Психоаналитическая концепция бессознательного

Классический психоанализ З. Фрейда (1856-1939)

Значение Фрейда: до Фрейда – 1) бессознательное равнозначная часть психики, 2) граница между сознательным и бессознательным открыта.

Фрейд: граница непроницаема. То, что раньше называлось бессознательным, у Фрейда получило название предсознание (содержание не актуально, но может быть осознано), бессознательное нельзя осознать. Методы изучения: гипноз - взлом психики и опосредствованное изучение: сны, оговорки и т. д.

Истоки:

- общение с Брюкке, который исследовал физиологические процессы в терминах энергетических превращений - представление о психическом как о специфической энергии.

- Общение с Шарко по поводу истерии - причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. + вытеснение как механизм симптомообразования.

- Брейер, гипноз, случай Анны О. - идея о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. + катартический метод излечения.

- Переписка с Шарко, Брейером, Флиссом - разработка важнейших постулатов психоанализа: происхождение неврозов, возникновение тревоги, понятие защитных неврозов, архитектура истерии, неврозы навязчивых состояний и паранойя.

Этапы:

1. (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Работа с Брейером, "Очерки об истерии" (1895). Причины невротических расстройств: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. Вначале речь шла о реальной травме, реальном насилии, позднее Фрейд пришел к мысли, что речь идет о собственных фантазиях, представлениях-желаниях ребенка.

2. (1897-1923) написаны фундаментальные научные работы "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904), "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Влечения и их судьба" (1915) и др. В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению (потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида). Эти два вида влечений противопоставляется. Разработана топическая (пространственная) модель психики:

3. (1923-1939) представлен работами "По ту сторону принципа удовольствия" (1920), "Я и Оно" (1923). Разработана структурная модель:

- Id (Оно): принцип удовольствия, первичные процессы, рефлекторные действия;

- Ego (Я): формируется из Оно, когда появляются знания о внешнем мире; принцип реальности, вторичные процессы, перцептивные и когнитивные стратегии. Цель - отсрочка удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Снижение тревоги обеспечивается защитными механизмами: отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч.

- Super-Ego (Сверх-Я): система ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал - поощрений родителей.

Иначе трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе - стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою.

Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии - оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт - это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение - потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны.

Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.

Неофрейдизм

Неофрейдизм -это направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоаналитическое учение З. Фрейда. Выделяют несколько поколений неофрейдистов, которые оставили весомый след в науке. Это такие ученые как К.Г. Юнг, А. Адлер (1-е поколение неофрейдистов), К. Хорни, Э. Фромм (2-е поколение) и другие.

Аналитическая психология К Юнга (1875-1961)

Ученик Фрейда. Теорию К. Юнга можно изложить по таким базовым теоретическим положениям, по которым он концептуально расходился с Фрейдом:

- структура психики и бессознательного,

- представление о личностных типах,

- понимание либидо,

- представление о стадиях развития личности и их детерминации,

- о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.

Структура психики:

· Эго - это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными.

· Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго.

· Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) - включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс - это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент - носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие.

· Коллективное бессознательное - врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.). Такие феномены получили название архетипов. Архетипы - "прообразы", "древнейшие образцы", мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них - архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др.

Функциональные возможности психики и личностные типы.

Психическая функция - психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями - двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция). Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный). Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (те. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление и т.д.). Остальные функции являются вспомогательными. Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта - то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности, например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д.

Понимание либидо.

Согласно З. Фрейду, либидо - это сексуальная энергия, этот термин обозначает "количественную сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь". К.Юнг полагал, что оно - есть психическая энергия вообще, не имеющая ни явно сексуального (по Фрейду), ни властного (по Адлеру) начала. Эротизация психики сужает возможности личности, "обезображивает культурного человека".

Представление о стадиях развития личности и их детерминации.

Юнг понимает развитие как процесс, продолжающийся всю жизнь. Он носит название индивидуации. Индивидуация - процесс сознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов своей психики, целью которого является объединение всех противоречий в систему, развитие умения быть собой, быть верным самому себе.

Основные этапы индивидуации связаны с отдельными архетипами, с их индивидуальной проработкой. Общий принцип работы с архетипами состоит в проекции (вынесении вовне, на объект) отвергаемых личностных особенностей, с последующей их интеграцией в себя. На основе этого принципа сохраняется идея индивидуации как последовательного объединения всех противоположностей.

Индивидуация Самости встречает на своем пути множество препятствий, одним из которых является архетип Тени. Тень - воплощение тех личностных черт, которые считаются недостойными, негативными и болезненными. В самом начале работы с Тенью неприятные качества проецируются на другие объекты с целью такого ложного избавления от них. На самом деле, как говорил Юнг, чем больше сил мы прикладываем к тому, чтобы избавиться от неприятного, тем сильнее оно заявляет о себе. Интеграция Тени в Я привносит новую творческую энергию, способствующую интенсивному личностному росту. Интегрированные теневые особенности становятся подконтрольными, управляемыми, степень их негативного влияния снижается.

Следующий архетип - Персона - воплощает социокультурную детерминацию активности личности, осуществляя гибкое приспособление личности к окружающей действительности. Персона есть проявление личности, противоположное ее подлинности, это система компромиссов, которые позволяют ей адаптироваться к окружающему миру, принимая на себя социальные роли. Проработка Персоны связана с преодолением ее искажающего влияния на личность, которое может происходить в виде идентификации с социальными ролями, маскирующими уникальный склад личности.

Парный архетип Анима/Анимус означает персонификацию таких характеристик, которые не соответствуют половой идентификации мужчины/женщины. Анима представляет собой женскую часть психики мужчины, ассоциирующуюся с чувственностью, настроением, восприимчивостью к иррациональному; Анимус - мужскую часть психики женщины, обнаруживаемую в таких положительных проявлениях, как смелость, умение логически мыслить, инициативность. Отрицание качеств, противоположных полу, может усиливать влияние архетипов, приводя к их инфляции, т.е. к чрезмерному раздуванию. Работа с архетипами на этом этапе также заканчивается интеграцией противоположностей, высвобождая дополнительную энергию, необходимую для личностного развития.

Архетип Мудреца (Духа, Значения, Старого Мудреца) обнаруживается в проекции на определенные объекты силы, жизненной энергии. Он связан с проработкой зависимости от отца/матери и разотождествлением с ними.

Самость является воплощением представления о психической целостности и полноте, символы которого указывают на внутреннюю гармонию, единство всех противоположностей, интегрированность. В реальной жизни человек может только стремиться к достижению Самости, которая, на самом деле, является для него некоторым недостижимым идеалом.

Методы диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.

1. словесно-ассоциативный тест: испытуемому предлагался список слов, на которые тот должен был тут же реагировать первым пришедшим на ум словом. Время реакции фиксировалось с помощью секундомера. Затем тест был усложнен — с помощью различных приборов замечались физиологические реакции испытуемого на различные слова-стимулы. Главное, что удалось обнаружить, — это наличие слов, на которые испытуемые не могли быстро найти отклик, либо удлинялось время подбора слова-реакции; иногда они надолго замолкали, “отключались”, заикались, отвечали не одним словом, а целой речью и т.д. При этом они не осознавали, что ответ на одно слово-стимул, например, занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое. Из этого Юнг сделал вывод о том, что такие нарушения в реагировании связаны с наличием заряженных психической энергией “комплексов” — стоило слову-стимулу “дотронуться” до такого комплекса, как у испытуемого появлялись следы легкого эмоционального расстройства. В дальнейшем этот тест способствовал появлению многочисленных “проективных тестов”.

2. толкование сновидений: сновидения имеют не только редуктивную функцию (то есть отражение актуальной ситуации), но и конструктивно синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своём имеет своей целью индивидуацию и только неправильное понимание смысла сновидения могут заставить личность регрессировать. В каждом сновидении, есть некоторый посыл который служит расширению сознания и выходу сознания на принципиально иной уровень. Даже кошмар имеет свою позитивную функцию, он выносит на уровень частичного осознания, некий кризисный процесс доселе находящейся в полной тьме неведения и даёт сновидцу возможность осознано работать с конфликтом, который доселе был полностью закрыт.

3. метод активного воображения: “Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно”. Активное Воображение -это диалог, который вы ведете с различными частями вашего "я", живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)

Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.

Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

· целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);

· признание изначально социальной природы человека;

· стремление человека к совершенству

· понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).

Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:

1) чувство неполноценности и компенсация. У человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям. В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки Это - чувство неполноценности (ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми). Умеренно развитое чувство неполноценности ? желание преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов. Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха - развитию дара музыканта. При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности (совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции). По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности. Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.

2) стремление к превосходству как стремление к совершенству – основополагающее желание. Стремление к превосходству является врожденным Варианты его проявления: (Критерий — социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) - врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества)

· Низкий социальный интерес - невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех.

· Высокий социальный интерес ?стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству.

Социальный интерес - по Адлеру - является показателем психического здоровья, "барометром нормальности" и критерием различения типов превосходства.

3) стиль жизни — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни.

· управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

· Берущий тип. Относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Обладают низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят страдания другим.

· Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.

· Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

4) творческое Я. Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

5) порядок рождения - основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

6) фикционный финализм. Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной.

Адлер развивал мысль Вайингера ("Философия возможного") о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: "Честность – лучшая политика", "Все люди созданы равными", "Мужчины стоят выше женщин".

Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности (ипохондрия – убежденность в болезни).

Признаками здоровой личности по Адлеру являются - движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:

· физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;

· избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;

· отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Наши рекомендации