучаемой дисциплине. Лучшие курсовые работы могут быть рекомендованы на конкурс студенческих научных работ, использованы для выступления на студенческих конференциях, а также в качестве рефератов на семинарских занятиях.

Критерии оценки курсового проекта

Критерии, по которым оценивается сданная студентом на проверку работа, приводятся в Приложении 5. Этот бланк обязательно помещается студентом в конце курсовой работы (электронную копию этого бланка можно получить у преподавателя- консультанта или на кафедре). Рассмотрим каждый из критериев по отдельности.

Степень раскрытия темы (0-6 баллов). Это оценка содержания курсовой работы.

6-5 баллов – в работе дано всестороннее освещение выбранной темы, проанализированы работы наиболее известных авторов, имеется глубокий анализ и сопоставление существующих в данной области точек зрения, рассмотрены исторические аспекты проблемы, если это необходимо.

4-3 балла – освещение выбранной тематики является неполным или односторонним, отсутствует обоснование выбора той или иной позиции, работ определенных авторов.

2-0 баллов – тема не раскрыта или работа написана по другой теме.

Личный вклад автора (0-3 балла). Этот критерий позволяет оценить самостоятельность работы и мышления автора.

3 балла – в работе чувствуется собственная позиция автора, имеются составленные автором самостоятельно таблицы, рисунки, обобщения, сопоставление различных точек зрения, в тексте работы отсутствуют значительные куски, переписанные из книг без конспектирования или редактирования.

1-2 балла – в работе присутствуют значительные по объему куски текста, переписанные из книг.

0 баллов – авторская работа над текстом работы не чувствуется, текст полностью переписан из книг.

Структурированность материала (0-2 балла). Этот критерий позволяет оценить умение автора правильно осуществлять рубрикацию текста работы.

2 балла – структура работы полностью отвечает указанным требованиям, т.е. правильно выполнена рубрикация, объем введения и заключения соответствует указанным нормам, объемы отдельных глав и параграфов сопоставимы друг с другом.

1 балл – незначительный объем введения и заключения по сравнению с основным текстом, главы и параграфы сильно отличаются по объему, отдельные главы могут иметь значительную степень детализации, в то время как в других параграфы вообще не выделены.

0 баллов– рубрикация текста вообще отсутствует или выполнена неправильно. Наиболее распространенными ошибками являются отсутствие нумерации глав и параграфов, отличия в названиях глав и параграфов в оглавлении и тексте самой работы, нумерация введения и заключения, присвоение номера рубрике в оглавлении и отсутствие этого номера в тексте работы.

Постраничные ссылки (0-2 балла). Этот критерий позволяет оценить умение автора правильно указывать и оформлять ссылки на используемую литературу.

2 балла – ссылки указаны во всех необходимых местах и оформлены правильно.

1 балл - ссылки указаны не во всех необходимых местах и(или) оформлены неправильно.

0 баллов – постраничные ссылки в работе вообще отсутствуют.

Объем и качество использованных источников (0-4 балла). Этот критерий позволяет оценить работу автора с литературой.

4 балла – количество использованных источников 10-15 и более, среди использованной литературы преобладает научная литература (монографии, труды классиков) и периодические издания.

3 балла- количество использованных источников не менее 10-15, среди использованной литературы преобладают учебники и учебные пособия, хотя имеется и научная литература и периодические издания.

2 балла– количество использованных источников менее 10.

0-1 балл – работа полностью переписана из одного-двух источников.

Оформление текста работы и грамотность речи (0-2 балла). Этот критерий позволяет оценить умение грамотно оформлять свою работу. К сожалению, значительная часть студентов забывает, что курсовая работа – это официальный документ и, следовательно, должна быть оформлена в соответствии со специальными правилами.

2 балла– работа полностью оформлена в соответствии со специальными правилами и в ней отсутствуют грамматические ошибки и опечатки.

1 балл – имеются ошибки в оформлении и опечатки, хотя их количество незначительно.

0 баллов– имеются значительные погрешности в оформлении, большое количество ошибок и опечаток. Наиболее распространенными ошибками в оформлении работы является путаница в обозначении рисунков и таблиц (таблица называется рисунком и наоборот, сквозная нумерация таблиц и рисунков, небрежное оформление рисунков), несоблюдение требований к размеру шрифта, интервалу, полям листа.

Презентация курсовой работы (0-6 баллов). Этот критерий позволяет оценить качество устного выступления студента (см. п. 2.8).

Общая оценка за курсовую работу выставляется исходя из набранной суммы баллов в соответствии со следующими критериями:

21-25 баллов – отлично;

16-20 баллов – хорошо;

11-15 баллов – удовлетворительно;

0-10 баллов– неудовлетворительно.

2.8 Презентация курсовой работы

2.8.1 Порядок проведения презентации

Формой защиты курсового проекта по указанному перечню дисциплин является его презентация в присутствии преподавателя-консультанта и сокурсников. В ходе презентации студенту предстоит сделать доклад по теме выполненной им курсовой работы и ответить на возникшие по ходу его выступления вопросы аудитории.

Для того, чтобы слушатели могли более свободно ориентироваться в теме доклада, студент, презентующий свою курсовую работу, должен обеспечить их тезисами, отражающими основное содержание его работы. Это значительно облегчает дальнейший процесс обсуждения доклада.

Не следует путать тезисы с иллюстративными материалами, которые содержат графики, таблицы, рисунки и диаграммы, которые студент собирается использовать по ходу своего выступления. Распространенной ошибкой является совмещение тезисов и иллюстративных материалов. Иллюстративные материалы можно отпечатать на отдельных листах и распространить среди слушателей вместе с тезисами. Если такая возможность отсутствует, то можно изобразить необходимые графики, рисунки и таблицы на доске мелом. При этом следует помнить, что большие таблицы и громоздкие схемы, нарисованные на доске, плохо воспринимаются слушателями.

Для оценки устного выступления автора курсовой работы преподавателем назначаются два рецензента из числа студентов, которые засекают время выступления и оценивают его по установленной системе критериев.

По результатам презентации рецензенты заполняют специальный бланк и проставляют итоговую оценку за презентацию, которая впоследствии суммируется с оценкой, выставленной преподавателем-консультантом. Итоговая оценка за выполненную и презентованную курсовую работу выставляется на основе этой суммы в соответствие с установленной системой критериев оценки (см. Приложение 5).

Тезисы, иллюстрированные материалы и бланк рецензии прикладываются к выполненной курсовой работе и вместе с ней хранятся на кафедре.

2.8.2 Подготовка устного выступления

Главный тезис

Приступая к подготовке конкретного доклада, жела­тельно заранее установить и в дальнейшем учитывать целевое назна­чение выступления, т.е. необходимо ответить на вопрос «Что именно я хочу донести до слушателей?».

Доклад должен быть конкретен, значительно уже, чем тот объем материала, который собран в курсовой работе, может иметь отличную от работы последовательность изложения материала и ограничен во времени – его продолжительность не более 8-10 минут, может породить дискуссию.

Отбор материалови их компоновка вокруг какой-то одной или нескольких стержневых идей формирует "глав­ный тезис" выступления, отражающий разумно суженную и конкретизи­рованную область, самую существенную информацию, целевую направлен­ность.

Главный тезис, в первую очередь, нужен самому докладчику. Поэ­тому не столь важно, будет ли он сформулирован в виде одного содер­жательного предложения или нескольких фраз, останется ли в уме или будет записан на бумажке, как своего рода аннотация.

Следование главному тезису облегчает объединение материалов в целостное произведение, рационализирует подготовку, защищает от логических ошибок и предотвращает уходы в сторону.

Наши рекомендации