Общепризнанные военные реформы, их краткая характеристика

Военная реформа - существенное преобразования военной системы государства, проводимое по решению высших органов государственной власти.

В истории России до 1917 года обычно выделяют четыре периода, связанных с проведением крупных военных реформ, и два периода серьезных военных преобразований, когда реорганизациям подвергались только отдельные стороны военной структуры государства: военные реформы Ивана Грозного, Петра I, Д.А. Милютина и в преддверии Первой мировой войны; военные преобразования в период правления первых Романовых и Александра I.

После октябрьских событий 1917 года в России была создана новая военная организация государства, основу которой составили Рабоче-крестьянская красная армия (РККА) и Рабоче-крестьянский красный флот (РККФ). В советское время военная структура страны тоже прошла через ряд преобразований и реформ.

13. Современная военная реформа в России, её сущность и содержание

Военная реформа - комплекс осуществляемых в Российской Федерации организационных, правовых, экономических, военных, социальных и иных мер, направленных на качественное преобразование Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций оборонного промышленного комплекса, связанных с ними федеральных органов исполнительной власти и органов военного управления.

Целями военной реформы являются:

  • создание в Российской Федерации единой государственной военной организации, повышение ее боевой и мобилизационной готовности, боевой способности;
  • приведение военного потенциала в соответствие с потребностями Российской Федерации в обеспечении обороны и безопасности государства.

Структурные изменения

Одним из основных направлений реформы является переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» — «армия» — «дивизия» — «полк» к трёхзвенной «военный округ» — «Оперативное командование» — «бригада». Количество воинских частей планируется сократить.

Военная реформа предусматривает:

  • уточнение военно-политических, военно-стратегических, военно-технических и военно-экономических основ строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • совершенствование государственного руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, усиление роли Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации как главного органа военно-стратегического планирования;
  • совершенствование законодательства Российской Федерации в области строительства и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, контроля за их деятельностью;
  • совершенствование организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, приведение их состава и численности в соответствие с поставленными задачами;
  • совершенствование системы финансового обеспечения обороны и безопасности государства;
  • приведение оборонного промышленного комплекса в соответствие с потребностями обеспечения обороны и безопасности государства;
  • создание социально-экономических условий для перехода и последовательный переход к комплектованию воинских должностей, для которых штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта и старшины, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту";
  • проведение целенаправленной государственной политики по укреплению престижа военной службы и создание единой системы правового, материального и социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • совершенствование профессиональной подготовки военных кадров. обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
  • создание правовой основы гражданского контроля в области обороны и безопасности государства;
  • обеспечение социальной реабилитации граждан, уволенных с военной службы, в том числе их переподготовка и трудоустройство по выбранным специальностям;
  • поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства;
  • иные меры в области обороны и безопасности государства, необходимые для достижения целей военной реформы.

Наши рекомендации