Система льгот и компенсаций
1970е – начала вводится в структуре вознаграждения система льгот и компенсаций. Стояло 2 задачи: удержание высококвалифицированного персонала; новые требования к социальной ответственности бизнеса.
В настоящее время наблюдается 2 тенденции:
-увеличение доли затрат на обеспечение социальных льгот и компенсаций
- система льгот и компенсаций становится гибкой и дифференцированной.
Исследование, опубликованное в журнале Work Span в 2008 году показало, что американские компании, а так же европейские компании за последние 5 лет увеличили затраты на социальные выплаты и к 2008 году они составляли до 15% трат на персонал
В России «соц.пакет» - волшебное слово, не имеет юридическую основу. Компания «Развитие бизнес систем» провела опрос (hotjob.ru, Борисенко «Альтернатива стандартному подходу. Система кафетерий»). Задавали вопрос, зачем нужен соц.пакет: 53% - показать внимательное отношение к сотруднику, 19% - чтобы не платить большую зп, 16% - соответствие законодательной базе, 12% - создать хороший имидж компании на рынке. Соц.пакет в России – элемент корпоративного престижа и материальные выплаты по нему в этот период (2008-2009) составляли от 30 до 50% величины заработка.
В ТК соц.пакет не упоминается. К этому понятию вернулись, когда стали говорить о соц. ответственности бизнеса. В ТК есть следующие понятия: компенсации, компенсационный пакет, гарантии, льготы (7 раздел).
Гарантии – это средства, способы и условия с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально – трудовых отношений.
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей предусмотренных настоящим ТК и другими ФЗ.
Вместе с тем анализ соблюдения гарантий и выплат компенсаций показывает, что белая зп и оплата больничных часто становится своеобразной «льготой», т.к не все компании предоставляют их сотрудникам. («Выплата льгот по типу кафетерия», dps.smrtlc.ru)
Компенсационный пакет – прямые и косвенные компенсации или возмещение организацией затраченных сотрудниками физических и умственных усилий в деятельности развития компании.
Прямые компенсации – текущие финансовые выплаты, связанные с отработанным временем или выполненным объемом работ в наличной или безналичной форме, а так же натуральные выплаты, оказывающие регулярное воздействие на производственное поведение работников. К ним относятся постоянная и переменная часть оплаты труда.
Косвенные компенсации – финансовые выплаты и нефинансовые вознаграждения, которые прямо не связаны с объемом произведенной продукции или отработанным временем. К ним относятся: выплаты по обязательному социальному страхованию, гарантии, компенсации и доплаты, предусмотренные ТК РФ, доп.выплаты сверх установленных законодательством. Бабанина Л.С. «Компенсационный пакет персонала – назначение, состав, оптимизация» (imicor.ru).
Задачи, решаемые с помощью соц.пакета:
-контроль текучести кадров
- повышение мотивации сотрудников в целом и увеличение показателей производительности труда
-привлечение в компанию нужных сотрудников
-обеспечение благоприятного СПК в коллективе
- формирование однородной корпоративной культуры и лояльности к компании у сотрудников
- сохранение состояния зависимости от организации
-повышение привлекательности компании как работодателя
- формирование образа социально ответственной организации.
Условия эффективности соц.пакета:
1. Базовый уровень оплаты труда – уровень зп должен быть конкурентоспособным и восприниматься работниками как достаточный, чтобы другие мотивирующие факторы вступили в действие.
2. Отличие от предложений конкурентов – предлагаемые соц.льготы должны выгодно отличаться от среднестатистических предложений на рынке труда.
3. Информированность сотрудников Информация должна содержать перечень соц.льгот и условия их получения
4. Ценность соц.пакета – предлагаемые бенифиты должны быть актуальными и важными для сотрудников
5. Оптимальность с т.з задач и отдачи
«Социальный пакет: статья расходов или инструмент управления» cfin.ru.
Этапы трансформации соц.пакета за последние 10-15 лет как формы вознаграждения:
1. Этап «ведомственных» учреждений. До начала 90х годов на большинстве крупных предприятий практиковалась обеспечение всех сотрудников мед. обслуживанием, ДДУ, санаторно – курортным обеспечением.
2. Этап приватизации предприятий. Переход предприятий в частную собственность в начале 90х сопровождается резким снижением затрат организаций на обеспечение льгот и гарантий сотрудников.
3. Этап «базового» соц.пакета. Середина 90х, появилась заинтересованность частных предпринимателей в привлечения сотрудников как основного ресурса, за которого развернулась борьба. Начали вводится новые элементы соц.пакета
4. Увеличение доли и дифференциации соц.пакета в условиях конкуренции за персонала. Повышение затрат предприятий на соц.гарантии и включение соц.пакета в общую систему вознаграждений
Сардарян А., Комарова Т., Хожемпо В. « Мотивационная функция социального пакета: чем заинтересовать работника 21 века», Управление персоналом 2008, №8, стр. 16 – 19. Приводятся данные о том, что по мнению большинства консультантов и руководителей компании, соц.пакет необходим даже при самом высоком уровне оплаты труда. Так же его необходимо постоянно пересматривать.
По данным ВЦИОМ («Соц.пакет или деньги») кол-во граждан, обращающих внимание на соц.пакет: в 2004 – 14%, 2007 – 21%, 2008 – 59%.
Соц.пакет на работе (romir.ru). Исследование проводилось в 2007 году:
-для 72% респондентов является важным наличие соц.пакета при трудоустройстве, 21% не обращают на него внимание, 7% не определились
-чаще всего внимание на соц.пакет обращают внимание женщины, квалифицированные специалисты с высшим образованием, работники с доходом от 10-30 т.р, в возрасте 25-34.
-безразлично относятся руководители высшего звена.
Компания задавала вопрос, что должно входить в соц.пакет и выявился рейтинг льгот:
-82% считают, что 100% оплата больничного листа и отпуска по беременности и родов
- 81% ДМС (добровольное мед. страхование)
-75% проф.обучение
- 54% оплата мобильной связи
-54% оплата питания.
-51% оплата транспорта
-50% предоставление ссуд сотрудникам
- 27% ДМС для родственников и детей.
Консалтинговая компания Анкор задавали вопросы, что есть в ваших компаниях из соц.пакета:
- 88% выдача кредитов и ссуд и обучение за счет компании
-76% оплата услуг мобильной связи
- 71% предоставление корпоративного авто
-18% оплата спорта
-14% страхование жизни
-7% доп.отпуска.
Чему бы вы отдали предпочтение?:
- бесплатные обеды (27%)
- оплата транспортных расходов (22%)
- удобный график (18%)
-мед.страхование (16%)
-возможность получение кредита и оплата мобильной связи