Понимание логико-грамматических конструкций
Проба направлена на исследование понимания пространственных и квазипространственных отношений.
Реквизит.Наборы картинок (Ахутина, 1999):
1) шесть парных картинок с изображением действий между двумя объектами;
2) шесть картинок с различным расположением ящика и бочки относительно друг друга.
Проба выполняется в два этапа.
1 этап. Исследование понимания активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов.
Инструкция.«Посмотри на эти картинки и найди, где изображено:
дядю обрызгала тетя
трактором перевозится машина
газету закрывает книга
клеенка покрыта скатертью
девочкой спасен мальчик
мама перевозится дочкой».
Процедура. Ребенку предъявляют 12 картинок, из которых он выбирает требуемое изображение.
2 этап. Исследование понимания предложных конструкций.
Инструкция.«Посмотри на эти картинки и найди, где изображено:
в ящике бочонок
ящик за бочонком
на бочонке ящик
бочонок перед ящиком».
Процедура.Ребенку также предъявляются картинки с изображением бочонка и ящика в различных положениях относительно друг друга, из которых он выбирает требуемые.
Система оценки. Проба оценивалась по двум параметрам:
1) количество правильно понятых активных и пассивных конструкций с прямым и обратным порядком слов;
2) количество правильно понятых предложных конструкций.
Нейропсихологические пробы
Кинестетический праксис
Функции | Проба |
Выполнение по зрительному образцу. | Ребёнку предлагается воспроизводить задание положения пальцев рук. |
Вариант выполнения | Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо |
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты | |
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты | |
Тоже на левой руке. | |
Перенос поз | Глаза ребёнка закрыты. Врач придаёт руке ребёнка определенную позу, ребенок должен воспроизвести её другой рукой. |
Вариант выполнения | Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты |
Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты | |
Тоже на левой руке. |
Пространственный праксис
Функции | Проба |
Пространственный праксис | Ребёнок сидит напротив врача. Врач придаёт определённое пространственное положение своей руке, ребёнок должен воспроизвести его той же рукой. |
«Голосование»рука согнута в локте и поднята вверх. | |
Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз. | |
Большой палец под подбородком, ладонью сагитально, пальцами вперёд. | |
Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами к себе. | |
Ладонь горизонтально от подбородка, пальцами от себя. | |
Левая рука касается правого уха. | |
Правая рука касается левого уха. |
Динамический праксис.
Функции | Проба | |
Схема трёх положений кисти | Ребёнку предлагается последовательно придавать своей руке положения кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя. | |
Вариант выполнения | Задание выполняется правой рукой. | |
Задание выполняется левой рукой. | ||
Выполнение графических проб | Ребёнку предлагается, рисовать заданный узор правой рукой в течение 20 сек. | |
Реципрокная координация | Ребёнку предлагается положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно изменять положения обеих кистей, расправляя одну и сжимая другою. |
Слухо–моторная координация.
Функции | Проба |
Оценка ритмов | Оценочные «пачки» (II И III), |
Серии «пачки» (II II II или III III III). | |
Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. | Врач выстукивает ритмы, ребёнку предлагается повторить его. |
Простые ритмы (II II II, II III III, II II II); | |
Акцентированные ритмы(II III II III II III, III II III II III II). | |
Воспроизведение ритмов по инструкции. | Ребёнку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции |
Стучать «по 2 раза », « по 3 раза». | |
Стучать «по 2 раза сильно, и по 3 раза слабо». |
Стереогноз.
Функции | Проба |
Стереогноз | Глаза ребёнка закрыты. Врач вкладывает предметы в его руку. Ребёнок на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы: по три в каждою руку; расчёска, ключ, булавка). |
Вариант выполнения | Ощупывание предметов правой рукой. |
Ощупывание предметов левой рукой. |
Зрительный гнозис.
Функции | Проба |
Зрительный гнозис | Ребёнку предлагается различные предметные изображения, которые он должен узнать (несколько изображений на одном листе). |
Вариант выполнения | Реалистические изображения. |
Схематические изображения | |
Наложенные изображения | |
Ребёнку предъявляется сюжетная картинка и предлагается рассказать, что на ней изображено. | |
Ребёнка просят показать называемый объект (используются те же картинки , что при исследовании зрительного гнозиса). |
Речь.
Функции | Проба |
Сенсорная речь | Ребёнку просят показать называемый объект(используются те же картинки, что при исследовании зрительного гнозиса). |
Ребёнка просят повторить звуки «у, б, л, д». | |
Ребёнка просят повторить слоги «ба-па», «да-та», «би-ба-бо». | |
Ребёнка просят повторить слова «дочка, точка, кораблекрушение». | |
Ребёнка просят повторить фразу «В саду за высоким забором росли яблоки». | |
Номинативная речь | Реалистические изображения. |
Слухо-речевая память.
Функции | Проба |
Запоминание 2-х групп по три слова. | Ребёнку предлагается повторить слова: «холод, цветок, книга». После этого предъявляется вторая группа слов;слон, вода, пол. Ребёнка просят повторить первую группу слов, затем просят назвать вторую групп слов. Если ребёнок не воспроизводит слова правильно, процедура повторяется снова (не более 5 раз). |
Запоминание 5слов. | Ребёнку предлагается повторить слова: «дом, кот, лес, ночь, звон». После этого предъявляется вторая группа слов в заданном порядке (последнее обстоятельство подчёркивается). Если ребёнок не воспроизводит слова правильно, процедура повторяется снова (не более 5 раз). |
Воспроизведение слов после интерференции. | Ребёнка просят припомнить две группы слов, затем – опять 5 слов, которые он только что воспроизвёл. |
Повторение рассказа. | Ребёнку предъявляют короткий рассказ, затем просят передать его содержание(на пример, рассказ Л.Н. Толстова «Курица и золотые яйца»). |
Рисунок.
Функции | Проба |
самостоятельный | Ребёнку предлагается нарисовать домик, человека. |
Срисовывание образца | Ребёнку предлагается срисовать домик (образец прилагается) правой рукой, человека. |
Задание выполняется левой рукой. |
Зрительная память.
Функции | Проба |
Запоминание невербальных стимулов | Ребёнку предлагается срисовать 5фигур, после чего образец убирается и ребёнок должен воспроизвести его по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5раз. |
Запоминание вербальных стимулов | Ребёнка просят скопировать 5 букв; Е, Г,К, У, а затем воспроизвести их по памяти. При невозможности воспроизведения образец показывается вторично, но не более 5раз. Задание выполняется левой рукой. |
Воспроизведения после интерференции. | Ребёнка просят письменно воспроизвести все фигуры, а потом все буквы, которые предъявлялись для запоминания. |
Чтение.
Функции | Проба |
Чтение. | Ребёнку просят назвать все буквы, прочесть отдельные слова и короткие фразы. |
Письмо.
Функции | Проба |
Письмо. | Ребёнка просят написать правой рукой слова; «дом, окно, халат». |
Списать правой рукой «Я хочу домой». | |
Ребёнка просят написать левой рукой слова под диктовку; «кровать, луч». | |
Списать правой рукой «ток, нос». | |
Написать в максимально быстром темпе цифры от 1до10 правой рукой. | |
То же левой рукой. |
Счёт.
Функции | Проба |
Счёт. | Ребёнку предлагается ответить, сколько будет 3+4, 7+5, 11-4, 18:6, 5*3. |
Задача.
Функции | Проба |
Задача. | Ребёнка просят решить задачу: «У Пети 2 яблока, у Маши –6. сколько яблок у обоих?». |
Ребёнка просят решить задачу: «У Кати 4 игрушки, у Сони –2 больше. Сколько игрушек у обеих девочек?». |
Кинестетический праксис