Процесс формирования команды
Деятельность организации во многом определяется эффективностью функционирования формальных групп. Именно поэтому руководители современных предприятий стремятся к формированию команды единомышленников. Сегодня необходимость такой «команды» служит не прихотью менеджера, а требованием времени.
Под командой понимается общность сотрудников организации или структурного подразделения, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности.
Категории «команда» и «группа» имеют несколько разное значение. Если группа — это некоторая общность людей в организации, то команда — это всегда эффективная группа индивидов.
К основным характеристикам команды относят:
наличие общей цели;
высокую степень участия членов в разработке новых идей.
Исследователи отмечают специфические различия между группами и командами:
в группе существует один ярко выраженный лидер; в команде лидерство разделено между ее членами;
в группе доминирует личная ответственность; в команде личная ответственность дополняется коллективной;
в группе производятся продукты индивидуальной деятельности; в команде — продукты коллективной деятельности;
группа обсуждает, решает и делегирует; команда обсуждает, принимает решение и выполняет его.
Любая команда представляет собой группу, но не всякой группе присущ командный дух. При этом сформировавшаяся в организации команда будет иметь более высокие результаты, чем другие группы за счет того, что каждый член команды стремится к достижению общей цели, четко выполняет свои обязанности, взаимодействует с другими членами для координации совместной деятельности и рассматривает себя как часть целого. На основе этого в команде возникает синергетический эффект. Суть этого эффекта состоит в том, что результат совместных усилий членов команды оказывается больше суммы отдельных результатов ее членов, если бы они работали порознь. Этот эффект обеспечивается тем, что в командах, по сравнению с группами более ярко выражены такие характеристики как: одинаковые ценности, внутренние взаимосвязи, преданность, согласованность, доверие, сотрудничество, значимость групповых процессов.
В реальных организациях команды могут возникать:
спонтанно на основе элементов корпоративной культуры;
могут быть сформированы менеджером в процессе создания формальных групп.
При этом следует учитывать, что современная команда не обязательно должна работать в одном помещении. Члены команды могут работать индивидуально и общаться с помощью электронных средств.
Эффективная командная деятельность предполагает учет национальных особенностей при построении команды, а также уровень зрелости подчиненных.
Особенности неформальных групп. Существенную роль в динамике поведения сотрудников играют неформальные группы. Они возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми. Отличие функционирования неформальных групп в организации заключается в том, что у них отсутствуют официально предписанные цели и отношения. Однако формальные и неформальные группы неразделимы и существуют параллельно. К числу возможных негативных характеристик неформальных групп относят:
Ø возможность формирования противоречивых с организацией целей;
Ø ограничение интенсивности и результативности деятельности;
Ø сопротивление изменениям;
Ø конформизм;
Ø негативные социальные нормы;
Ø жесткий социальный контроль.
Преимущества неформальных групп:
Ø облегчение нагрузки на менеджмент;
Ø позитивные социальные нормы;
Ø улучшение коммуникаций;
Ø снижение конфликтности.
Чтобы устранить негативное и усилить позитивное влияние неформальных групп, руководству целесообразно:
Ø признать их существование;
Ø учитывать мнение неформальных лидеров и членов группы;
Ø привлекать неформальные группы к принятию решений;
Ø формировать эффективную систему формальных коммуникаций.
В каждой неформальной группе формируются определенные нормы поведения, происходит распределение ролей и складывается структура межличностных отношений.
Исследователи выделяют различные классификации ролей в организации. На наш взгляд, целесообразно характеризовать три типа неформальных ролей сотрудников:
творческие;
коммуникационные;
поведенческие.
Творческие роли:
· генератор идей выдвигает принципиальные идеи. Он определяяет ключевые проблемы, предлагает возможные решения, выбирает пути и средства реализации идей;
· капиллятор идей доводит идеи до прикладных решений, имеет способности соединения разных идей, разрабатывает технологии использования идей на практике;
· эрудит (новситель идей) много вопросов изучает, читает, поэтому обладает большими энциклопедическими сведениями по широкому кругу проблем;
· эксперт может оценить целесообразность идеи, дать правильный совет по ходу обсуждения;
· энтузиаст личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно;
· критик подвергает критическому анализу работу группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемым идеям;
· организатор увязывает в процессе работы деятельность отдельных членов группы с учетом достижения конечной цели.
Коммуникационные роли:
· лидер представляет собой человека, обладающего высоким личным и профессиональным авторитетом в группе, оказывает влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов;
· делопроизводитель выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений;
· связной объединяет на неформальной личностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой; обеспечивает внешние взаимосвязи группы;
· «сторож» распределяет и контролирует потоки информации, оценивает важность или второстепенность сообщений, доводит их до лидера;
· координатор осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером;
· проводник обеспечивает связь группы с внешней средой. Это человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации.
Поведенческие роли:
· оптимист всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы;
· нигилист всегда не уверен в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой;
· конформист следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство»;
·догматик упорно держится известных норм, до последнего защищает свое мнение, не соглашаясь с рациональным решением группы;
· комментатор фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и в быту;
· кляузник собирает и способствует распространению слухов, часто непроверенных, ложных. Он во всем видит личную обиду, готов писать жалобы во все инстанции.
Любая неформальная группа имеет определенную структуру, систему межличностных отношений, согласно которой каждый работник получает свой социометрический статус в организации.
Процесс развития неформальных групп и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, влияющих на эффективность деятельности организации в целом.
Стиль управления — это устойчивая система средств, методов и форм взаимодействия руководителя с коллективом предприятия, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными и субъективными факторами протекания управленческого процесса.
В сфере управления существуют разнообразные определения стиля управления. Американская школа управления рассматривает стиль как обобщенный вид поведения руководителя в отношениях с сотрудниками в процессе достижения поставленных целей [76].
Немецкая школа рассматривает стиль руководства как основную часть деятельности менеджера, считая, что стиль формируется от взаимовлияния трех факторов: структуры личности руководителя, компетентности сотрудников и ситуации.
Стиль управления менеджера - это не личное дело руководителя в связи с тем, что он влияет на деятельность всей системы, так как представляет собой форму реализации экономических и социально-психологических отношений в процессе руководства коллективом. Поэтому стиль руководства характеризуется как социальное явление, в силу отражения в нем убеждений менеджера и предопределения результатов деятельности системы. Кроме того, стиль руководителя постоянно анализируется, оценивается и воспринимается подчиненными и формирует определенную систему отношений на всех уровнях иерархии.
Изучение действий руководителя с целью определения эффективного стиля управления начались еще в древности. В крупных масштабах и на систематической основе исследования по выявлению эффективного стиля управления начались в 30—40 гг. XX в. и были представлены несколькими направлениями, которые сформировались в четыре научных подхода:
· личностный;
· поведенческий;
· ситуационный;
· комплексный.
Влияние и власть руководителя.
Под влиянием понимается процесс, при котором одна из сторон стремится изменить поведение, отношение и восприятие других сторон.
Методы влияния могут быть различны. Один человек может влиять на другого даже с помощью одних лишь идей.
Конкретные средства, с помощью которых один человек может влиять на другого, в организации разнообразны: от просьбы, высказанной шепотом, до угрозы увольнения. Способность руководителя влиять на подчиненных может определяться как личностными качествами менеджера, так и ситуационными факторами, а также объемом властных полномочий руководителя.
Власть - это возможность влиять на поведение других. Понятие власти может относиться к индивиду, группе, организации.
Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
· власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя;
· между тем, кто использует власть и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
· тот, к кому применяют власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть должна осуществляться, а не использоваться. Если подчиненный работает по правилам, то у руководителя нет необходимости применять имеющуюся у него власть.
Власть — это категория управления, определяющая взаимозависимость между участниками организационного процесса. Чем больше один человек или группа зависят от других, тем больше власть у последних. Вместе с тем эта зависимость основана на вариантах в поведении, имеющихся у одних, и важности, придаваемой ими этим вариантам, находящимся под контролем других. Но это не означает, что обладание властью дает возможность навязывать свою волю другим, не учитывая их интересы, желания, потребности и способности. Влияние и власть определяются способностями руководителя и зависят от способностей исполнителя, а также от ситуации, в которой осуществляется управление. Исходя из этого, можно утверждать, что подчиненные также обладают властью по отношению к руководителю в таких вопросах, как: получение необходимой информации для принятия решения; выполнение заданий к определенному сроку; формирование неформальных контактов в организации; взаимовлияние членов социальной группы.
Власть может принимать разные формы. Мы разделяем мнение Дж. Френча, Б. Рэйвена, К. Хейлса, которые предлагают следующие формы власти:
· Законная власть предоставляется индивиду в рамках его официальной должности в организации. При этом исполнитель воспринимает как должное то, что руководитель имеет право отдавать приказания. Поэтому законную власть часто называют традиционной властью. Традиционная власть является основой бесперебойного функционирования организации и формирует готовность подчиненных по традиции признавать авторитет - законную власть руководителя. При этом сотрудники получают ощущение чувства принадлежности к социальной группе.
· Экспертная власть основана на признании окружающими наличия у индивида недоступных им специальных знаний. Сегодня, когда производственная и хозяйственная жизнь чрезвычайно усложнилась, такая власть приобретает большее распространение, так как активизирует использование руководителем своего образования, опыта, таланта, усилий и навыков. Однако экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Иногда при решении конкретных проблем становится очевидным, что кто-то из членов группы обладает большим объемом знаний, поэтому для решения проблем руководство может перейти к этому сотруднику.
· Власть, основанная на принуждении, заключается в том, что исполнитель выполняет указания влияющего под страхом наказания, которое может принимать различные формы: выговор, понижение в должности, увольнение, физическое насилие, сверхжесткий контроль, штрафы и др. Этот вид власти не является достаточно эффективным, так как ограничивает инициативу, творчество, самостоятельность подчиненных. Организации, где страх используется очень часто, возможно не смогут долго существовать в условиях частного предпринимательства.
· Власть, основанная на вознаграждении, проявляется в тех случаях, когда исполнитель уверен, что его действия будут оценены определенным вознаграждением (увеличение заработной платы, повышение в должности, социальные выплаты и др.), и поэтому выполняет просьбы или указания. Это наиболее распространенная форма власти, которая достаточно эффективна и используется для подкрепления права на власть.
· Эталонная (референтная) власть связана с личными качествами или способностями влияющего, которые воспринимаются исполнителями как привлекательные и представляются им примером для подражания. В противоположность безличному влиянию традиции референтное влияние — целиком личное, поэтому его называют «харизма».
Воздействие харизматического руководителя основано на том, что он может добиться от своих последователей деятельности, превосходящей ожидания, а также преданности ему и организации.