Подлежащее, представленное словосочетанием

Номинативное подлежащее может быть выражено не­которыми видами именных словосочетаний в независимой форме именительного падежа. В функции подлежащего выступают те словосочетания, главное слово которых не имеет предметного значения (числительное, местоимение) или семантически опустошено и не может выразить конкретное вещественное содержание подлежащего; ука­занную недостаточность значения возмещает зависимое слово.

В словосочетании, выполняющем функцию подлежа­щего, предметное значение и грамматическая независи­мость выражены разными словами. Причины такого вы­ражения элементов грамматического значения подлежа­щего (и, следовательно, функциональной цельности, неде­лимости словосочетания) могут быть различны. Данная категория номинативного подлежащего (с учетом факто­ров, обусловливающих цельность, неделимость словосо­четаний) представлена двумя разновидностями — синтак­сически неделимые словосочетания и семантически неделимые словосочетания.

Синтаксически неделимые словосочетания обладают следующими свойствами: а) имеют закрепленную в язы­ке типовую форму, которая представлена определенными частями речи (в определенных падежах), выражающими главный и зависимый компоненты; б) имеют извест­ное грамматическое значение; в) реализуются стро­го определенным набором моделей, свободно наполняе­мых в речи конкретным лексическим материалом. Синтаксически неделимые словосочетания, выступающие в роли подлежащего, представлены тремя типами: словосочета­ния с количественным значением (количественно-имен­ные), словосочетания со значением избирательности, сло­восочетания со значением совместности.

1. В словосочетаниях с количественным значени­ем главный компонент представлен количественным чис­лительным в именительном падеже или его эквивалентом, а зависимый компонент — существительным в родитель­ном падеже или его эквивалентом. Собственное («внут­реннее») значение конструкции — выражение предметно-количественных отношений. Главный компонент обозна­чает количество (число, объем), зависимый — предмет.

<…>

Словосочетания со значением количества строятся по нескольким продуктивным моделям, которые различают­ся выражением главного компонента:

1) словосочетания с количественными числительны­ми — наиболее продуктивная модель; лексическое напол­нение не имеет никаких ограничений, в качестве зависи­мого слова может быть использовано любое существи­тельное, обладающее соотносительными формами числа; например: На станции служило одиннадцать человек(М. Г.);Две глубокиеморщины,как шрамы, лежали на щеках (Пауст.) <…>;

2) словосочетания с собирательными числительными формируются без лексических ограничений, зависимым словом служат существительные различных категорий, в том числе не сочетающиеся с количественными (ворота, сани и т. п.); например: К берегу подошло трое мальчи­ков(Пауст.); На ступеньках сидело двоенезнакомых людей (Пауст.);

3) словосочетания с местоименными числительными сколько, столько, несколько, много, мало — продуктивная модель, наполняемая лексическим материалом без огра­ничений (см. модель 1; к тому же при много, мало упот­ребляются вещественные существительные); например: На полустанке жило несколько человек(Ч.); На дне ле­жало несколькотёмных больших стволов(Пауст.) <…>;

4) словосочетания с количественными существитель­ными (образованными от количественных числительных), обозначающими определенное число (десяток, сотня и т. п., а также половина), характеризуются свободным выбором зависимого слова; например: Десятки лет про­шло с тех пор (Гил.);Десятки шустрых синицслетались на стол и склёвывали крошки (Пауст.); <…>Половина неба затянулась красным дымом (Пауст.);

5) словосочетания со словами множество, большинст­во, меньшинство, указывающими на неопределенное ко­личество, не имеют ограничений в выборе зависимых су­ществительных; например: Большинство стариков охотой пошли в бригады садильщиками (Ш.); В песке копоши­лось множество воробьев(Ш.);

6) словосочетания с существительными, имеющими значение количества, объема, меры, совокупности, харак­теризуются ограниченным, выборочным употреблением зависимых слов. Не всякое зависимое существительное может быть употреблено с каждым из слов, имеющих ко­личественное значение (куча, толпа, ватага, стая, вере­ница и т. д.), хотя в целом данная модель может вклю­чать в свой состав разнообразные группы существитель­ных. Расширение сочетаемости приводит к переосмысле­нию количественных слов, к рождению метафорических значений (ср.: вереница возов — вереница лет, куча ли­стьев — куча дел, стая птиц — стая туч и т. п.). Круг ко­личественных слов также расширяется за счет метафоризации (капля чувства, крохи добродетели и т. п.). Подоб­ные процессы расширяют возможности образования словосочетаний этой модели и в то же время делают ее грамматически нечеткой.

Данная модель словосочетаний в целом представляет собой периферийное явление в системе форм подлежаще­го с количественным значением, так как главное слово не имеет строго количественного, т. е. числового, значения; например: На погосте куча народастояла (Лес); Сзади наплывали новые груды листьев(Пауст.) <…>.

<…>

В целом словосочетания с количественным значением являются продуктивным средством, характеризующимся раздельным выражением предметности и грамматической независимости номинативного подлежащего.

2. В словосочетаниях со значением избиратель­ности главным компонентом является местоимение или числительное в именительном падеже, а зависимый ком­понент представлен существительным (или его эквива­лентом) в родительном падеже множественного числа с предлогом из. Словосочетания имеют собственное («внут­реннее») типовое значение — в них выражаются отноше­ния избирательности: главный компонент в той или иной степени ограничивает круг (число, объем, состав и пр.) предметов, обозначенных зависимым компонентом (каж­дый из нас, кто-то из пассажиров, некоторые из присут­ствующих, двое из студентов и др.).

<…>

Словосочетания с избирательным значением имеют несколько продуктивных моделей, которые различаются выражением главного компонента. Употребление в каче­стве главного компонента слов той или иной категории обусловливает в подлежащем-словосочетании соответст­вующие частные грамматические значения. Так, коли­чественные числительные выражают определенное число избираемых предметов (двое из мальчиков), а местоименные числительные только указывают на их неопределенное количество (несколько из студентов). Порядковые числительные выражают последовательность избираемых предметов при их перечислении (пер­вый из посёлков), а прилагательные местоименно­го значения многие, немногие содержат указание на не­определенное (большое или малое) число избираемых предметов (многие из женщин). Местоимения различных разрядов (употребляются не все разряды) также вносят соответствующие значения. Вопросительные место­имения акцентируют внимание на выяснении того, какой предмет из числа обозначенных зависимым словом явля­ется носителем или производителем признака, заключен­ного в сказуемом (кто из вас, которое из окон и т. п.). Неопределенные местоимения указывают на неоп­ределенное число избираемых предметов или на их неоп­ределенность (кто-то из мальчиков, некоторые из ребят). Отрицательные местоимения подчеркивают, что ни один из обозначаемых предметов не является носителем или производителем признака (никто из студентов не..., никакие из книг не...). Определительные место­имения каждый, любой, всякий указывают, что носителя­ми или производителями признака являются все обозна­ченные в зависимом слове предметы (каждый из городов, любой из нас), но по отдельности, а не совокупно (поэтому невозможна модель «все из нас»); например: ...Смертью праведной и честной пали многие из них(Тв.); Один из них — актёр, Илья Уралов (Купр.); Кое-кто из хуторян неохоткой поговаривал, как бы воротиться в де­ревню (Ф.); — Из вас кто-нибудь состоит в этом товари­ществе? — оглядывая собеседников, спросил Давыдов (Ш.); Кто-то из пассажировсидел рядом с Еленой (Купр.); Никто из приписных толком не знал расценок (Пауст.); Каждый из них по-своему убивал время (Ш.). Указанные модели словосочетаний свободно наполня­ются конкретным лексическим материалом. Во всех этих моделях последовательно и четко выражается общее зна­чение избирательности.

Отсутствие в главном компоненте грамматического значения предметности (в том числе в вопросительных кто, что, отрицательных никто, ничто, неопределенных кто-то, что-то и др., имеющих общее предметно-указатель­ное местоименное значение) делает невозможным выпол­нение соответствующими словами — в составе словосоче­тания рассматриваемого типа — функции номинативного подлежащего (ср. самостоятельное их употребление: Каждый должен быть здоров; Семеро одного не ждут; Кто идёт? и т. п.). Зато в структуре подлежащего-слово­сочетания главный компонент выражает такие граммати­ческие значения (рассмотренные выше), какие не могут быть переданы подлежащим-словом (существительным в именительном падеже или его эквивалентом). Это под­черкивает необходимость существования словосочетаний с избирательным значением как одного из неповтори­мых элементов в системе форм номинативного подле­жащего.

3. Словосочетания со значением совместности со­стоят из двух существительных (или их эквивалентов). Главный компонент представлен словом в именительном падеже, зависимый — в творительном с предлогом с. Оба слова являются полнозначными, лексическая знамена­тельность их в составе словосочетания и предложения не ослабляется и не меняется [Дед с Ваней добрели до Поч­товой улицы как раз вовремя (Пауст.)]. Предметное зна­чение обоих компонентов словосочетания не зависит от наличия в нем второго слова.

<…>

«Внешнее» значение словосочетания — выражение подлежащего в двусоставном предложении. Однако син­таксическая нечленимость этого вида словосочетаний от­личается от рассмотренных выше. Самостоятельность предметного (грамматического) и лексического значений обоих слов не способствует функциональной цельности словосочетания, а скорее препятствует ей; причина син­таксической нечленимости (одна, а не две, как в рассмот­ренных ранее видах) — в наличии показателя независи­мости (именительный падеж) только в главном слове. Поэтому синтаксическая нечленимость подлежащего под­черкивается также показателем, находящимся вне слово­сочетания,— формой множественного числа сказуемого [Мама с Галей шили, готовясь к отъезду (Пауст.)]. При отсутствии второго показателя словосочетание синтакси­чески членится: зависимое слово выполняет объектную функцию (Мама с Галей шила).

<…>

Синтаксическая нечленимость получает четкое, морфологизованное выражение в разновидности данного типа словосочетаний, где главный компонент представлен лич­ным местоимением 1–2-го лица; например: Мы пошли с Ванейпо лесной дороге (Пауст.); По лесенке мы с майо­ромспускались молча (Сол.) <…>. (Ср.: Я пошёл с Ваней по лесной дороге.)В данной модели словосочетания мы, вы стоят на месте я, ты и выполняют добавочную функ­цию — акцентирование значения совместности и синтаксической нечленимое словосочетания-подлежащего.

Двусоставные предложения с подлежащим, представленным словосочетаниями с грамматическим значением совместности, соотносительны с предложениями, имеющими два однородных подлежащих (ср.: Дед с матерью шли впереди — Дед и мать шли впереди), что позволяет выделить данную конструкцию предложения, рассматривать ее как переходную в системе номинативно-подлежащных двусоставных предложений. Словосочетания со значением совместности — это переходное явление в системе форм номинативного подлежащего.

Семантически неделимые словосочетаниякак средст­во выражения номинативного подлежащего существенно отличаются от синтаксически неделимых. Причиной неде­лимости словосочетаний данного типа является их свое­образная семантическая структура: главное слово имеет ослабленную номинативность, т. е. в пределах словосоче­тания не является самостоятельным названием предме­тов или явлений действительности, а полнотой номинативности обладает зависимое слово. Лишь все словосочета­ние в целом представляет собой название предмета или явления[Шапка русых кудрейколыхалась на его большой голове (М. Г.)]. В словосочетании шапка кудрей главное слово не имеет прямого номинативного значения и поэто­му не может быть самостоятельным названием предме­та — производителя признака, не может выполнять син­таксическую функцию подлежащего. Название предмета заключено в зависимом слове. В целом словосочетание является названием предмета с элементом его образной характеристики.

<…>

Элементы грамматического значения подлежащего выражаются в семантически неделимых словосочетаниях иначе, чем в синтаксически неделимых. Показателем грамматической независимости подлежащего является форма именительного падежа главного слова. Грамматическое значение предметности главного слова оторвано, Н| отделено от вещественного содержания подлежащего (см.: шапка кудрей и т. п.).

Следует подчеркнуть, что семантически неделимые словосочетания не представляют собой частных особен­ностей конкретных предложений, а являются специфиче­ской разновидностью подлежащего-слово­сочетания.

Принципы формирования семантически неделимых словосочетаний и употребления их в роли подлежащего рассмотрим на примере трех моделей.

1. Словосочетания формируются на основе слов нача­ло, середина, конец. Лексическое значение этих слов неоп­ределенно; оно конкретизируется с помощью зависимых существительных в родительном падеже, обозначающих отрезки времени; например: Была, середина марта(Купр.); Стоял конец сентября(Пауст.). В роли подле­жащего главное слово выражает грамматическую неза­висимость члена предложения и предметное значение; за­висимое слово заключает название носителя или произ­водителя признака.

2. Словосочетания формируются на основе слов с ме­тафорическим значением, играющих роль главного сло­ва. В качестве зависимого слова употребляются сущест­вительные, обозначающие предмет, который уподобляет­ся тому, что обозначено главным словом. Такое словосо­четание является микроконтекстом для реализации переносного значения главного слова; например: Грива нечёсаных волосдико осыпала его опухшее, бурое ли­цо (М. Г.); Шатры чёрных ивнависают над головой (Пауст.) <…>.

<…>

В позиции подлежащего главное слово словосочета­ния выражает грамматическую независимость члена пред­ложения, общее грамматическое предметное значение, а также содержит образную характеристику предмета, на­звание которого заключено в зависимом слове.

3. Словосочетания модели «неопределенное местоиме­ние (образованное от основ кто, что) + согласуемое сло­во» являются продуктивной формой номинативного под­лежащего. Они образуются именительным падежом ука­занных местоимений и согласованными с ними в падеже и условно согласованными в роде, (данные местоимения не обладают категорией рода) прилагательными, причас­тиями, местоимениями-прилагательными (редко); напри­мер: Что-то неприятное и жалкое было во всем его обли­ке (Ш.); Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза (С. Есенин).

<…>

Анализ трех моделей семантически неделимых слово­сочетаний позволяет выделить в них общее: семантиче­скую связанность и взаимозависимость слов, отсутствие четких синтаксических отношений между ними, цельность номинации и синтаксическую неделимость.

Таким образом, в подлежащем, представленном семан­тически неделимым словосочетанием, можно отметить разделение функций: грамматическое значение заключе­но в главном слове, вещественное — в зависимом.

Наши рекомендации