Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления

Органы управления в организации, предприятии и на подразделении – это часть лиц этой организации, предприятия и т.д., которая формирует и выражает его волю в управление процессом достижения цели и отношениях с другими лицами этой организации и между другими организациями. Через органы управления предприятие приобретает гражданские права и принимает на себя определенные гражданские обязанности. Органы управления наделены правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и контролировать исполнение этих решений.

Состав органов управления и их компетенция по типам организаций, подразделений определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а порядок назначения, избрания – законом и учредительными документами. Например, в обществах с ограниченной ответственностью создается высший орган – общее собрание участников, а также подчиненный ему исполнительный орган – единоличный или коллегиальный; в акционерном обществе высшим органов также является общее собрание акционеров, а исполнительным, в зависимости от числа акционеров, либо коллегиальный (правление, дирекция), либо единоличный (директор, генеральный директор).

Органы управления в менеджменте – организаций и их подразделений, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.

Виды органов управления:

· администрация регионов и муниципальных образований;

· аппарат управления предприятиями во главе с генеральным директором;

· аппарат управления компанией во главе с президентом компании;

· комитеты по управлению капитальным строительством, инвестициями, маркетингом, финансами и т.д.

Характерные особенности:

· орган управления представляет организацию и действует от ее имени;

· орган управления имеет свою структуру;

· орган управления рассматривают как субъект управления, организацию – как объект управления;

· при управлении организацией орган управления должен исходить из экономических соображений;

· успехи и неудачи организации – это в первую очередь успехи и неудачи органа управления;

· престиж органов обосновывается экономическими результатами, основными из которых являются эффективность, результативность и экономия их менеджмента.

Органы управления осуществляют свою деятельность по уровням управления, которым соответствуют определенные функции.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль. Соответственно в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

Выделяется горизонтальное и вертикальное разделение труда менеджеров.

Крупные организации имеют такой объем управленческой работы, что она разделяется между менеджерами с учетом их специализации.

Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производство, маркетинг и т.д.). Кроме того, используется вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от руководителя и администрации управления (вершина пирамиды, 3-7%), который возглавляет организацию, до руководителей, которые координируют работу неуправленческого персонала (операторов), образует уровни управления. В не зависимости от конкретного числа уровней управления в организации руководителей всех уровней традиционно делят на три категории, соответствующие трем уровням управления (рис. 1.1.).

Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru

Рис. 1.1. Уровни управления в организации

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня управления удельный вес исполнительских функций понижается (рис. 1.2., 1.3.).

Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru

Рис. 1.2. Соотношение затрат времени по уровням и функциям управления |13|

Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru

Рис. 1.3. Соотношение затрат времени менеджера по видам деятельности и уровням управления |13|

Такое распределение общего бюджета времени связано с тем, что менеджеры всех трех уровней имеют две области деятельности (заданий): по менеджменту и по специальности. Это означает, что руководитель любого уровня управления определенную долю времени тратит на принятие управленческих решений, и другую – на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес деятельности по специальности падает, а по менеджменту соответственно возрастает (рис. 1.4.).

Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru

Время

Рис. 1.4. Распределение рабочего времени на менеджмент и специальность |13|

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и управляющего объекта. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В этом и другом случае – это взаимоотношения людей. Таким образом, объект управления – отдельная структура организации либо организация в целом, на которую направлено управляющее воздействие.

Субъект управления – орган, либо лицо, осуществляющее управляющее воздействие.

Одна и та же структура, лицо в организации могут выступать в качестве объекта и субъекта управления.

На всех уровнях управления менеджер управляет людьми и распределяет (или по крайней мере влияет на это распределение ресурсов). Доступ к ресурсам определяется уровнем управления. Объем распределяемых ресурсов возрастает по экспоненциальной зависимости от нижнего уровня к высшему (рис. 1.5.). В такой же зависимости находятся возможные потери от ошибочных управленческих решений, а в обратной зависимости изменяется количество времени на принятие этих решений (рис. 1.5.).

Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru Органы управления в менеджменте. Уровни и функции управления - student2.ru

Рис. 1.5. Графики зависимостей различных факторов от уровня управления

Оценка деятельности органов управления по уровням в общем виде производится по таким критериям: эффективность, результативность и экономичность.

Э=Д/З, где Э – эффективность, Д – доход, З – затраты.

R=ДФ/ДП, где R – результативность, ДФ – фактический доход, ДП – планируемый доход.

ЭК=ЗП/ЗФ, где ЭК – экономия, ЗП – затраты планируемые, ЗФ – затраты фактические.

По определению известного исследователя проблем управления Питера Друкера: «результативность является следствием того, что организацией делаются правильные вещи». В этом случае эффективность является следствием того, что организацией «правильно создаются эти самые вещи». Это означает, что организация постоянно должна производить товары (услуги), пользующиеся спросом покупателей, отдающим им предпочтение по сравнению с товарами (услугами) других производителей. При этом эффективность деятельности организации определяется издержками ресурсов и трудовыми затратами на удовлетворение конкретного спроса.

Поиск количественной оценки эффективности организации привел к показателю относительной эффективности, в качестве которого в менеджменте используется производительность. В общем случае, производительность характеризует соотношение количество единиц чего-либо (например, продукции или услуг) организации на ее выходе к количеству единиц на входе (израсходованных ресурсов организации). Ключевой составляющей производительности является качество производимой продукции. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы она могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

Менеджеры – самый дорогой ресурс и быстрее всего обесцениваются. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно одночасье.

Быть менеджером – значит разделять ответственность и за успехи и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности – не менеджер.

Иногда менеджера сравнивают дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он, дирижер, только интерпретатор, в ряде случаев не заурядный.

Скорее, менеджер одновременно и композитор, и дирижер, в ряде случаев он импровизатор. Каждый день он действует «с чистого листа».

Для этого он вооружен методологией менеджмента, освоением которой вы и будете заниматься, изучая эту (основы менеджмента) и другие смежные дисциплины.

Наши рекомендации