Психологические характеристики темперамента

К психологическим свойствам темперамента относят чувствительность (сензитивность), активность, реактивность, соотношение между активностью и реактивностью, эмоциональную возбудимость, темп психических реакций, пластичность — ригидность, экстраверсию — интроверсию.

Чувствительность — свойство, на основании которого мы судим о том, какая наименьшая сила раздражителя необходима, чтобы у человека возникла психическая реакция. Это скорость возникновения психической реакции.

Активностьпроявляется в силе и энергии, с которыми человек сам воздействует на окружающий мир (настойчивость, выносливость, работоспособность, сконцентрированность внимания).

Реактивность— это свойство, свидетельствующее о том, с какой энергией человек реагирует на воздействие окружающего мира (невозмутимость, вспыльчивость).

Соотношение между активностью и реактивностью.Данные свойствамогут быть уравновешены, могут быть слабо выражены, одно из них может преобладать.

Обэмоциональной возбудимостимы судим по тому, какое воздействие необходимо, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.

Темп психических реакций—этоскорость протекания психических реакций. Проявляется это свойство темперамента в быстроте концентрации внимания и запоминания, в находчивости.

Пластичность и ригидность— противоположные свойства. Пластичность обеспечивает легкость и быстроту приспособления человека к изменяющимся условиям и к действующим раздражителям. Ригидность, наоборот, ведет к плохой приспособляемости.

Экстраверсия—интроверсия—психологические свойства, которые были введены в психологиюК. Юнгом. Экстраверсия — этососредоточенность сознания на окружающем мире. Интроверсия—сосредоточенность сознания на самом себе.

Психологический «паспорт» сангвиника

Чувствительность понижена. Повышенная активность и реактивность. Активность и реактивность уравновешены. Высокая эмоциональная возбудимость. Темп психических реакций быстрый. Пластичен. Экстраверт.

Психологический «паспорт» холерика

Малая чувствительность. Высокая реактивность и активность (работает с подъемами и спадами). Реактивность преобладает над активностью. Высокая эмоциональная возбудимость (склонность к аффекту). Высокий темп психических реакций. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Экстраверт.

Психологический «паспорт» флегматика

Малая чувствительность. Высокая активность (медленно входит в работу). Реактивность понижена. Активность преобладает над реактивностью. Эмоциональная возбудимость понижена. Медленный темп психических реакций. Ригидный. Интроверт.

Психологический «паспорт» меланхолика

Высокая чувствительность. Снижена активность. Малая реактивность. Эмоциональная возбудимость понижена. Темп психических реакций замедленный. Ригидный. Интроверт.

Глоссарий

Темперамент, сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик, активность, реактивность, чувствительность, эмоциональная возбудимость, темп психических реакций, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия.

Вопросы для самоконтроля

1. С именем какого ученого связанпервый этап в истории представлений о темпераменте?

2. Какие типы темпераментов выделил И. Кант?

3. Что такое темперамент по И. П. Павлову?

4. Какой вклад в исследование темперамента внесли советские ученые?

5. Дайте психологическое определение темперамента.

6. В чем проявляется активность, реактивность, пластичность?

7. Каково соотношение активности и реактивности у флегматика, меланхолика?

8. Какой темп психический реакций у сангвиника?

9. Какому типу темперамента свойственна высокая эмоциональная возбудимость и склонность к аффектам?

10. В чем отличия экстраверта от интроверта?

Список литературы

1. Бологова, Е. И. Влияние личностных свойств импульсивности и управляемости на профессиональную адаптацию студентов педвуза : автореф. … дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. И. Бологова ; Моск. гос. пед. ин-т. — М., 1988.

2. Делеу, М. В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к вузу / М. В. Делеу // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе : сб. статей / Кишин. гос. ун-т им. В.И. Ленина ; редкол. : В. А. Гаврилов (отв. ред.) [и др.]. — Кишинев, 1990.

3. Еникеев, М. И. Общая психология / М. И. Еникеев. — М. : Приор, 2000.

4. Коломинский, Я. Л. Человек: психология : кн. для учащихся ст. кл. /
Я. Л. Коломинский. — М. : Просвещение, 1980.

5. Краковский, А. П. Трудный возраст / А. П. Краковский. — М. : Просвещение, 1966.

6. Крутецкий, В. А. Психология / В. А. Крутецкий. — М. : Просвещение, 1986.

7. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. — СПб. : Питер, 2001.

8. Мерлин, В. С. Очерк теории темперамента / В. С. Мерлин. — М. : Просвещение, 1964.

9. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р. С. Немов. — 2-е изд. — М. : Просвещение : ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1 : Общие основы психологии.

10. Организация учебного процесса / под ред. М.-И. Педаяс.— Тарту : Тарт. гос. ун-т ЭССР, 1975.

11. Павлов, И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека : [в ? т.] / И. П. Павлов. — М. : Л., Изд-во АН СССР, 1951. — Т. 3. — Кн. 2.

12. Петровский, А. В. Общая психология / А. В. Петровский. — М. : Просвещение, 1987.

13. Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. — М. : Наука, 1979.

Наши рекомендации