Методы социальной работы в общине (социальная работа в микросоциальной среде, по месту жительства).

Социальная община – это относительно устойчивая совокупность, характеризующаяся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью массового сознания, социальных норм и интересов. Социальная общность – это форма совместной жизнедеятельности людей, человеческого общежития, которая складывается исключительно под воздействием объективного хода общественного развития совместного характера человеческой жизнедеятельности.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы.

Методы общинной социальной работы основаны на взаимодействии социальных служб/специалистов по социальной работе с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.

«Община» (микросоциум) – сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Микросоциум выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределении благ, социального контроля и т.д.

При этом основными методами работы являются:

– социальная диагностика;

– социальное прогнозирование;

– социальное планирование микросоциальной среды;

– социально-терапевтическая работа;

– развитие системы территориального самоуправления;

– благотворительные акции в микросоциальной среде;

– практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине – добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, или сообществ в целом.

Основные принципы реализации метода общинной социальной работы:

– доступность сервиса,

– активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи,

– межведомственный подход,

– поддержка и развитие новых инициатив,

– децентрализация контроля за бюджетом,

– подвижность.

Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы. Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.

Разрабатывая и внедряя методы социальной работы в микросоциуме, необходимо учитывать изменения, связанные с инновационными процессами, происходящими в нашем обществе. При этом одной из главных задач является внедрение наукоемких социальных инноваций, соединение науки и практики, объединение гуманитарных и технических знаний. Повышение качества самого социального пространства, постоянное обновление методов, расширение их функциональности должны осуществляться с учетом накопленного опыта.

Практика применения методов социальной работы показывает, что существуют определенные условия их эффективности. К таким условиям можно отнести:

– установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

– изучение и анализ проблемной ситуации;

– определение целей и задач совместной работы специалиста и клиента;

– видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

– оценка прогресса и результат совместной работы.

Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.

Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Это важно, так как многие методы на практике переплетаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково определение категории «метод»?

2. Какие две группы методов рассматриваются по отношению к социальной работе?

3. Чем объясняется отсутствие единой классификации методов социальной работы?

4. Как классифицируются методы профессиональной социальной работы?

5. Что представляют собой организационно-распорядительные методы в социальной работе?

6. Каковы особенности использования психологические методов в социальной работе?

7. Какие педагогические методы используются в социальной работе?

8. Каково содержание социально-экономических методов в социальной работе?

9. Каковы особенности использования методов индивидуальной работы в профессиональной социальной деятельности?

10. Какие методы относятся к групповым методам социальной работы? В чем специфика их применения?

11. Какие методы социальной работы используются в микросоциальной среде?

12. От чего зависит выбор методов в профессиональной социальной работе.

Тема 4. Целеполагание и его место в технологии социальной работы
 

1. Значение целеполагания в практике социальной работы. Типы целей в социальной работе.

2. Технология выработки цели социальной работы.

3. Функции и принципы целеполагания.

4. Задачи целеполагания в различных системах практик социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

Содержание цели многозначительно и многовариантно. На наш взгляд, наиболее близко нам определение, данное в Большом Энциклопедическом словаре:

Цель – категория, обозначающая заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека, группы людей.

Основополагающей среди всех процедур технологического процесса в социальной работе является процедура целеполагания.

Целеполагание – процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров, допустимых для осуществления идеи.

Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

Таким образом, целеполагание – это формулирование цели, практическое осмысление своей деятельности и определение оптимальных средств ее достижения.

Целеполагание – фундаментальное понятие в теории деятельности – широко используется в общественных науках.

Во-первых, целеполагание – это процесс выбора и реального определения цели, которая представляет собой идеальный образ будущего результата деятельности.

Во-вторых, целеполагание обусловливает алгоритм, который определяет порядок и основные требования к результатам деятельности.

Необходимо отметить, что целеполагание предполагает:

– умение планировать рабочее время с учетом ближних и дальних перспектив, с учетом важности задач;

– способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

– умение правильно устанавливать цели и достигать их.

В практике социальной работы различают две базовые цели:

первая – связана с тем, чтобы подопечный мог устроить свою жизнь более эффективно;

вторая – чтобы он смог получить возможность справиться со своей проблемой и воспользоваться в связи с ее разрешением новыми открывающимися возможностями в жизни.

Различают несколько типов целей:

• конкретные и абстрактные;

• стратегические и тактические;

• индивидуальные, групповые, общественные;

• поставленные субъектом деятельности и заданные извне.

Конкретная цель – это идеальный образ продукта непосредственной деятельности.

Абстрактная цель – это общее представление о некотором идеале, ради достижения которого осуществляется человеческая деятельность.

Стратегические и тактические цели определяются и обусловливаются временными факторами их осуществления и соотносятся как целое и часть.

Цель, которую ставит субъект действия, вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.

Цель, заданную извне, можно определить как объективное требование или требующую решения задачу.

Индивидуальная цель – ясно, что касается конкретного человека (клиента).

Групповая цель – поставлена перед группой клиентов.

Общественная цель – выражает то, что должно быть достигнуто всеми (или большинством).

Необходимо отметить, что существует и система целевых ориентаций социальной работы. Здесь имеются в виду профессиональные цели. Они представлены на общем и дифференциальном уровнях. Также подразумевается активность клиента в целеполагании.

Нормативные цели социальной работы – в наиболее общем виде чаще всего формулируются как оптимизация социального функционирования индивида, группы или общины.

Общие цели – выступают как экспозиция социального заказа и предпосылка взаимодействия, требующая дальнейшей конкретизации.

Дифференциальные цели – определяют содержание, характер и желаемый результат взаимодействия социального работника и клиента. Они возникают как результат соотнесения общих целевых установок социальной работы как нормативно регулируемой профессиональной деятельности, целей конкретного учреждения или организации с потребностями и запросами клиента.

Цель формируется людьми, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания.

Основные этапы формулирования цели:

1 этап – выделение необходимых характеристик и состояний объекта и их включение в целевую установку конкретного вида деятельности;

2 этап – определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

3 этап – ограничение цели от желательных, но объективно недостижимых результатов.

Особое место занимает целеполагание в организации и осуществлении социального действия. Технология социальной работы – это целенаправленный процесс социального воздействия субъекта на объект.

Целеполагание в социальной работе следует рассматривать с точки зрения ее методологии и организации.

Методологический аспект целеполагания заключается в обеспечении преемственности и связи общих и конкретных задач при определении путей решения социальных проблем различного уровня.

Организационный аспект целеполагания в социальной работе заключается в реализации конкретных путей и средств решения данной проблемы.

Целеполагание в технологии социальной работы можно представить как процесс селекции, отделения возможного от невозможного, желательного от нежелательного, закономерного от случайного в интересах получения определенного результата.

Целеполагание, таким образом, выступает как аналитическая деятельность. Такая деятельность возможна, когда субъекты целеполагания, а ими могут быть специалисты социальной работы различного уровня:

а) умеют анализировать ситуацию;

б) знают правовое пространство деятельности по решению реальной проблемы;

в) имеют опыт практической работы.

Формулировка и определение цели – важная ориентирующая процедура в технологии социальной работы. Она служит для определения основного направления действия.

В социальной сфере технологический процесс носит творческий характер, он не может быть линейным. Ряд операций может осуществляться параллельно либо в обратном направлении. Определенные процедуры могут меняться местами.

При формулировании цели в социальной работе особое внимание уделяется нравственным аспектам. При этом специалисту по социальной работе необходимы исключительная ответственность, творческий, нешаблонный подход, инициатива. Основным этическим правилом специалиста социальной работы должно быть: «Не навреди!».

Роль и место цели в процессе осуществления социального воздействия зависят от уровня социальной работы, на котором она осуществляется. Речь идет об управленческом или организационном и контактном (договорном), непосредственном срезе деятельности социальных служб.

Организационно-управленческий уровень определяет программу деятельности по решению социальных проблем. На этом уровне, исходя из основных направлений социальной политики государства, определяются стратегические цели, ставятся задачи, рассчитанные на перспективу, длительный период реализации.

На контактном уровне определение целей необходимо рассматривать как конкретное руководство к практическим действиям в связи с поставленной проблемой. Сформулированные на этом уровне цели предполагают более короткий срок реализации и достижения результатов.

В технологии социальной работы целеполагание выполняет ряд функций:

– выступает в качестве реального интегратора различных действий в системе «цель – средства достижения – результат конкретного вида деятельности»;

– предполагает активное функционирование всех факторов детерминации деятельности: потребностей, интересов, стимулов, мотивов.

– определяет рациональный вариант сбора информации и способы действий при решении проблемы;

– ограничивает объем информации, поиск которой осуществляет специалист по социальной работе;

– обеспечивает конкретизацию проблемы;

– помогает определить способы действий;

– помогает управлять процессом взаимодействия.

При проведении процедуры целеполагания необходимо руководствоваться следующими принципами:

– цель должна быть обоснованной и отражать требования законов развития объекта воздействия;

– цель должна быть ясной и достижимой;

– основная цель должна быть связана и соотнесена с целью более высокого порядка;

– цель зависит от потребности клиента;

– цели должны быть соизмеримы (должны иметь сроки достижения);

– точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации;

– определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие;

– определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач;

– определение вероятных последствий достижения сформулированных целей;

– определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления;

– выявление переменных проблемной ситуации – управляемых и неуправляемых.

При формировании цели важно определить, какие условия и относящиеся к ней обстоятельства поддаются воздействию и контролю, а какие – нет.

Следует помнить, что основное правило технологии – постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью

Если компоненты проблемной ситуации оказываются неуправляемыми, то просто опасно тешить себя иллюзиями относительно собственных возможностей.

Основополагающим принципом технологизации социального действия по управлению процессами и отношениями является выдвижение системы гипотез и целей, их структурирование, т.е. построение древа целей («Дерева целей»).

Древо целей – это способ формирования структуры целей социальных программ, обеспечивающих взаимосвязь множества целей разного содержания (экономических, социальных, политических, духовных), их согласование для достижения главной, единой цели.

Главная цель определяет направление социального действия.

Формируется древо целей по принципу «от общего к частному». На вершине – главная цель. Она расчленяется на отдельные составляющие (промежуточные цели – средства), от реализации которых зависит ее достижение. Промежуточные, в свою очередь, расчленяются на более частные.

Следует отметить, что в целеполагании важно прописывание и конкретизация целей. Это важно потому, что, как показывает практика, у записанной в деталях цели больше шансов стать реализованной.

В решении проблем людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, цель формируется специалистами социальной работы, поэтому в ней всегда имеет место элемент субъективного. Важно, чтобы субъективная сторона не преобладала в процессе целеполагания. Цель, которую ставит субъект действия (специалист по социальной работе) вырабатывается в результате внутреннего развития его собственной активности, творческого отношения и ответственности за порученное дело.

Сущность практики социальной работы состоит в том, что она влечет перемены, которые стимулируют адаптацию человека к окружающему его миру.

Различают четыре системы практики социальной работы, каждая из которых имеет свои задачи целеполагания:

1. Система «проводника перемен» – это деятельность специалиста по социальной работе или служб по осуществлению перемен в сознании, психологии, поведении, в отношении к окружающему миру клиента.

Задачи целеполагания в системе «проводника перемен»:

- ознакомление с проблемой;

- сбор информации по проблеме;

- уточнение и оценка главной проблемы;

- вмешательство в проблему;

- оценка результатов.

2. Система «клиентуры» – многообразие людей, групп, обращающихся за помощью в социальные службы.

Задачи целеполагания в системе «клиентуры»:

- уточнить цели клиента;

- определить собственные профессиональные цели;

- заключить договор – соглашение о целях предполагаемых перемен;

- договор должен включать главные цели решения проблем, задачи каждой из сторон, методы осуществления перемен.

3. Система «мишеней» – это люди или организации, заинтересованные в изменении положения клиента или компетентные по вопросам изменения положения. Их привлекает социальный работник для решения проблеем клиента.

Задачи целеполагания в системе «мишеней»:

- изучение объективности проблемы, её достоверности и существа;

- определение тех людей или организаций, на кого надо направить усилие в решении данной проблемы;

- определение целей этих организаций или людей, чьё поведение надо изменить для решения проблемы клиента.

4. Система «действий» – меры, направленные на решение проблем реальных и потенциальных клиентов.

Задачи целеполагания в системе «действий»:

- сбор информации относительно проблемы;

- определение действий, направленных на решение проблемы;

- выбор целесообразных методов и технологий.

В осуществлении системы «действий» участвуют и являются субъектами не только клиенты, социальные работники, но и те, кто может поддержать или способствовать непрямыми действиями в решении проблем клиента (например, деятельность НКО в системе социальной защиты населения).

Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в социальной работе, определяющий содержание, инструментарий и направленность действий специалистов социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова сущность целеполагания в социальной работе?

2. Какие существуют типы целей в социальной работе?

3. Какими принципами необходимо руководствоваться специалисту при формулировании целей в социальной работе?

4. Что такое «Дерево целей»? Как оно формируется?

5. Каковы этапы формулирования цели в социальной работе?

6. Какие требования предъявляются к формулированию цели в социальной работе.

7. Каковы системы практики социальной работы? Какие они решают задачи целеполагания?

Тема 5. Методы и технологии социальной диагностики
 

1. Понятие о социальной диагностике, ее сущность, цель и задачи.

2. Принципы социальной диагностики.

3. Процедурные этапы социальной диагностики.

4. Методы социальной диагностики.

Вопросы для самоконтроля

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист по социальной работе владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.

Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств:

– субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы;

– в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием;

– в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

Социальная диагностика – очень сложный и ответственный вид деятельности специалистов по социальной работе. Она требует соответствующего профессионального мастерства, так как затрагивает судьбы людей, различные социальные группы.

Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и представляет собой технологию, в основе которой – активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения.

На первом этапе работы и проводится социальная диагностика.

Существует несколько определений понятия «социальная диагностика».

Социальная диагностика

– это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации.

– этот анализ состояния социальных объектов и процессов с целью выявления проблем их функционирования.

– это методологический инструмент, дающий управленческим органам необходимые знания, на основе которых разрабатываются различные социальные прогнозы и проекты, изучается общественное мнение и морально-психологический климат в обществе (Е.И. Холостова);

– комплексный процесс исследования социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития (Российский энциклопедический словарь по социальной работе).

Диагностика как социальная практика стала распространяться в к. ХIХ – начале ХХ в. Для этого периода было характерно то, что:

– социальная информация носила нестрогий, произвольный характер;

– ее источники, как правило, – формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие способы индивидуального накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования. следовательно, результаты диагностики были неконкретны и оставляли значительный простор для авторской интерпретации.

Термин «социальная диагностика» получил распространение в конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. В настоящее время этот термин утвердился как важнейшее направление в социальной работе.

Диагностика (греч. diagnõstikos – способный распознавать, определять) – общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Термин заимствован из медицины. Значение диагностики в области социальных отношений таково же, как и в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. И наоборот. Поэтому диагностика в социальной работе – очень важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

В научно-практическом плане специалисту по социальной работе приходится решать круг задач. Сущность социальной диагностики – точное определение причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Поэтому социальная диагностика предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта – установить достоверность информации о нем и об окружающей его среде, спрогнозировать его возможные изменения и влияния на другие социальные объекты, а также выработать рекомендации для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Таким образом, социальная диагностика предполагает проникновение в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

Постановка социального диагноза – процесс творческий и трудоемкий. Он не склонен к стандартизации. Но он имеет определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы.

В социальной диагностике учитываются две группы факторов:

– социальные (внешние)

– биологические (внутренние).

Ведь задача часто заключается в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции – медико-биологических,

– психолого-педагогических и

– социально-экономических параметров.

Это обусловлено тем, что человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.

Задачи социальной диагностики:

– выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

– определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

– описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

– ранжирование специфических свойств клиента.

Поскольку диагностика строится на комплексном изучении деятельности клиента, основными объектами социальной диагностики будут:

– поведение и деятельность клиента;

– резервные возможности семьи;

– потенциал объединений, в которые входят клиенты.

Предмет социальной диагностики – особенности развития трудной жизненной ситуации.

Структура трудной жизненной ситуации включает в себя:

– действующих лиц, участвующих в происходящих событиях;

– деятельность участников, которая привела к трудной жизненной ситуации;

– переживания и интерпретацию клиентом случившихся событий.

Исходя из всего вышесказанного, может отметить, что во время проведения социальной диагностики необходимо учитывать:

– объективную сторону ситуации – взаимосвязи клиента с окружающими людьми и

– субъективную сторону – отражение этих взаимосвязей, взаимоотношений клиента с его социальным окружением, переживания, осознание этих взаимоотношений.

Мы знаем, что трудная жизненная ситуация – это утрата личностью независимости в реализации своих потребностей под воздействием объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся:

– неблагоприятные экономические условия проживания;

– военные действия и конфликты;

– смерть одного из близких родственников;

– утрата здоровья;

– последствия экстремальных ситуаций (насилие, пожар, террористический акт и т.д.);

– низкий уровень материальной обеспеченности др.

К субъективным факторам, сопровождающим трудную жизненную ситуацию, относятся:

– сопротивляемость клиента к преодолению проблемы с помощью личностных ресурсов, или наоборот,

– иждивенческая позиция;

– отсутствие ответственности за свои поступки;

– антисоциальные нормы и ценности, на основании которых клиент выстраивает отношения с окружающими людьми;

– конфликтные отношения с родственниками.

Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов.

Специалист по социальной работе должен соблюдать ряд социально-этических требований – принципов диагностики (они близки к принципам деятельности в социальной работе в целом).

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или лиц, их заменяющих.

Принцип научной обоснованности и подтвержденности. Результаты анализа должны быть, как минимум, достоверны и надежными. Это важно, так как за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных, их судьбы. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты нив коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергался обследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Этот принцип требует непредвзятого рассмотрения социального объекта, исключающего любые искажения действительности в чьих-то интересах. Ведь только беспристрастное заключение и сделанные по нему выводы имеют реальную научную и практическую значимость.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Принцип достоверности – информация должна быть верифицирована, проверена.

Принцип системности – изучаются все проблемы в комплексе.

Принцип клиентоцентризма – в центре внимания права и интересы клиента.

Принцип детерминизма – рассматриваются все причинно-следственные связи клиента и его окружения.

Принцип причинно-следственной обусловленности (причинности) – обусловлен универсальной связью и взаимодействием всех явлений и процессов в реальном мире. Это позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснить закономерности их возникновения и функционирования.

Комплексный подход в изучении социальных явлений. Объясняется тем, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества прямых и опосредованных человеческих поступков, отношений, действий в самых различных формах их проявления. Выделение отдельных возможно лишь условно, для накопления каких-либо конкретных данных. При диагностике эти конкретные данные всегда нужно увязывать со всем комплексом проблем.

Последовательная реализация перечисленных принципов позволяет организовать деятельность по постановке социального диагноза как единую, целостную систему и избежать субъективных отклонений и искажений действительности.

Итак, социальная диагностика – важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического специалиста по социальной работе. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Практически социальная диагностика используется в самых разных областях жизни и деятельности людей. Специалист по социальной работе является автором (или участником) прикладных психолого-педагогических, социологических, экономических обследований, занимается консультированием в решении социальных проблем, коррекцией и реабилитацией, формами и методами терапевтического воздействия и т.д.

Но чаще всего в деятельности специалиста по социальной работе диагностика выступает в качестве исходной, вполне самостоятельной сферы деятельности. С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею заканчиваться действия специалиста по социальной работе. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.

При проведении диагностических обследований определенная технология освобождает исследователя от субъективистского подхода, отражает уровень компетентности специалиста и адекватно выражает конкретную социальную ситуацию.

При проведении социальной диагностики специалист по социальной работе действует в трех направлениях. Он работает:

• с результатами деятельности (свойствами и т.д.) других (мы бы сказали «чужих»). Это позволяет выявить социальную соотносительную норму;

• с прежними результатами нашей деятельности (свойствами и т.д.). Если работает один, речь идет об индивидуальной соотносительной норме, если работает в группе – о групповой соотносительной норме. На данном направлении анализируются полученные измерения. Итогом работы становится классификация по интересующим нас признакам. Цель такой классификации – определение причинно-следственных связей;

• с поставленными целями (критериями). Это предметная соотносительная норма. Здесь осуществляется интерпретация (синтез) полученной разнородной информации.

Исходя из этого, при принятии управленческих решений целесообразно придерживаться определенной структуры социальной диагностики. Ряд исследователей в такую структуру включают следующие основные элементы:

– оценка состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей (статистических данных, балльных экспертных оценок, средств косвенного замера и др.);

– определение эталонного или нормативного состояния социального объекта;

– соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.

Хотя социальная диагностика – творческий и трудоемкий процесс и здесь не может быть стандартизации, все же в технологиях социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов (данная модель представлена в толковом словаре «Социальные технологии», 1995 г.).

Первый этап – предварительное ознакомление с объектом. Предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон. Возможных направлений изменения и совершенствования. Это ознакомление с клиентом.

Второй этап – проведение общей диагностики:

– постановка задач;

– выделение состава диагностируемых ситуаций;

– определение эталонных (нормативных) параметров ситуации;

– выбор методов диагностирования.

Третий этап – проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.

Четвертый этап – построение выводов, на основании которых делается заключение по диагнозу.

Кроме указанного варианта процедурных этапов социальной диагностики, существует и другой вариант характеристики этапов социальной диагностики. Он исходит из того, что процесс социальной диагностики имеет собственную внутреннюю структуру и включает в себя определенные стадии или этапы. Анализ каждого этапа социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждого из них, включая и возникающие на каждом из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе:

1 этап – этап осмысления, т.е. анализ сложившейся ситуации, её причин и характерных особенностей. Это один из наиболее «болезненных» для клиента и самых сложных для специалиста этапов. Такое положение определяется теми задачами, которые должны быть решены на данном этапе социальной диагностики:

– в ходе совместной деятельности клиента и специалиста необходимо сопоставить реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственную проблему, человек (группа) должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования, критерии или оценки;

– необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия;

– следует проанализировать ту систему социальных связей и отношений, в которые включён субъект, а также содержание его статусно-ролевых характеристик;

– сделать вывод о причинах расхождения желаемого и действительного, об истинных корнях тех проблем, которые затрудняют процесс социального и личностного функционирования субъекта.

2 этап – этап разработки альтернативных целей, приемлемых для конкретного субъекта. На данном этапе появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем. Важнейшей задачей специалиста является помощь человеку в постановке перед собой такой системы целей, которая максимально соответствует его возможностям, способностям и социально-ролевым характеристикам. Данный этап включает в себя следующие элементы:

– определение границ возможных для субъекта целей (могут быть различные объективные обстоятельства и факторы, оказывающие влияние на процесс жизнедеятельности человека и принятия им каких-либо решений);

– расширение социальной свободы субъекта, т.е. деятельность, направленная на активизацию его творческих и социальных сил (специалист должен суметь «рассмотреть» в клиенте активное, творческое начало, помочь ему найти новые возможности для приложения своих творческих сил с максимальной результативностью);

– построение нового идеала, стремление к которому позволит субъекту максимально эффективно выстроить всю систему последующей жизнедеятельности. Здесь важна совместная деятельность специалиста и клиента.

3 этап – этап поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное или социальное состояние. Осуществляется перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Решение этой задачи предполагает осуществление следующих процедур:

– рационализация целей субъекта, т.е. их осознание, чёткие формулировки и построение определённой последовательности достижения;

– определение социальных партнёров и союзников субъекта (чем шире круг возможных партнёров и союзников, тем более вероятным становится факт достижения субъектом собственных целей);

– определение тактических приёмов и путей достижения субъектом поставленных целей. Причём, эти пути и способы деятельности должны учитывать возможности и способности субъекта, его социальных партнёров и союзников;

– поиск и определение материальных средств реализации поставленных целей (финансовые средства, организационные, технические, технологические и др.);

– разработка программы и технологии перевода субъекта в иное качественное состояние.

На данном этапе появляется возможность разработать и предложить субъекту конкретный план его последующей деятельности, реализация которого позволит ему, во-первых, преодолеть возникшие социальные или личностные затруднения и, во-вторых, выстроить новую, более эффективную систему последующей жизнедеятельности.

Важно определить, насколько новое качественное состояние субъекта целесообразно, т.е. необходимо ему и его окружению. Кроме того, не менее важно определить и степень реализуемости разработанной выше программы.

Разумеется, в реальной работе жёстко выдержать подобные последовательность и разграничения достаточно трудно. Часто приходится решать эти задачи либо одновременно, либо на очень коротком временном отрезке.

Чтобы технологии социальной диагностики применялись эффективно, необходимо освоить теоретические положения, на которые они опираются. В противном случае специалист может совершить ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования.

Например, экспертная оценка в рамках бихевиористского подхода требует использования многих источников информации, включая непосредственное наблюдение индивида, его окружения. Возможно также моделирование реальных условий жизни. Могут быть применены также психологические аспекты самоконтроля и самоотчета, в которых формируется цепочка форм поведения, чувств, мыслей, проблем и желаний.

Технологически с бихевиористских позиций экспертная оценка включает следующие этапы:

1) формулирование цели решения имеющихся проблем;

2) сбор и систематизацию информации о формах поведения клиента;

3) изучение ресурсов личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей;

4) поиск дополнительных источников информации, общение с другими людьми, которых желательно вовлечь в работу, и план их вовлечения;

5) определение методов воздействия для достижения желаемых результатов;

6) выбор критериев прогресса для оценки результатов;

7) выявление помех и препятствий и разработка плана их преодоления.

Систему методов социальной диагностики условно можно подразделить на две основные группы:

1 группа методы проведения диагностического исследования – позволяют получить наиболее достоверную информацию о явлении, объекте исследования. К их числу относятся следующие методы:

• сбор первичной информации – на начальном этапе ведения диагностики целесообразно использовать метод сбора первичной информации, ознакомиться с имеющимися документами и статистическими материалами. Важно изучить соответствующие нормативные документы, справки, отчеты;

• ознакомление с документальными и статистическими материалами – особенно важно при диагностическом исследовании проблем занятости, ситуации на рынке труда, процессов демографической направленности и др.;

• диагностическая беседа – распространенный метод социальной диагностики. Позволяет получить достоверную информацию, уточнить некоторые предположения и восстановить более широкий контекст происхождения симптомов. Важно при этом учитывать и результаты наблюдения за поведением клиента, и другие ситуативные особенности;

• наблюдение – особый метод проведения диагностического исследования. Позволяет получить значительную информацию о клиенте, о его психологических особенностях, оценке им конкретной ситуации, его отношении к окружающим и др. Поведенческая реакция диагностируемого отслеживается специалистом в журнале наблюдения;

• интервью – позволяет получить дополнительную диагностическую информацию о социальном объекте;

• анкетирование – предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц.

• тестирование – нацелено на получение более углубленной информации с помощью вопросов, проективных рисунков, геометрических фигур и других исследовательских материалов, разработанных и апробированных специалистами.

После проведения диагностического исследования необходимо приступить к анализу диагностической информации, а в ряде случаев и к определению приоритетных проблем. Данная технологическая процедура диагностики имеет свои методы.

2 группа методы анализа диагностической информации, определения приоритетности проблем. К их числу специалисты относят:

• метод классификации – анализ диагностических данных начинается с их классификации. Для этого необходимо установить критерии их упорядоченности и фиксации. Классификационными критериями могут быть: принадлежность к конкретной категории лиц, нуждающихся в социальной помощи с учетом возраста, пола, семейного положения, занятости, социального статуса; характер социального явления с учетом его продолжительности, времени активного проявления и стабильного развития, основных тенденций развития, а также причин и последствий;

• метод корреляции – предполагает выявление взаимной связи, взаимного влияния проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между исследуемыми событиями, явлениями, особенностями поведения;

• метод сравнительного анализа проблем – используется специалистами, когда остаются неясными причины определенных явлений, обнаруженных в ходе проведения социальной диагностики;

• метод контент-анализа – близок к методу сравнительного анализа проблем. Основан на сравнительном сопоставлении. Только в данном случае речь идет о проведении сравнительного подсчета смысловых единиц. Такими смысловыми единицами могут быть высказывания клиентов, их окружения, дневниковые записи, сочинения, стихи, рисунки и даже письма;

• экспертные методы парных и множественных сравнений, ранжирования альтернатив – предполагают привлечение к проведению диагностического анализа широкого круга специалистов, включая аналитиков из смежных областей деятельности. Использование экспертных методов целесообразно тогда, когда дополнительную диагностическо-аналитическую информацию больше негде получить; следует отдавать предпочтение тем экспертам, которые непосредственно связаны с исследуемым объектом или явлением.

• метод дифференциации – нацелен на определение приоритетов проблем. Предполагает проведение условного расчленения полученных в ходе диагностики результатов. А затем – осмысление и анализ отдельных, от дифференцированных компонентов (элементов) исследуемого явления. В практике управленческого консультирования используются такие методы определения приоритетных проблем на основе дифференцирования, как метод “дерева целей” и метод “графа проблем”.

Таким образом, социальная диагностика – интегративная технология. Она включает в себя совокупность методов и приемов и предполагает умение специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиентов, резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализацию в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.

Социальная диагностика – это необходимое звено преобразовательной практики в цикле «диагноз – прогноз – программа – внедрение».

В заключение еще раз следует отметить, что социальная диагностика является одним из начальных и очень ответственных этапов в общей системе технологизации социальной работы. Ведь от обоснованности и достоверности диагностических данных, умения их верно интерпретировать зависит эффективность последующей профилактической и коррекционно-реабилитационной работы. Своевременно и правильно поставленный диагноз – это уже начало процесса социальной помощи и социального оздоровления.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких значениях термин «социальная диагностика» используется в современной социальной работе?

2. В чем заключается сущность социальной диагностики?

3. Каковы цель, задачи социальной диагностики?

4. Где применяется социальная диагностика?

5. Каковы принципы социально-диагностической деятельности?

6. Охарактеризуйте процедурные этапы социальной диагностики.

7. Каковы требования, предъявляемые к современным методам социальной диагностики.

8. Назовите основные методы социальной диагностики и охарактеризуйте их.

Наши рекомендации