Опросные методы в социальной психологии.

Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Построение вопросника для анкеты также требует большого мастерства исследователя. Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Хороший опрос — это самый «трудный» метод социально-психологического исследования. Реже используются в соц. психологии личностные и групповые тесты.



16. .Использование метода изучения документов и анализа продуктов деятельности в социальной психологии.Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, т.е. тоже человек, со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Для преодоления этого вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ». Это метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

15. Опросные методы в социальной психологии. Опрос–это метод целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения практического психолога с опрашиваемым. Типы опросов: 1) интервьюирование; 2) анкетирование. Интервью–вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц. Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях: 1) по количеству опрашиваемых и целям диагностирования: а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов: – клинические – направлены на выявление акцентуаций; – глубинные – состоят в выяснении событий и переживаний опрашиваемого в прошлом, находящихся в глубинах памяти; – фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах; б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом; в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений; 2) по степени формализации: а) стандартизированное интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч); б) нестандартизированное интервью – характеризуется гибкостью и вопросы варьируются в широких пределах, интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой; в) полу-стандартизированное или «фокусированное» интервью – осуществляется при помощи «путеводителя» интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому, дополнительные вопросы задаются в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Данная методика позволяет интервьюеру варьировать в пределах рамок «путеводителя». Полученные данные при этом более сопоставимы. Анкетирование – метод, с помощью которого психолог (анкетер) получает информацию от респондентов опосредованно с помощью анкеты (вопросника), составленной определенным образом в соответствии с целями исследования. Анкетирование используется при: 1) выяснении отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам; 2) необходимости опросить большое число людей. Способы анкетирования: 1) рассылка анкет по почте; 2) распространение анкет в СМИ; 3) вручение анкет по месту жительства или работы. Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов. Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

16.Использование метода изучения документов и анализа продуктов деятельности в социальной психологии.В основе метода анализа документов лежит специфическая обработка информации, представленной в каких-либо документах (рукописном или печатном текстах, рисунках, кинопленке и т. д).Достоинства метода:1) отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект;2) высокая степень надежности получаемых данных;3) возможность получения информации, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов.Недостатками метода:1) сложность;2) необходимость высокого уровня квалификации аналитиков.Виды исследуемых документов:1) по форме:а) официальные б) неофициальные 2) по степени персонификации:а) личные документы (карточки индивидуального учета, характеристики, выданные какому-либо лицу, заявления, письма, дневники, мемуары и т. п.) считаются менее достоверными;б) безличные документы – это статистические материалы, протоколы собраний, данные прессы, которые не выражают мнения какого-то конкретного человека;3) по целевому назначению; а) нецелевые – документы, которые были созданы независимо от исследователя;б) целевые – готовятся по заданию исследователя в соответствии с его научным замыслом (ответы на открытые вопросы интервью и анкет, автобиографии, сочинения на определенную тему, написанные по заказу исследователей).Особым видом методов анализа документов является контент-анализ (или анализ содержания), суть которого состоит в выявлении частоты использования сравнительно постоянных элементов в тексте, что в сочетании с качественным анализом позволяет делать соответствующие выводы об их значимости для автора сообщения, определять его цели, направленность на ту или иную аудиторию и т. д.Области использования контент-анализа в социально-психологических исследованиях:1) исследование социально-психологических особенностей коммуникаторов, авторов через содержание их сообщений;2) изучение действительно имевших место социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений;3) анализ различных средств коммуникации через содержание сообщений, форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских;4) выявление социально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации, аудитории);5) изучение социально-психологических аспектов воздействия эффектов коммуникации на реципиентов через содержание сообщений.Контент-анализ используется для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик, для изучения научной литературы и т. д.

17.Общая характеристика тестов, используемых в социальной психологии.Тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей. Классификация тестов:1) по форме:а) устные и письменные;б) индивидуальные и групповые;в) аппаратурные и бланковые;г) предметные и компьютерные;д) вербальные и невербальные .2) по содержанию:а) изучающие свойства интеллекта;б) способности;в) отдельные характеристики личности и т. д.;3) по целям тестирования:а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц, требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;4) по временным ограничениям:а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;б) тесты результативности;5) по методическому принципу, положенному в основу методики:а) объективные тесты;б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе:– тесты-опросники– открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;– шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;– индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).Требования к тестовым методам исследования:1) репрезентативность (представительность); 2) однозначность; 3) валидность (обоснованность); 4) точность; 5) надежность.

17.Общая характеристика тестов, используемых в социальной психологии. Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. В социальной психологии, имеют в виду всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Самый главный вопрос, который встает здесь, — это вопрос о том, насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом исследовании — насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии — проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получившие широкое распространение тест Т. Лири и социометрический тест, который посвящен для изучения социометрического статуса в малой группе.

18.История создания социометрического метода. История применения этого метода в нашей стране насчитывает более сорока лет. Однако, приемы, напоминающие современную социометрическую процедуру, использовал А.С. Макаренко, когда формировал отряды по принципу кто с кем хочет. Выбор товарищей для определенной деятельности входил и в разработанный А.С. Залужным «тест организованности» коллектива. Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено были выделены Я.Л. Коломинским. Первый этап начинается в 1958 году и связан с публикацией на русском языке книги Д.Л. Морено «Социометрия». Второй этап обозначен границами двух съездов психологического общества нашей страны. На II съезде общества психологов СССР, который проходил в Ленинграде в 1963 г., прозвучали первые доклады об использовании метода. На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященным малым группам и коллективам. Третий этап стал этапом теоретического осмысления результатов социометрических измерений. Социометрия как метод предназначен для изучения социально-психологических отношений в группе. Эти отношения проявляются в сфере межличностного общения. Как известно, направление, получившее название «психология отношений» исторически сложилось в ленинградской психологической школе, и было основано А.Ф. Лазурским, который полагал, что анализ личности должен быть не только психологическим и психофизиологическим, но и психосоциальным. Существенной стороной личности он считал ее отношение к среде в широком смысле слова. Эти отношения рассматривались им как ведущие для классификации личностей и определения характера. В.Н. Мясищев разработал, развивая идеи Лазурского, психологическую концепцию отношений личности. Эти отношения «в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» Социометрический опрос измеряет не процесс наблюдаемого общения, а отношения членов группы, их межличностные предпочтения. Социометрический метод предназначен для изучения позиций индивидов в системе неофициальных деловых и эмоциональных отношений, он помогает описать неформальную статусную структуру группы.

19.Методологические основы использования социометрических методик в отечественной психологии. Социометрия – это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры: 1) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров. Социометрическое исследование может проводиться в группе и не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Процедура социометрии включает постановку задач исследования и выбор объектов измерений, после чего формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Социометрия не подразумевает полной анонимности, так как иначе она была бы мало эффективной. В связи с этим требования экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии может вызвать внутренние затруднения у опрашиваемых и нежелание участвовать в опросе. Выбранные критерии социометрии заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждого члена группы просят ответить на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. Всех членов группы просят написать под цифрой 1 фамилию члена группы, которого они выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 – кого бы они выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 – кого бы они выбрали, если бы не было первого и второго. Следующим идет вопрос о личных отношениях. Для подтверждения достоверности ответов исследование проводят несколько раз, но уже с другими вопросами. Формы социометрической процедуры: 1) непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора. 2) параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи.

19.-18. Методологические основы использования социометрических методик в отечественной психологии. 19.Анализ положения до конца 1950гг:(ПетровскийА.В.) «…Социальная психология была лишена экспериментальной основы… характеристика и оценка социально-психологических явлений осуществлялась главным образом на основе наблюдений, и имела в значительной степени умозрительный хар-тер.» Возникали сомнения в возможности применения экспериментальных методов. в соц. психологии .Важные предпосылки: Становление нового этапа развития соц.психологии связаное с становлением нового подхода к исследованиям детских коллективов. Основные события, которые определили проникновение в нашу науку метода Морено, были выделены Л.Я Коломинским.18в. 1-Этап. 1958г публикация книги Д.Л. Морено «Социометрия». Наряду с острой критикой их методологической несостоятельности, острой критикой «буржуазных социометристов», содержалось указание на наличие «рационального зерна» мореновского метода.1962. Я.Л. Коломинский совместно с Розовым опубликовали статью в которой описывались основные социометрического опыта способы обработки данных. 2-этап.Граница двух Всесоюзных съездов Общества психологов 1963(2съезд)-1968(3 съезд)-На 2 съезде 1963 были представлены доклады и результаты первых экспериментальных исследований Коломинского и Кузьмина. Развернулась дискуссия о целесообразности использования метода социометрии. За 5 лет предприняли значительное кол-во попыток с целью опробовать метод Морено на практике и уже на 3 съезде(1968г Киев) стало ясно, что вакуум, связанный с отсутствием какого-либо метода изучения внутригрупповых отношений был заполнен. На съезде было представлено значительное число экспериментальных исследований, посвященных малым группам и коллективам. Этот период хар-тся выработкой терминологии, критическим освоением социометрической техники и поиском областей её оптимального применения. На тот период социометрия не рассматривалась как единственный метод, велись и другие интенсивные разработки других эксперим. приёмов. Внедрение социометрии связано с именами Л.Я. Коломинский, Е.С.Кузьмин, В.А.Ядов. 3Этап. Осмысление результатов социометрических измерений. С 3(1968г) съезда по 4(1971г) Было представлено 60 докладов об исследованиях с применением социометрии. Л.И. Уманскиий в1976г писал: «можно сказать, что социометрия стала рабочим методом соц.психологии в нашей стране. Огромный вклад во внедрение этого метода внесли Я.Л. Коломинский, Л.И.Уманский, В.В.Шполинский, Р.А. Репин и мн.др..

На сегодняшний день социометрия это один из немногих способов, посредством которого можно увидеть скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Социометрический метод как «экспресс-приём» изучения групп очень удобен.

20. Проблема параметрической и непараметрической социометрии. Характеристика социометрических критериев.Социометрическая методика (социометрия) применяется в двух вариантах: параметрическом и непараметрическом. Параметрическая социометрия состоит в том, что опрашиваемым предлагается сделать строго определенное число выборов по заданному критерию..Непараметрическая социометрия позволяет выбирать и отвергать любое число лиц при условии, что испытуемые положительно относятся к обследованию. В противном случае могут быть ответы "Выбираю всех" или "Отвергаю всех", которые существенно искажают результаты обследования.Характеристика социометрических критериев.Социометрический критерий – так называемая конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.Разновидности критериев:В зависимости от характера исследовательской задачи выделяют критерии коммуникативные, направленные на выявление взаимоотношений в группе.По характеру выявляемых взаимоотношений критерии подразделяются на двойные, предполагающие отношения партнерства, равенства позиций выбирающего и выбираемых им (например «С кем бы Вы не согласились пойти в поход?») и ординарные, связанные с установлением иерархических отношений лидерства и подчинения (Кого бы Вы выбрали бригадиром на субботнике?»).По количеству ответов критерии подразделяются на непараметрические и параметрические



21.Процедура проведения социометрического исследования.Социометрия – метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах.Этапы социометрического опроса. Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик (если таковой присутствует).Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с участниками коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительные беседы с членами коллектива повышают их психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание и количество социометрических критериев. Вторая фаза. Любой социометрический опрос начинается с обращения к участникам опроса. Основная функция обращения к опрашиваемому заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с данными других методов.Требования к проведению социометрического опроса. 1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). Коллективная деятельность создает условия для расширения круга взаимных симпатий и устойчивых эмоциональных отношений. 2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. 3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. 4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. 5. Социолог или психолог, применяющий методику изучения взаимоотношений в группе, в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации.

22. ЭКСПЕРИМЕНТ «Выбор в действии» и его варианты.Социометрический метод «выбор в действии» применяют для изучения отношений между детьми, выяснение места, которое занимает ребенок среди сверстников. В ходе исследования каждый ребенок отвечает на вопросы, касающиеся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий (с кем бы хотел сидеть за одной партой, с кем бы хотел пойти в туристический поход, с кем бы хотел жить в одной палатке; кого бы пригласил к себе на день рождения и т.д.). Такие вопросы называют критериями выбора. Социометрический метод - исследование положения каждого ребенка в коллективе сверстников с целью определения взаимных склонностей, симпатий и т.д. Отношения детей дошкольного возраста выясняют с помощью так называемого выбора в действии. С этой целью организуют игру «Секрет» или «Сюрприз». Детей по одному приглашают в комнату, где каждому дают по три вещи (игрушки, картинки) и просят сказать, какая из них нравится больше остальных, которая меньше, которая совсем не нравится. Затем предлагают «по секрету» подарить эти вещи детям в группе, (например, положить в шкаф). На основании распределения подарков составляют матрицу и социограму (графическое изображение отношений в коллективе), из которых видно, кто из детей имеет большую популярность в группе (получили наибольшее подарков), кто меньше, а кто совсем не привлекает сверстников. Социограммы воплощают также взаимность выборов и помогают предсказать дружеские связи между детьми или стремление к ним. Однако социометрический метод показывает только внешнюю картину отношений между детьми. Причины привязанности, антипатии устанавливают с помощью других методов исследования.
Зачастую в конкретных исследованиях применяют несколько методов, которые взаимодополняют и контролируют друг друга.

23.Обработка и представление результатов социометрического исследования. Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов. Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы .Кого выбирают. Кто выбирает. Строится данная таблица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки + в случае положительного выбора и — в случае отрицательного, 0 — при отсутствии какого-либо выбора. Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-гостолбца таблицы. Это дает возможность установить популярность членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих). Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен на социограмме. Социограмма — специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отрицаний, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплоченности, организованности группы и частично о ее психологическом климате. Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов.. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших друг друга, и связи между ними; расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру выборов между их членами. Третий вариант—индивидуальная социограмма. В этом случае произвольно или целенаправленно выбранный член группы изображается в системе всех его связей, выявленных по ходу исследования.

24. Характеристика основных социометрических показателей.Индексы социометрические - количественные показатели, характеризующие структуру межличностных отношений в малой группе (групповые социометрические индексы) или положение отдельных членов группы в этой структуре (индивидуальные социометрические индексы). Расчет социометрических индексов является одной из наиболее распространенных процедур обработки социометрич. данных, поскольку социометрич. методы могут использоваться не только для изучения малых групп.
В качестве примеров таких индексов можно привести следующие. Сплоченность группы по отношению R - минимальное число дуг, которые нужно удалить, чтобы граф стал несвязным, нормированное максимально возможным числом графа (т. е. нормированное число связей, которые должны исчезнуть, чтобы группа распалась на не связанные между собой подгруппы). Устойчивость (живучесть) группы - нормированное число связности графа (т. е. минимальное число членов группы, удаление которых из группы приводит к тому, что группа разбивается на не связанные между собой подгруппы). Другой случай использования нескольких социоматриц связан с социометрическими методами. Например, по двум социоматрицам - реальной и аутосоциометрической с тем же критерием (`Кого бы Вы взяли с собой при переходе в другую бригаду?` и `Как Вы думаете, кто бы Вас взял с собой при переходе в другую бригаду?`) строится индекс осознанности отношений в группе, который измеряется как отношение числа угаданных выборов к общему числу предсказаний. Наконец, еще одним направлением построения социометрических индексов является использование взвешенных социоматриц. В этом случае R может быть любым действительным числом, а не только 0. Некоторые из социометрических индексов могут вычисляться по тем же формулам, что и в случае невзвешенных социоматриц (например, статус, экспансивность, плотность), но изменится нормировка индексов. В других случаях требуется построение новых социометрических индексов специально для взвешенных социоматриц.

25.Характеристика проведения и обработки Аутосоциометрических экспериментов.Аутосоциометрическими называются такие методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе лично. Представление и обработка аутосоциометрических экспериментов.Обработка аутосоциограммы. Результаты опыта должны быть представлены в основной таблице. В первом столбце таблицы справа размещаются те же номера и фамилии, что и в социометрической матрице. Вторая графа «Положение (статус)» делится на две части: «Реальное положение (статус)» и «Предполагаемое положение (статус)». Следующая графа «Аутосоциометрические установки» делится на три части по числу возможных типов установки: центростремительная (ЦСУ), центробежная (ЦБУ), нейтральная (НСУ). Если в группе проводилась и ретроспективная аутосоциометрия, в таблицу добавляются графы «Ретроспективный статус» и «Ретроспективные установки».В нижней части таблицы помещаются общегрупповые коэффициенты (взаимности, удовлетворенности в общении, осознанности, устойчивости, установки).Определение реального статуса. На основании аутосоциометрического опыта мы получаем не только воображаемый (рефлексивный), но и реальный статус каждого испытуемого. При этом статус, вычисленный по аутосоциограммам, обладает, большей степенью достоверности по сравнению с обычным социометрическим статусом. Если при обычной социометрической процедуре каждый высказывает свое отношение лишь к части своих товарищей по группе, то здесь он ранжирует всех членов группы. Появляется возможность при подсчете персонального статуса каждого ученика учесть мнение о нем всех остальных членов группы.Обработка аутосоциоматрицы. В результате опыта мы получаем n (число членов группы) аутосоциоматриц (AM), каждая из которых первоначально обрабатывается как обычная социометрическая матрица: вычисляется предполагаемый статус каждого члена группы, включая статус автора матрицы; предполагаемая статусная структура группы в целом; обозначаются взаимные выборы и вычисляется предполагаемый коэффициент взаимности и т. д. Таким образом, мы получаем рефлексивную и перцептуальную картину взаимоотношений с позиции автора матрицы. На ее основе можно получить ряд показателей, которые вполне сопоставимы с одноименными показателями аутоматриц: реальный и предполагаемый статусы автора матрицы; его социометрические установки (в данном случае они могут быть найдены при сопоставлении предполагаемых статусов членов группы, полученных путем подсчета числа выборов, приписанных каждому члену группы) и т.д.

26.Общение как социально-психологический феномен. В социальной психологии явление общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и т.д. Общение является социальным явлением, природа которого проявляется в социуме, в среде людей во время передачи социального опыта, норм поведения, традиций и др. Оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведение событий, настроений, координирует усилия людей, помогает объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоций, волевой и мотивационной сферы. Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру: 1) восприятие людьми друг друга; 2) понимание людьми друг друга; 3) отношения людей друг к другу; В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные сто­роны в общении: коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению); перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга); интерактивную (взаимовлияние партнеров). Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют: профессионально-деловую; познавательно-диагностическую; педагогическую; информационную; управленческую (мобилизующе-побудительную); обратной связи; самоутверждения личности; реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком; решение других задач. Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовывался весь комплекс его функциональных задач.

27.Виды и формы общения. Выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей. 1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодей­ствия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит скла­дывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение. 2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение. 3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение. 4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партне­ра к соответствующему поведению, действию: управленческое об­щение. 5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение высту­пает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворе­ния их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение. Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы. Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития: примитивное, субъект-объектное общение, когда партнер общению рассматривается лишь как средство решения тех и иных задач. манипулятивное, при котором субъект по общению ставит или иные условия для партнера по общению и последний с га соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказана это общение может быть представлено схематически: субъек стимул—объект; паритетное общение, как субъект-субъектное общение, кот, в партнере по общению человек видит личность, имеющую права на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества».

28.Деятельностный подход к проблеме общения.А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения.Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов.Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией».Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

29.Характеристика средств общения. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:1) визуальные средства:а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинестэтике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;б) направление взгляда и визуальный контакт;в) выражение лица;г) выражение глаз;д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);ж) кожные реакции (покраснение, испарина);з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);2) акустические (звуковые):а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);3) тактильные – связанные с прикосновением:а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

30.Общение как обмен информацией.Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр.. их делят на две группы - вербальные (словесные) и невербальные.Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков, которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее.Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.Устным называют звуковое вещание, которое воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются *диалог и* монолог.Диалог - простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Монолог - речь одного человека в форме рассказа, доклады, лекции.Письменная речь - процесс общения с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов. К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др.. На результат общения влияет межличностное пространство, есть дистанция между партнерами, их расположение.Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).Вербальная коммуникация. Благодаря языку информация передается, но участники особым образом действуют друг на друга. При этом могут существовать два разных задания в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация и социально-языковая.К невербальной коммуникации относятся:• оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомима),• паралингвистические (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингвистическая (покашливание, плач, смех и т. д.) системы знаков.Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляет информацию) может быть следующих видов:* побудительная (приказы, просьбы, советы, т.е. направленная на стимулирование действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения).

30. Общение как обмен информацией. Общие сведения о коммуникации. Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности.В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.Коммуникация - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.Цели коммуникации могут состоять в следующем:-Обеспечение эффективного обмена информацией между людьми.-Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.-Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.-Регулирование и рационализация информационных потоков.Коммуникации подразделяются на следующие виды: -межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения -коммуникации на основе письменного обмена информацией. По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба); информативные (передача реальных или вымышленных сведений); экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фатические (установление и поддержание контакта). Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям. Так, по типу отношений между участниками различаются: межличностная, публичная, массовая коммуникации; по средствам коммуникации: речевая (письменная и устная), паралингвистическая (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковая коммуникация (продукты производства, изобразительного искусства и т. д.).

31.Общение как эмоциональный обмен.Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций.При эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного. Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями. Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное). Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими. Этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты. Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция.Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать. К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

32. Психологическая характеристика межличностного взаимодействия.Межличностное взаимодействие — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму: непосредственную и опосредствованную, длительную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель, или в логике фатического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную и т. д., но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений и т. п.. В соц. психологии, термином «взаимодействие» описывают систему взаимовстречных действий, поступков, действий, которые имеют причинно-следственный характер подобной активности двух сторон, участвующих в межличностном контакте Важнейшими характеристиками межличностного взаимодействия являются предметность, эксплицированность (возможность стороннего наблюдения), рефлексивная неоднозначность и ситуативность. Предметность- наличие какого-либо объекта или задачи, по поводу которых и реализуется межличностный контакт. Здесь можно оговорить артефактный случай, как «фатическое общение» - по сути, беспредметное общение, когда целью выступает сам контакт. Эксплицированность - то и здесь возможны артефактные случаи, когда внешняя регистрация процесса и результатов взаимодействия практически невозможна или возможна лишь в «отсроченном режиме» (например, опосредствованное взаимодействие, интимное взаимодействие и т. д.). Рефлексивная неоднозначность-этот тип контактов может проявляться и как осознанный, и как неосознанный результат крайне сложно организованной совместной деятельности, ее распределения между участниками. Ситуативность отражает содержательную временно-пространственную конкретность осуществляемого контакта субъектов активности, позволяющую четко оценить продолжительность взаимодействия, его интенсивность, ценностной насыщенности и т. д.. Различают два основных вида взаимодействия—кооперацию, протекающую в форме партнерства, и сотрудничества, и конкуренцию, когда каждый из участников взаимодействия пытается достичь свою цель.

Наши рекомендации