Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме»

Сознание состоитиз идей – простые (содержит только 1 представление или восприятие; элемент знания; доставляются через ощущение и рефлексию) и сложные (сост из простых; результат работы разума). Как из простых появляются сложные – обобщение через предшествующую абстракцию:

1. Сначала эмпирически выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие.

2. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам.

3. После этого идеи, которые не повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (это называется абстрагирование).

4. Затем абстрагируются, т. е. выделяются, те идеи, которые повторяются во всех объектах.

5. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую сложную общую идею, которая обозначается словом.

Другой странный способ взаимодействия между идеями (и образования сложных идей) – ассоциация, рез-тат случайного их сочетания, после к-го они всегда появляются вместе (Локк – не ассоцианист, т.к. не сводит все пси механизмы к А).

Элементаризм вводится именно Локком.

Рационализм

Рене Декарт (1596-1650) полагает, что истина должна быть абсолютной, полной, вечной и неизменной, иметь всеобщий и общеобязательный характер. Поэтому истина не может быть получена из опыта, на основе чувственного познания, которое часто ошибается и обманывает человека. Истина может выведена только из разума, им проверена и подтверждена. сомнительно все, кроме самого акта сомнения.

В своей онтологии проявляет дуализм (в основании мира – 2 субстанции: материальная с атрибутом протяженность и духовная с атрибутом мышление), мир раскалывается на 2 группы несвязанных явлений. à психофизическая проблема (взаимодействие между психическим и материальным).

Мышление=последовательность актов сознания.

Первым дал критерий психического процесса – сознание! Предмет психологии меняется.

«мышление» (cogitatio) - все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить»

Метод систематических сомнений(все надо подвергать сомнению), чтобы отмежеваться от схоластов àОт сущности «Я» неотделимо только мышление (мыслю, следовательно, существую)

Решение психофиз проблемы (взаимодействие): Признав, что машина тела и занятое собственными мыслями сознание – это независимые друг от друга субстанции, Декарт сосуществование тела и души психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Орган, через который они общаются – шишковидная железа.

Бенедикт Спиноза. Для коренного изменения трактовки психофиз проблемы недостаточно косметических ретушей, надо менять онтологию мира – что лежит в основании бытия, как оно устроено. Такой шаг сделан только Спиноза. Его принципиальное отличие: к.дуализму противопоставляет монизм: в основании мира лежит не 2, а 1 единственная и единая субстанция, обладающая разными атрибутами (человеку доступно познать только 2: атрибуты протяженности и мышления). Решение психофиз проблемы: и пси, и телесн пр-ссы обусловлены общим началом, это разные стороны медали. Душа не может влиять на тело, тело на душу, они являются продолжением общего начала

Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. àСпиноза разрешил дуализм Декарта.

Концепция аффектов Спиноза. 3 аффекта: удовольствие, неудовольствие, желание. Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей.Человек находится в "рабстве" у аффектов и от них надо избавляться с помощью познания (а стоики говорили, что можно управлять аф). àих нужно опосредствовать разумом, тогда будет достигнут интеллектуальный аффект.

Роль этой идеи для ЛСВ (Спиноза – любимый философ). Поиск единицы анализа психики, ее суть – минимальное по объему понятие, вкл в обобщенном виде существенные кач-ва отображаемого предмета. Начиная с Аристотеля в психике выдел 2 сферы: познават и мотив-эмоц. Понятие, к-ое могло бы их объединить? Для ЛСВ решение – идея Спинозы.

Рассматривает чувственное познание как смутное, случайное и фрагментарное. Позволяя человеку лишь удовлетворять свои повседневные потребности, оно ничего не дает науке. Подлинное познание осуществляется с помощью разума, который использует общие понятие. Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. 4 способа приобретения познания: понаслышке либо по какому-нибудь другому произвольному признаку; от беспорядочного жизненного опыта; путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию — о причине и т. п.; непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины.

Лейбниц. решение психофизической проблемы - гипотеза «предустановленной гармонии»:

Души действуют согласно законам конечных причин, тела — по законам причин действующих, и оба царства гармонируют между собой (гармонию предустановил Бог до творения); они являются выражением одного универсума.

Душа и тело составляют не две отдельные субстанции, а как бы два полюса в каждой монаде: один из них характеризуется пассивностью, бессознательностью, которыми отличается все вещественное; другой — ясностью представлений и деятельным характером — свойством, которое мы приписываем духу. Согласно Лейбницу, мир состоит из живых духовных единиц — монад. Монада абсолютно проста, она не имеет частей, не занимает пространства, бестелесна, активна. Однако монада, и в частности душа, всегда соединена с телом.

Вводит понятие «бессознательного». впервые в истории произвел различие между бессознательными и сознательными состояниями духа. Согласно Лейбницу, в душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память. Области в душе, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются: 1. отчетливого знания, 2. смутного знания и 3. бессознательного.

· Принцип структурной организации психики. До приобретения опыта существуют прожилки, к-ые упорядочиывают приобретаемый опыт.

· Принцип активности.

· Категория бессознательного.

1. 11. Ф.Бэкон как основатель эмпиризма Нового времени: основные психологические идеи.

Гносеология Ф.Бэкона. Роль его – родоначальник эмпиризма, только заложил основы, но не довел до уровня логически заверш философ концепции. А вот Локк (тоже основатель!) – систематизирует идеи эмп философии в виде целостной концепции Э.

Эмпири́зм — направление в гносеологии, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему

Аристотель (опр Р учения о душе до 17 в!): объект иссл - все жизненные проявления организма à психобиология. Р анатом и физиол знаний à понятие души ст-ся излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела.

Великие открытия и изобретения в различных областях науки и техники прокладывали новые пути научного познания. Опыт, эксперимент, индукция, математика выступают теперь средствами получения и объяснения фактов.

Френсис Бэкон(1561 — 1626)намечает новую линию исследования души.

· Исключение из состава души органических функций

· отказ от изучения души как особого предмета (отказ от изучения наиболее общих вопросов), требование перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей)

à подготовка отмирания науки о душе + предпосылки для становления новой науки о сознании.

Задачи комплексного изучения человека. Нужна единая наука о человеке, составной частью которой является и психология. Вообще «все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом, чтобы они лишь намечали или указывали различия наук, а не рассекали и разрывали их...».

Учение о человеке включает 2 части.

1. Философия человека: ч-к рассм-ся как таковой

2. Гражданская философия: ч-к рассм-ся в его отн к обществу

Человек рассматривается у Б. натуралистически (отвлеченно от общ-экон усл-й): тело+ душаà науки о теле (медицина, косметика, атлетика и наука о наслаждениях) и о душе.

Учение о душе:

1. О рациональной божественной душе. Способности: разум (или интеллект), рассудок, воображение, память, желание (или влечение), воля

2. О чувствующей нерациональной, общей ч-ку и животным, природа телесна. Из ее функций исключаются физиологические, их осуществляют органы! Способности: ощущения и выбора , т. е. стремление к благоприятным и избегание неблагоприятных обстоятельств, и произвольные движения. Эту сп-ть имеют вообще все тела: железо стремится к магнитуK; отличаем от нее восприятие как ф-цию души.

Общие вопросы, отн к душе и телу:

· учение об их связи (определение душевного состояния по внешним проявлениям (физиогномика), толкование снов, влияние болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наоборот, души на тело) àполезно

· о личности(на примере выдающ личностей –высшие проявл чел возможн: выдающаяся память, чудеса мудрости, моральной стойкости и т. д).

Проблемы познания!!!

Признание объективности существующего мира.

Чувства – исходный эл-т познания, но не обеспечивают всего познания. Их данные должен обрабатывать разум!
Необходим союз опыта и рассудка: наука состоит в применении рационального метода к чувственным данным.

Анализ познавательных возможностей человека à познание подвержено глубочайшим заблуждениям (идолы, призраки), которые обманывают не в частных вопросах, но на каждом шагу как бы расставляют ловушки разуму.

От Умрихина: Наше познание всегда начинается с опыта, но на первых порах, когда его мало – это напоминает ситуацию, когда недостаточно прочная почва под ногами, легко споткнуться. Мало опыта – склонны к заблуждению. Давайте знать, что подстерегает, чтобы избежать.

Классификация гносеологическая, но в ней есть и пси содержание.

1. «Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде». ЛОЛ Ленин не читал (познание не явл отражением мира)

2. «Призраки пещеры» – это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

3. «Призраки площади (рынка)» – следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум». Связь мышления и речи, на рынке обмениваемся товарами, в жизни – словами. Пси содержание: связь между словом и его значением.

4. «Призраки театра» –это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. Тут нет пси содержания; это намек на схоластику: было столько теорий, сколько пьес ставилось на подмостках театра, их надо отбросить и начать с опытных фактов.

От последних можно отказаться, а другие всецело господствуют над разумом (полностью не избавишься). Препятствия – врожд/приобрет (?). Вообще они штуки преодолимы, познание объективной истины возможно à

СРЕДСТВА освобождения от заблуждений! Удивительная, гениальная догадка о роли ср-ва в психологической деятельности (опережение своего времени). Фраза, к-ую любил цитировать ЛСВ: «Голая рука и человеч разум сам по себе мало что могут. Дело осуществляется орудиями и вспоможениями, к-ые нужны разуму не меньше, чем руке средства!».

Главное орудие познания – метод. Метод, адекватно раскр природу – научная индукция. Возвел индукцию в общую теорию, выявил правила перехода от частного к общему.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

Биография (для души)

В «Новом Органоне» он пишет, что три открытия, не известные в эпоху античности, кардинальным образом изменили жизненные устои. Книгопечатание, порох и компас

В период жизни Бэкона Англия переживала экономический подъём и была самой богатой державой.

Отец Бэкона служил лордом – хранителем печати у королевы. Поэтому с детства был представлен ко двору. В 16 лет впервые испытал разочарование в методе философствования Аристотеля. Ездил во Францию, которая произвела на него негативное впечатление. После смерти отца вернулся в Англию. Был выбран в палату общин. Занимал важные юридические должности при дворе. В конце концов стал лордом-канцлером. В 1620 году опубликовал свой труд «Новый Органон», который должен был заменить Органон Аристотеля (задумывался как вторая часть труда «Великое восстановление наук»). В 1621 году обвинён в коррупции палатой лордов, был приговорён к штрафу и тюремному сроку. Штраф был прощён королём, а тюремное заключение продлилось всего несколько дней. С политической карьерой пришлось завязать, но Бэкон продолжал заниматься наукой.

12. Становление и основные черты психологии как науки о сознании XVII – XIX вв..

2 шага Ф.Бэкона (исключение из состава души органических функций и отказ от изучения души как особого предмета, требование перейти к описанию ее процессов) — подготовка отмирания науки о душе + предпосылки для становления новой науки о сознании.

Историч контекст образования пси сознания: в философии выделились течения эмпиризм и рационализм.

Магистральная линия развития в психологии в 17 веке, мощный ствол – классическая пси сознания, осн Декартом и Локком, имевшая большинство сторонников.

Понятие «сознание» появилось, как только первые философы Нового времени избавились от господства схоластики, что было сложно (эмпирикам проще). Декарту тяжело – не мог опереться на опыт, т.к.с точки зрения рационализма опыт ничтожен по познавательной роли. Сам воспитанник схоластов.

Декарт – рациональный метод, чтобы отмежеваться от схоластики (систематического сомнения); мыслю значит существую (психика=сознание; мышление – доказательство существования)

àреанимируется понимание души, достигнутое в поздней античности: душа как процессы самоуглубления, самопознания àинтроспективное определение сознания (и у Декарта, и у Локка):

Декарт, сознание – «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем это непосредственно, сами собой…»

Локк: сознание – «восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме»

ð сознание, как только стало предметом психологии, стало определяться интроспективно, как некая внутренняя реальность, открывающаяся субъекту в пр-ссе интроспекции.

Сознание как предмет определяется посредством метода интроспекции! à интроспекция – не только основополагающий, но и необходимый метод изучения сознания.

Особенность науки Нового времени (17 в)- механицизм. Когда из философии выделилась первая группа наук, лидер –механика (наиболее успешно тут применялся эксп-т, законы - в строгой матем форме). Др науки, желая догнать и перегнать, заимст либо теор, либо методолог принципы. Примеры: Теор– Декарт, рефлекс; весь рефлекторный процесс описан как пр-сс механич взаимодействия (внешн возд-е, натяжение нитей, стремление животного духа) Методологич– элементаризм (любое сложн явл состоит из простейших первичных эл-тов, определяющих; надо разложить на них, чтоб понять сложное явл).

6 принципов (3+3) пси сознания (17-18 в), к-ые были положены в основу трехвекового развития пси сознания:

Первая тройка– следствия из интроспективной трактовки сознания:

o Отрыв сознания от внешней реальности

o Господство метода интроспекции. Предмет опр-ся посредством метода.

o Вся психика сводится к сознанию, пси оказ-ся закрытой для бессознат психики

Вторая тройка – следствие механицизма пси:

o Элементаризм как общая методология пси познания: допущение, что любое сложное явл производно от своих оставляющих. Анализ сознания по эл-там (ЛСВ) = атомизм. Требует разложения на эл-ты и последующих поиск принципов, их объединяющих

o Что собой представляют эл-ты? à сенсуализм (возн 18 в) – сведение любых пси явл к ощущениям как своим первоэлементам

o За счет чего из эл-тов образуются сложные явл? à ассоцианизм (возн 18 в) – сведение всех механизмов психики к единственному. Определял лицо магистральной линии развития психологии. Психология сознания стала ассоцианистской. А – не просто использование понятий ассоциаций, а сведение к ассоциациям всех закономерностей протекания пси пр-ссов.

В развитии А явно выделяется 2 п-да, совпадающих с веками 18 и 19:

1) 18 век – становление А. Джордж Беркли – крупн философ, последователь - Дэвид Юм, Дэвид Гартли – философ и врач(англ).

2) 19 век – борются 2 тенденции: к консервации и к постепенному разрушению А (А не может существовать без методологии элементаризма – для А нужны дискретные эл-ты, соед в А). Милль (сын) заметил, что химия обогнала механику, решил что химия дб главной; это его пример про H2O; психология дб ментальной химией – изучать сложные явления сами по себе, не сводя их к эл-там. Это начало распада А.

Вундт уже не являлся ассоцианизмом. Включил классификации ассоциаций своих предшественников, но А – не единст механизм течения пси пр-ссов.

Пси сознания, лишившись А, приходит к концу 19 века – введение метода эксперимента, выделение пси в самост науку. В начале 20 века пси сознания терпит полный крах:

· Внешняя причина краха: не может ответить ни на один из запросов практики (практика развертывается во внешней реальности, она не учитывается); неадекватность социальной ситуации

· Внутренняя причина краха: 3+3 принципа, сост ее основу (17-19 века), к концу 19 века себя исчерпали, введение эксперимента ускорило этот пр-сс.

Психологи видят неуспешность развития пси сознания, рез-таты иссл не соотв ожиданиям, возлагавшимся на них (пример Вундта – рез-таты не соотв ожиданиям, получились карликовые 4 частных принципа, к к-ым душевная жизнь не сводится).

К нач 20 век Вундт по той же причине переключился на пси народов (по методологии – гуманитарная, тогда называлось «науки о духе», спиритуалистическая). По содержанию – культурно-историческая, т.к. связывает инд психику с культурным духом.

В поиске альтернативных путей развития науки появляются школы. Каждое такое направление пыталось преодолеть 1 из 6 базовых принципов в пси сознания.

17, 18 и отчасти 19 вв – элементаристская методология в психологии. В 19 – критика, но все равно раскладывали сознание по эл-там, т.к. не было альтернативы эл-му. Такой принцип появится к началу 20 века – принцип целостности (законы целого определяют все входящие в него части).

Бенедикт Спиноза. Учил, что имеется единая, вечная субстанция – Природа – с бесконечным множеством атрибутов. Из них нашему разуму открыты только два – протяженность и мышление. Человек целостное телесно-духовное существо.

Лейбниц. По мнению Лейбница, в основе единства телесного и психического лежит духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад. Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во вселенной. Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это области: 1. отчетливого знания, 2. область смутного знания и 3. область бессознательного

Томас Гоббс. Он начисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Пространство и время не существуют объективно, а являются лишь свойствами мышления. Бог создает мир и придает ему первоначальное движение, в дальнейшем не вмешиваясь в ход событий. В духе Р. Декарта Т. Гоббс рассматривает жизнь как и механический процесс, в котором сердце - пружина, нервы - нити, суставы - колеса. Сам человек является по своей природе эгоистичным животным, которое стремится лишь к собственной выгоде и пользе.

Джон Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях". Отрицание врожденных идей! Далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека. В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида.

Д.Гартли. Учение об ассоциации Гартли базируется на учении о вибрации, он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга- большой и малый.

Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств вызывает вибрацию соответствующих частей мозга, а та, в свою очередь, стимулирует работу определенных мышц, вызывая их сокращения и движения тела.

Малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой психической жизни, основой процессов познания и обучения. Вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Эти следы – основа памяти человека, могут быть более/ менее сильными в зависимости от силы и значимости явления. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.

Вундт. Первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о «непосредственном опыте». Т.к. продуктом деятельности органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они рассматривались как особый объект изучения, относимый к психологии. До хитрюжки Вундта эксперименты проводились только на животных.

Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделялись простейшие элементы, из которых они строятся (интроспекция). При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной «материи» сознания. Материя эта состоит из элементарных нитей составных частей. Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).

Его главный просчет был в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того постулата, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции, т.е. он всесилен. Зависимость сознания от внешних объектов, обусловленность психики деятельностью головного мозга, включенность психической жизни индивида в мир социальных связей – все это устранялось из сферы научного анализа.

Наши рекомендации